Генератор детективов

Современный русский детектив - явление уникальное. Уже хотя бы потому, что в нем напрочь отсутствуют стандартные ингридиенты жанра, изобретенные его основателями. В классическом варианте детектив предполагает наличие преступления, автора и мотивы которого предстоит выяснить сыщику, прибегнув к целому ряду улик, логических построений и следственных действий. В современном же русском варианте присутствуют лишь условные названия героев, прикрепленных к костюмам персонажей в виде табличек, как в школьном спектакле. Да, преступники и там совершают преступления, но зачастую в конце произведения становится непонятным, как физически они могли сделать то, что сделали, при этом оставаясь незамеченными многочисленными группами профессионалов, наводнившими место происшествия. Мотивация преступников тоже остается загадкой - вместо привычной и милой сердцу алчности ими вполне может двигать обида и даже чувство неудовлетворенной справедливости, не говоря уже о таких экзотических вещах, как стремление к гармонии, социальный протест или животное любопыство. Деяния их сопровождаются вереницей роковых оплошностей, которые каким-то странным образом ухитряются не привлекать внимания следователей. Здесь стоит отметить, что поведение следственной группы - это отдельная песня или даже целый жанр. Если они и собираются на месте преступления или в кабинетах, то только для того, чтобы кричать по адресу незримого бога, что у них нет никаких улик и свидетелей, пить водку и совокуляться, в том числе и с преступниками, в лучшем случае, ни о чем не подозревая. Свидетели мрут, как осенние мухи, попавшиеся с поличным утверждают, что против них нет никаких доказательств, навороченные импортные замки открываются обычным ножом или пальцем, персонажами произносятся философские речи сомнительного качества, происходят пылкие выяснения отношений на пустом месте, и вообще поведение большинства героев (положительных в том числе) заставляет опытных психиатров поднимать в недоумении левую бровь.

Идеальной иллюстрацией положения в современном русском детективе является сериал с участием майора Черкасова в исполнении Андрея Смолякова. Здесь можно найти всё, о чем говорилось выше. После каждого поворотного события сюжета Черкасов напивается вдрызд, орет на судебного эксперта Зину, объявляя ее чуть ли ни причиной мировой преступности, разруливает проблемы личной жизни и своих подчиненных, хамит начальству, любит чужих детей. Если он и производит какие-то следственные действия, то они остаются за кадром, а нам доступно лишь посыпание пеплом его лысой головы. Все женщины в кадре без ума от него, и это является главной загадкой сериала. Справедливости ради стоит сказать, что его полная профнепригодность компенсируется с лихвой вспышками интуиции, которая корректирует направление его движения.

Под стать ему и другие личности. Соня Тимофеева, ближайший соратник Чаркасова, периодически сливает материалы дел злоумышленникам, избегая наказаний; спит с подлецами, игнорируя единственного нормального ухажера, Алексея Гаркушу; падает в обмороки при виде крови. Полковник Саблин - опытный отстранитель от дел майора Черкасова, друг оборотней в погонах, покровитель талантливого вредителя в лице своего зятя Никиты Пожидаева. При он этом духовный ментор Черкасова и остальных, непререкаемый авторитет, глыба московского криминального сыска. Художник Стас Шелест, введенный в картину для культивации в зрителе ненависти к либеральным идеям, тоже любит заложить за воротник при малейшем давлении судьбы, но, в отличие от Черкасова, ему нет необходимости маскировать свое безделье и бездарность. Нужно ли говорить, что у него поэтому от женщин нет отбоя. Не беда, что все они в итоге умирают. Проплакавшись и похмелившись, герой продолжает противоречить своим словам и здравому смыслу, подвергает опасности хороших в общем-то людей, стонет от ужасов диктатуры и идет с ней на компромисы.

