Толковый словарь русских слов. Часть 3

  Гл. 2.2   Реки и озёра.

«В состав самых древних и настойчивых географических названий входят значительные, по их количеству воды и длине, реки. Эти словно в интернациональной собственности, и редко обменивают свои древне-образованные названия… Поселяющееся новое население заимствует названия рек, которые употребляют жители того места, в первую очередь, названия больших рек, которые они иногда применяют по фонетике и системе названий своего языка. В случае населения смешанной национальности, тот народ считается прежней колонией, из языка которого разрешимы гидронимы данной территории».  (Лайош Кишш – венгерский учёный)

Этимологию названий рек «учёные» толкуют из фино-угорского  и других языков, где окончания  «га», «ва», «ма», «ша», «та» - это как бы «вода» или «река», и в большинстве своём названия рек обозначают либо «большая вода», либо «большая река». Но финские названия рек таких окончаний не имеют, а заканчиваются обычным – joki, что значит – река. Чтобы «разрешить» названия рек  на территории России  не нужно искать истоков их значений в созвучных аналогах других языков, нужно попробовать понять их смысл на своём русском – «могучем и великом». Это сделать не просто современным наследникам русского языка, далеко отошедших от языка своих предков - гиперборейцев-гоев. Сегодня даже специалисты с трудом понимают редкие сохранившиеся древние рукописи, годами бьются над их переводами.
Чтобы правильно понять письмо наших предков нужно окунуться в то далёкое время, заговорить тем забытым народным «говором», который отчасти сохранился в глухих заброшенных уголках страны. В этих «говорах» сохранилась корневая основа слов, в какой-то степени можно доверять версиям образности азбучных символов и словарям - всё это может помочь понять смысл названий родных рек и озёр.  Но при этом нужно учитывать необычность для современного «цивилизованного» человека образности  мышления наших далёких предков, ставя их не ниже современного человека, как это делает церковь и согласная с ней историческая наука, а наоборот - значительно выше. Предки ведали больше о законах  мироустройства, жили в гармонии с Природой, т.е. понимали её лучше нас и берегли. Сбережём ли мы свой Язык, сохраним ли первозданной  свою Природу?

1.   АЗОВское море ((Плиний старший, перечисляя в своих трудах скифские племена, упоминает племя асоки (ассы, Азия – страна ассов), Сурожское море, Сурожская Русь, см. сл.125; др.греч. – ;;;;;;;, у римлян – Maeotis (М;otis) Palus – меотийское болото; тур. Bal;k Denizi – рыбное море);
Азов  –  изначально неизведанное, как некое множество (племён) собранное воедино.               
               
2.    АМУР (образуется от слияния Шилки и Аргуни, хотя левый приток р.Зея в месте слияния более полноводная река; считается, что название произошло от тунгусо-манджурской языковой основы - «амар», «дамур» - «большая река»; китайское название – «чёрный дракон» (как олицетворение «добра», победивший «белого» - злого);

– изначальное движение зова-послания существует как неиссякаемая энергия.

 3.   АНГАРА (Считается, что  название произошло от бурят., эвенк. корня «анга», означающего «разинутый», «раскрытый», «открытый», а также «промоина», «расселина», «ущелье», что связано  с характером  морфологии  долины реки у истока, напоминающем расщелину, ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала; в исторических источниках Ангара впервые упоминается  в XIII веке под названием «Анкара-Мурэн» (мурэн - река); русское название  реки - Нижняя Тунгуска (Топонимический словарь).  Но так как эта река единственная, которая вытекает из озера Байкал (Святое море), то возможно название связано именно с этим, т.е. слово «Ан-Га-РА  - это «ан» - от, против; «га» - путь, дорога; «РА» - божественный свет, божественное начало, изначальная энергия);

 – водная дорога от божественного начала РА (от Байкала);

