О Чемпионате России в Москве

О Чемпионате России в Москве

Его сложно оценить объективно. Ведь это часть моей страны, города в котором я живу, работаю, тренируюсь, часть тех людей, с которыми дружу, общаюсь и соревнуюсь. Три дня соревнований позади. Я смотрю на куцую китайскую ленточку, на медаль на все времена, неподписанный диплом без печати и нутром понимаю, что так не должно быть. Ведь еще месяц назад я соревновался в Гродно, на чемпионате Беларуси, а лет пять назад стал чемпионом Украины и Гонконга. Странно, эти государства обошли нашу гигантскую богатую Россию, где с экранов и передовиц мне рапортуют о спортивности, заботе о населении и новых стадионах. Я живу вокруг этих стадионов, манежей, но тренируюсь зимой и летом по тротуарам, так как на тартан вход разрешен либо за деньги, либо футболистам.

- Слава, тебя заявлять? – спросил Моисеевич за три недели до старта.

- Да! На пятерку ходьбой, да на полторашку бегом.


- А десятку, восемьсот нет?

- Нет. Не успеваю.

Этот чемпионат свалился на столицу, как снег в июне. Он должен быть в Саранске, и мы чудом не взяли билеты на самолет и не забронировали там апартаменты. Но город – колыбель спортивной ходьбы выступил категорически против. Ветеранский спорт не нужен Мордовии, также как и в прошлом году Ульяновску. Да и Москве он тоже не особо нужен. Но отступать федерации уже некуда. Сверстан регламент, и я в очередной раз чертыхаюсь, что никто не думает о работающих. Как работодатель отпустит работника в пятницу? И это хорошо, что я омосквичился, а если бы летел из Владивостока.

Рискую чьей-то жизнью, я отпрашиваюсь на час раньше. Позади сутки и день, проведенные в больнице. Три часа сна и режим нон-стоп. Пытаюсь забыть морсы, реанимации, пневмонии и переломы. Вспоминаю, что отдых – это переключение деятельности. Впереди у меня ждет светлое. Борьба с соперниками, секундомером и настрой на лучшее время. За двадцать минут до старта я у цели.
В манеже встретил Надю с детьми.

- Слава, на стадион не пускают с колясками!

- Странно, только что видел, как машины запускают через ворота.

- Наверное, думают, что мы будем по тартану рассекать…

Убегаю на поиски номера. Хорошо, что есть друзья, которые выручают. Кто-то зарегистрирует, кто-то номер получит, а кого можно попросить и за награду расписаться. Радуюсь за родное РЖД, реклама которого красуется на номере.
Говорят, что спорт в стране становится популярный. Недавно в метро встретил рекламу, что сорок процентов Новой Москвы занимаются спортом. Статистика видимо считает всех, кто смотрит футбол по телевизору, на стадионах и в пивбарах.  Лет до пятидесяти насыщаемостью могут похвастаться лишь спринтера. А так в большинстве видов, один-три человека на вид, а то и вовсе никого. Это в Германии на чемпионат страны может собраться пару тысяч атлетов, на чемпионат России больше трех-четырех сотен редко когда приезжают.

Традиционно спортивную ходьбу проводят до церемонии открытия соревнований. Правильно, зачем мозолить очи большинству легкоатлетам таким непопулярным и мало привлекательным в стране видом спорта. Что говорить, даже в столичных парках, крутят у виска или дрессируют собак на ходоков. Ведь бегун может хоть убежать от пса, а ходоку податься некуда. Скоростя не те.

Хорошо, что сегодня сделали три захода. Правда, в сильнейший мужской поставили и одну женщину, сославшись на то, что ее с работы не хотели отпускать. Понимаю её. Сам почти такой. Оглядываюсь, из двух десятков ходоков, я самый молодой. Те, кто мог бы сегодня приехать, или давно разочаровался в ней или пьют беленькую, что, в общем-то, одно и тоже. Априори золотая медаль у меня в кармане. Главное лишь дойти до финиша.

Судья не стал перечислять нам правила спортивной ходьбы, лишь сказал, что все будет строго и то, что прощали пожилым ходокам (60+) нам не прокатит. Правда, я так и не увидел ни штрафного загончика, ни штрафной доски. Поэтому поверил ему на слово.

Дали выстрел и время понеслось. Учитывая дефицит сна, слабую разминку решил, что лучше не торопиться. Первые двести пройдены за минуту. Первый километр четыре пятьдесят восемь.

- Меняемся? – спросил Дима Кузнецов из группы М50, обходя меня справа.

- Я не против… Всё же полегче будет.