Отдельной похвалы заслуживает и многочисленный неадекват. Маньяк и по совместительству патологоанатом Паша выносит ведрами на помойку человеческие внутренности, пытает своих подопечных, подвешивая их на веревках, закрепленных в хитрых архимедовских блоках, уклоняется от приема внутрь антишизофренических таблеток и, как Фигаро, успевает планировать и совершать убийства, совершенно не заботясь об имидже сына известного хирурга. Нюра Горбатова, легко променявшая профессию уборщицы на киллера, безумно крошит на своем пути человеческий материал, будто ей за это платят. Отделанная резиновым шлангом, она, видимо, магически заживляет себе раны, и занимается детским петтингом с Пашей - по-другому трудно объяснить их совместное лежание в постели при полной закрытости интимных мест. Дядя Миша, матерый зэк и мясник, страдает приступами милосердия. Илья Любовский осознает себя уродом, но не в силах контролировать свое присутствие в пространстве и времени. Опереточный певец Влад так лихо орудует топором, что непонятно, зачем ему нужна сообщница и обуза в виде малолетнего свидетеля Славика. Тонька-пулеметчица никогда уже не рассказжет нам, где она научилась так метко стрелять по глазам и становиться невидимкой в парке, оцепленном ментами и комитетчиками. Ее свекровь, спалившая в тазу улики против невестки, теперь устно пытается донести до людей правду.

Многие персонажи страдают сердечной недостаточностью. В ходу астма, пещерный алкоголизм и бытовое слабоумие. Некоторые не стыдятся открыто петь немецкие марши и высказывать вслух антисовесткие измышления. Бросается в глаза и сложная схема взаимоотношений между государственными учреждениями. КГБ не имеет возможности задать вопрос сотруднику милиции, подозреваемому в коррупции. Полковники и подполковники МВД отдают распоряжения директорам предприятий торговли, касаемые перемещения товаров. Генеральные секретари и министры имеют демократичную привычку общаться с рядовыми (по их меркам) подчиненными, лишая тем самым могущественный репрессивный аппарат, находящийся в их полном распоряжении, шансов проявить себя. В этом факте, скорее всего, и содержится объяснение, почему реальные уголовные дела, послужившие прототипами для сериала, раскрывались в считаные дни - они не пользовались услугами сценаристки Зои Кудри.

При таком вопиющем безобразии в отрасли российские сотрудники пера и кинопленки не устают, вальяжно оттопырив губу, критиковать в своих интервью Голливуд за их "клюквенные" поделки. Мол, там буденовки у наших красноармейцев исторически обходились без логотипов "Адидас". Что есть сущая правда. Оданако свою "клюкву" отечественные дельцы лепят по тем же лекалам невежества и безразличия к подлинности, что во сто крат отвратнее, поскольку описывают они среду собственного обитания и культуры. Похоже, что в погоне за погонным метром, генерирующим бабло, им все едино.


Рецензии
Доброе утро) мы с вами смотрим разные фильмы) Мне такие не попадались) Правда, я смотрю детективы не по телевизору а на киносайтах - наверное, там выставляют лучшие? Например, Консультант.

Александра Лукъянова   31.07.2019 15:37     Заявить о нарушении
Спасибо за наводку ))

Сергей Боровский   31.07.2019 14:39   Заявить о нарушении
Обожаю детективы) практически, смотрю только их - и преимущественно российские. Потому что в них люди живые, они не лишены юмора, а истории интересны психологам своей типичностью)

Александра Лукъянова   31.07.2019 15:39   Заявить о нарушении
Значит, мне с Черкасовым не повезло ))

Сергей Боровский   31.07.2019 15:43   Заявить о нарушении
Жду вашу наводку) никогда не слышала про Черкасова)

Александра Лукъянова   31.07.2019 15:44   Заявить о нарушении
Майор в исполнении Смолякова.

Сергей Боровский   31.07.2019 15:59   Заявить о нарушении
Лучше название фильма. Так будет проще его найти и посмотреть на Смолякова

Александра Лукъянова   31.07.2019 16:22   Заявить о нарушении
"Шакал" называется. Сериал.

Сергей Боровский   31.07.2019 16:39   Заявить о нарушении
спасибо! что-то про него слышала

Александра Лукъянова   31.07.2019 16:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.