4.    АРГУНЬ (Река, протекающая по территории Китая и России, правый приток Амура; на языках народов: - бурят. «Ургэнэ» - широкая река;  эвенк. «Ергэне» - «извилистая река»; монг. «Эрг;нэ» - означает «широкий»; кит. - «Эргуньхэ»; русское название этой реки на «Чертеже Сибири» 1667 г. – «Аргуня», «Аргуна» (Анугра – Ангара); есть версия происхождения названия от древнего народа «анунгалов», добывавшего  в бассейне реки серебро, т.е. название от древнего корня слова «серебро» - H;er;; – белый, блистающий; лат. argentum ( https://cont.ws/@otshell/1189728 ). Аргун – река на Северном Кавказе, правый приток Сунжи (бассейн Терека), по-чеченски означает узкое глубокое ущелье – Аргунское ущелье. (Ущелье получило название от реки, или река – от «ущелья» - ?). Интересная версия происхождения названий рек Ангары, Аргуни и озера Байкала по древней легенде об Алатырь-камне, по которой он явлен горой Белухой на Алтае (Семиречье), горой Иремель на Урале (Уральские горы ещё называли Белыми горами)  и горой Эльбрус на Кавказе (по-другому именовалась - Бел-Алабыр, Белая гора, Белица). С Эльбруса-Алатыря стекает Белая река - Алатырька.
(В Приэльбрусье в древности был Белый город  ирано-аланского племени белогоров (алаберов, албелов, аланов, алаунов, русколанов) во главе с князем Бусом Белояром (в «Велесовой книге» назван «Боже Бусе», в нартской традиции народов Пятигорья – Баксан). Бус Белояр был последним царём Ведической Руси - Сурожской Руси - Русколани - Антии (столица царства – Кияр, Кий-Яр, Яр-Кий, Киев Антский), был убит готами в 368 г.н.э. На месте захоронения князя и ещё 70 вождей по велению жены князя Эвлисии был насыпан курган с каменным изваянием на вершине, а река Альтуд переименована в Баксан. https://maxpark.com/community/725/content/4871119  - Бус Белояр)
Т.е. возможна такая цепочка изменений названия реки, связанная с Алатырь-Камнем:

 Ангара – перевёрнутое Арагна – Аргуна – исток энергии движения и взаимодействия, как принцип свойства всего изначального.

5.    БАЙКАЛ(стар. – Баюкальское море; от якутского «баай» - богатый и «кюёл» - озеро;  от бурятского «Байгаал-далай» - обширный, большой водоём, подобный морю, где «далай» означает также «необозримый, вселенский, верховный, всевышний»;  русское название Байкала – «Святое море», с которым связаны легенды об Алатырь-камне и птице Гамаюн. Откуда родились эти легенды? Ответ на одну из них даёт название самого большого острова в центре озера – Ольхон (бурят. «ойхон арал», «ойхон» - лесочек (или немного лесистый), «арал» - остров. 
Остров уникален по красоте и разнообразию ландшафтов, а также множеством необычных и таинственных мест (Шаман-скала, ранее называемая Камень-храм, Курыканская стена, горы Ижимей, Сахюртэ, Ёрд). Археологами были найдены следы первых людей - посуда и оружие эпохи неолита, которым более 5000 лет. Бурятские шаманы в конце 90-х годов прошлого века объявили остров своим «главным святилищем и культовым центром». Но таким культовым местом остров был намного раньше, о чём говорят археологические находки, сооружения из каменных плит, древние культовые сооружения, а также древние легенды об обитающих на острове духах и о священном  камне Алатырь. В тюркских языках «арал» означает «остров, архипелаг». Вполне возможно, что это сохранившееся из др.-рус. «ар-ал» - «земля-камень» - «остров-камень» - изначальный камень Алатырь.

Баiк-ал – божественное начало  истины (Вселенского уровня),  как изначальный камень (Алатырь).

6.    БАЛТИКА (от лат. «balteus», «balteum»  - пояс; латыш. «balts» - белый; наиболее ранние латинские тексты упоминают Балтику как «mare Suebicum», «mare Suevicum» или «mare Sarmaticum» - сарматское море;  стар.слов.  Скифское, Венедское, Варяжское море)
 
Балт(и)ка  – «балт» - единение множества мирно мыслящих людей,  утверждённое  свыше  + ка – малая часть от общего единства множества мирно мыслящих людей, утверждённое свыше. Т.е. изначально слово обозначало единство славянских племён, живущих по южному побережью Скифско-Венедского моря.
 
(Балты  –  «кабинетный» термин XIX в., введённый в историческую науку для обозначения этнического и языкового сообщества некоторых племён Восточной Европы, — пруссов, куршей, жемайтов, ятвягов, земгалов, латгалов, голяди. Жемайты, земгалы, курши, латгалы признаются предками латышей и литовцев.)

7.    БЫССА  (река в Амурской области (тюрк.: быс, бус - туман, пасмурная погода; эвенк. - бусэ - пояс) , левый приток Селемджи, впадает в р.Зея, приток р.Амур);

– божественное единство соединения потока с человеком.
    