Второй километр мы прошли за четыре пятьдесят, и снова сделали рокировку. Темп нарастал. Надя фотографировала. Болельщики поддерживали. Судьи строго не судили. Вот и звонок колокольчика отправил на последний круг. Друзья комментируют, что Дима держится в тридцати метрах и можно не рвать. Но я уже давно соревнуюсь с секундомером, и задача была показать лучшее время в сезоне. Что и удалось! Финиш, эмоции, поздравления! Все невзгоды позади, когда выполнил то, на что был настроен. Угадать свою текущую готовность и грамотно разложиться по дистанции – это и есть задача многолетних тренировок.

Краем глаза замечаю церемонию открытия. Ни парада участников, ни подъема флага, ни духового оркестра, ни малейшего напоминания о сегодняшнем старте в виде атрибутики, программки и сувениров. Традиционная сухая речь, что скоро тучи допинга рассеются над Россией, и мы покажем, кто мы есть!

Звучит гимн, после которого мы же убегаем со стадиона за малышами в детсад. Памятуя опыт прошлогодних награждений, ждать часы напролет, пока секретариат оформит сводную ведомость, желания нет. Электроникой на Чемпионате России, как не пахло, так и не пахнет. Все по старинке, как в прошлом веке. Ручкой, карандашом, да ластиком.

Странно все это наблюдать. Ведь стартовый взнос на чемпионате России не самый дешевый. 900 рублей регистрация и 250 рублей стоит обязательная страховка. В принципе, на сегодняшний день – это стоимость хорошего столичного соревнования в манеже или пробега по шоссе, кросса. Но там, улыбаются тебе все, и электроника с чипами, и медаль красивая, и атрибутика, а иногда и футболку подарят, я уже не говорю про призы. Как сказал мой пермский друг, получавший в девятом часу за меня наградную грамоту, организаторы перепутали всем время, и ему с матом-боем-криком пришлось отстаивать правду-матку…

День третий. Старт на полторашку.

 «По техническим причинам из-за большого количества участников на десять тысяч метров вся программа сдвигается ориентировочно на два часа» - объявление, которое встретило нас на стадионе. Участники сетовали, кто-то опаздывал на самолет, кто-то сдавал билеты на поезд. В 21-м веке любой третьеклассник, знающий таблицу умножения, справился бы с этой задачей. Даже без компьютера. Но организаторы игнорируют атлетов, прикрывая свою нерасторопность таким нехитрым обманом. Ведь, даже лишний «забег» на десятку не может сдвинуть программу на два часа. Да и потом, аншлаг на Чемпионате России – это скорее нонсенс.

Солнце палит. Дети зовут в кафе. Удивительно, что в воскресный день оно открыто и напоминает о том, что вход в него со своими продуктами питания категорически воспрещен. Но там либо рис с подливкой, либо что-то непрезентабельно жидкое, либо остатки сухого печенья, от чего они воротят нос, и мы уходим в сторону Макдональдса у метро.

С задержкой в два десять нам дали старт на полторашку. Здесь участников побольше чем в спортивной ходьбе. Вперед уносятся тридцатипятилетние, я же силой воли торможу. В планах тридцать семь секунд каждые двести метров и лишь после тысячи немного ускоряюсь. Из протоколов узнаю, что я второй. Мои соперники по Смоленску и Гродно сегодня позади. Я доволен. Хотя понимаю, что с таким временем на Чемпионате мира или Европы я был бы во втором десятке. Мои ровесники бегают там сильнее.   

Откуда-то пронесся слух, что медали закончились. Я конечно не поверил. Но когда подошел в наградной отдел, увидел, что да. Лишь пустые ленточки триколоров да нефирменные дипломы.

 Соревнования закончились. Даже на куцую церемонию награждения третьего дня у организаторов не хватило ни сил, ни терпенья, ни силы духа.

- Я вам выпишу грамоту, молодой человек, - комментировала волонтерша. – Печать поставьте на третьем этаже, а Чиркова ищете где-то на стадионе у машины. Увидите, его, там еще багажник открыт.

- И как эти ху…вые легкоатлеты за…али, - смачно заглатывая пластиковый стаканчик, закусывая магазинной селедкой под шубой, выразился судья и сотоварищ главного орга, - из-за них, бл…, на футбол не успеваем…

Мне уже не хочется стоять в очереди из десятка человек, толпившихся у капота, эндорфины рассеиваются, а мы восвояси уходим с Чемпионата России. Все это ведь нюансы, мелочи, которые портят жизнь, и которые можно было бы не замечать, вспоминая лишь яркие мгновения спортивной борьбы и листая ленты друзей с приятными фотографиями в инстаграме и фейсбуке. Но очень хочется, чтобы те, кто делает любое дело, делали его профессионально и в тренде с текущим днем. Ведь, любой иностранец, даже тот же сосед с Украины или Беларуси засмеёт наш чемпионат, увидев такую анархию в головах и на дорожках…


Рецензии