8.     ВАРЗУГА (река в Мурманской обл.; поморское «Варзуга» означает «весёлое место»);

–  направленность изначальной энергии, емлющей свет знаний, как дорога, ведущая к истине.
 
9.    ВЕТЛУГА (Левый приток Волги, образуется из слияния двух небольших речек-ручьев Быстрой и Вороной в Котельническом уезде Вятской губ.  Ветла, мн. ветлы, - ж. белая, серебристая ива);

 – определённое разнообразие, утверждённое свыше,  направлено на постижение мудрости; (или - водная дорога среди белых серебристых ив).
 
10.    ВИСЛА (впервые название реки записано Помпонием  Мелой в 40 г. н. э. как Vistula; Плиний старший  в книге «Естественная история»  (77 г. н. э.)  использует для названия форму Vistla; слово происходит от индоевропейского корня *u;eis- «медленно течь». (Википедия)
(Ссылка на некий корень слова из индоевропеского языка, которого как и древнескандинавского никогда не было – это далекая от научности версия этимологии названия реки.)

Вистл — народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран. Англ. whistle («свист, свистеть, свисток»), в немецком schwirren  «свистеть», в руском  «свирель» от др.рус. «свирити» - свистеть. Возможно, название реки произошло от сравнения её тихого и спокойного течения с этим музыкальным инструментом.

11.   ВОБЛЯ (правый приток Оки; река с таким необычным названием, которое  наверняка любой человек свяжет  с  рыбаком-неудачником,  протекает по Московской обл., Луховицкий район; лингвисты возводят это название к праславянской основе «obl» (круглый), с последующим появлением диалектного протетического звука «в» (аналогично произнесению слова «утка» как «вутка»; или от правслав. vabiti - манить), др.прусск. woble - яблоко), литовское vabalas - жук -?);

 – сами люди являются хранителями знаний о божественном.

 12.    ВОЖЕ(га) (оз. Вологодской обл.; главный приток - река Вожега);
 
 – водная дорога направленная к определённому  преобразованию существующего.

 13.   ВОЛГА (Самая большая река на европейской части России, справочники дают множество вариантов толкования этого названия реки: 
 – древние литературные памятники индоевропейцев «Ригведа» и «Авеста» (рубеж 2 - 1-го тясячелетий до н. э.) дают название Волги как Ранха (Ранга, Ранха-Ганга), указывая, что  впоследствии ввиду языковых изменений оно сократилось до Ра;
 – Скифы (VII –II вв. до н. э.) также называли Волгу Ра, они были индоевропейским народом, их самоназвание «сколоты», от которого как бы произошло этническое название славян (сколоты, сакалибы, сакалавы, скловены, склавяне, славяне);
 – под именем Ра она известна в II веке в трудах греческого географа Птолемея;
 – более позднее название «Итиль», произошло (как бы) от тотема хазар – собака, волк (ит – собака, иль – племя, т.е. «собачье племя»); (но какое отношение это имеет к названию реки?);
 – по другой версии название реки дали «гуны»: - «Итиль» – вода;
 – есть версия происхождения названия реки от имени русского богатыря Вольга (способного превращаться  в Волка), проявившего себя в сражениях против «хазарского каганата» в дружине под предводительством князя Святослава; (Версия, пожалуй, самая слабая.  В недавнем прошлом была такая мода переименовывать улицы городов и даже города именами новых героев, но обижать духов рек и озёр считалось делом не пристойным даже у чужих народов. Скорее всего, имя этого богатыря  «Ольг» переиначили в «Вольг», соотнеся его с названием реки, ярость которого в бою сравнивали со свирепостью «Волка»);
 – на татарском языке название звучит как «Ак-ид;л»;
 – мордва (мокша), обитающая в районе средней Волги, до настоящего времени сохранила в своем языке древнее название Волги, как Ра (Rav – Рава – поток, река); мордва (эрзя) – «инелей Рав» – великая река Рав спускается вниз, или «валга Равга» - спускаться по Ра; эрз. «раське» - живущие у Ра;
 – в языке чувашей сохранено древнее название Волги как «Шур Атал», что значит «большая река»;
 – исследователь гидронимист  О. Н. Трубачев (1968 г.) название Ра выводит из древнеиндоевропейского, древнеиранского слова «rautah» (раута) — вода, река, речное течение, сохраненное в настоящее время во многих современных гидронимах Ирана и Афганистана;
 – гидронимист А.И. Попов,  И. И. Муллонен полагают, что гидроним Волга произошел из саамского Волоньга (Волонга), в котором в результате изменений в языке утратился «Н» (Волога) и, наконец, Волга (А. И. Попов, «Географические названия», Введение в топонимику., М.-Л., 1982, С.90).
(Гидронимы и топонимы на -ньга (-нга) имеем от Приморского края до Крайнего Севера и Кольского полуострова: рр. Киренга в Прибайкалье (приток Лены), Катанга, топоним Меренга, Покшеньга — приток Пинеги, бассейн Северной Двины; Иоканьга, Печенга - в Мурманской области; в Карелии - Оланга, топонимы Маленьга, Пенинга; в Бурятии  р. Селенга, впадает в озеро Байкал; Приморский край - Садага, Улунга, Самарга, Тамга, Табарга; их много в  бассейне р.Волга -  Кокшага, Ветлуга, Дрязга, Канерга, Луданга (впадает в Ветлу-гу) и др.)
(Конечно, столетия, а тысячелетия тем более, огромный срок, и слова со временем изменяются даже в языке одного народа. Испытание временем перенес и гидроним Волга.  Но связывать окончание названий рек на "га" с их фино-угроским происхождением абсолютно неверно. Окончания на "га" имеют слова, не относящиеся к названию рек: - доро-га, коря-га, кни-га, мелюз-га, раду-га, тай-га, теле-га.)
 – арабский автор, мусульманин Ахмед Ибн-Фадлан, в 921—922 годах посетивший волжско-камских булгар, знает только одно название  Волги — Итиль;
 – в средневековье булгары полагали началом Итиля реку Белую, текущую с Урала в Башкирии. По их понятию выходило, что Ока, впадающая в Волгу — приток притока Итиля. Башкиры до сих пор реку Белая называют Этель (Итиль);
 –существует  гипотеза происхождения гидронима Волга от марий-эльского (черемисы, марийцы) «волгыдо», что значит «светлая»;
 – арабские авторы-путешественники IX—XIII вв. в своих трудах не оставили названий верхней и средней Волги. Сами они до истока Волги (в Тверской области) не поднимались, а использовали сведения, полученные от купцов. Первое упоминание в источниках о Волге находим в письме периода 954—961 гг. хазарского кагана Иосифа. Этот документ — единственное письменное свидетельство, дошедшее до нас от некогда могущественной Хазарии (660— 965 гг.), соперничавшей с самой Византией. Каган сообщает о приволжских племенах, подвластных Хазарии: черемисах, мордве, веси (вепсах) и др. Написание Волги дано как  «В-л-г-з», в еврейской транскрипции на иврите. (С огласовкой через «О» это слово звучит вполне по-гречески – «вологос», т.е. буквально  с русского «волого» или «волго» без перевода).
  -  А.А.Тюняев, ж. «Организмика», «О происхождении названия Волга».
 http://www.organizmica.org/archive/808/etv.shtml    - «Этимология топонима Волга».

Стоит добавить к этим справочным данным, что река Кама в месте её слияния с Волгой более полноводная и вполне возможно, что когда-то  её русло считалось руслом главной реки, а так как  Кама берёт своё начало с Рапейских (Алаунских) гор (Северных Увалов), то её название  соответствовало  древнему авестийскму  названию как река РА. Рапейские горы или по-русски  «Рапеи» -  «пьющие Солнце»  - http://www.proza.ru/2016/06/29/1378

Но в Каму впадает река Белая, русское название Белая — аналогично  башкирскому А;и;ел (Ак-идель) или татарскому Агыйдел — «белая река», т.е. чистая, светлая, что восходит к тюркскому  «ак» - белая,  и древне-тюркскому  «идель» - вода, река.
  Река Белая также более полноводная при слиянии с Камой, и если считать по этому параметру её руслом главной реки, то это будет соответствовать  названию - Итиль.
В русской исторической и географической литературе зафиксирована форма «Белая Воложка», в частности, подобная форма зафиксирована Афанасием Мезенцевым  в «Книге Большому Чертежу» 1627 года. На карте 1613-1614 г. обозначено название  Волги: лат. Wolga olim Rha - Волга, прежде Ра.

Т.е.  названия  «Ра», «Итиль» и «Волга» применялось  к одной и той же реке в её нижнем течении, но происходило оно из различного во времени понимания её главного географического русла в верховье, и хазарское «собачье племя» тут ни при чём.

И всё-таки это река русская, в азбучных символах несёт своё главное значение:
Волга  –  знания, как нечто существующее самостоятельно, даются (передача мудрости) людям изначально.
(см. «Дети дождя» -  http://www.rodon.org/other/vmitssh/ , а также -  Феномен ксеноглоссии - Когда люди внезапно начинают разговаривать на неизвестных им языках.)

Это значение вполне согласуется с версией: – Вол-ГА – водная дорога к Волосу (Велесу). Бог Волос – Велес - Бог мудрости, любви, богатства,… , а также  Страж речки Смородины (см. «Русские Боги» 23), Ра-реки и Чёрного камня («Чёрный камень» – вход в Пекельное царство).
Источник: Славянский Языческий Портал ©

Или Вольгъ  – знания, как нечто  существующее самостоятельно,  даны людям  для созидания и приращения добра на Земле.

В верховьях от своего истока Волга протекает через ряд озёр – Большие Верхиты, Малые Верхиты, Стерж, Пено и Волго. Название последнего не вызывает таких различных толкований, но ставит интересный вопрос – озеро получило своё название от реки или река от озера? Хотя главное, наверное, не в этом, а в том, что такие глубокомысленные названия могли дать только наши первопредки ГОИ, несущие свет знаний от Бога.

14.    ВОЛХОВ (сл. Старчевского – вълхвовъ пр. от вълхвъ ; вълхва, волхва – ж. колдунья, волшебница; вольшба – волхование.)  Учёные-гидронимисты в поисках этимологии названий рек и озёр чаще исходят из их как бы финно-угорского, тюркского, иранского  и др. языковых источников, но не допускают их др.русского происхождения.  Фин. вариант «Волхов» -  Olhavanjoki (Олхаванйоки – река Волхов, в грамматике 16 века, т.е. финского значения название не имеет, близкое по значению фин. «velho», «v;lho» - волшебник, но это уже  заимствование финнами русского «волхв».
Легенды XVII века - «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» связывает название реки с именем старшего сына Словена – Волхова, а название озера Ильмень с именем их сестры Илмеры.   
До наших дней сохранилось  более 100 списков «Сказания…» (с вариантами названий), датированных в основном второй половиной XVII века, в том числе в «Летописном своде патриарха Никона» 1652 – 1658 годов. «Сказание…» повторяет распространённую легенду о происхождении Рюрика  от римского императора Августа, при этом в сказании отмечается, что приглашён он был править русской землёй с территории Пруссии (что отчасти подтверждается перепиской Ивана Грозного со шведским королём Юханом III и «краткой гениалогией великих князей Московских»). Говорится и о том, что русские города Словенск и Старая Руса были основаны в 3113 лето от сотворения мира, т.е. в 2395 (по другим источникам в 2409) году  до н.э.  (http://pereformat.ru/2015/01/rusy-v-krymu/ )
   
 Но XVII век – время жестокой борьбы христианства с остатками старой Веры, называемой и сегодня с особым негативным смыслом – «язычество», да ещё и «поганое». В чёрный список попали все «языческие» Боги-идолы и носители древней мудрости - Волхвы. Поэтому сохранившиеся летописные источники – это мешанина из подлинных исторических фактов и выдумки поздних христианских сочинителей. Что возможно было подправить  - подправили, что не устраивало - отправляли в костёр.
 
 В скандинавских сагах  есть упоминание, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга принцесса  Ингигерда в 1019 году  выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в  приданое получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды), а посадником (ярлом) Ладоги был назначен Рёгнвальд Ульвссон – ярл Вестергётланда (родственник Ингигерды по материнской линии) (сага об Эймунде).
 Сыновья Регнвальда - Эйлив стал ярлом (посадником) в Ладоге после смерти отца, а Улеб (или Ульв) упомянут в летописи под 1032 годом как новгородский воевода.

Не эти ли источники были взяты для легенды о «Сказании о Словене и Русе» уже в XVII веке? Всё это было сделано для того, чтобы стереть «языческое» наследие.
Почему специалисты от лингвистики находят «научное» обоснование этимологии этого и других названий рек  в финно-угорской версии происхождения, но не видят вполне очевидной связи названия реки от русского - «волхв»?  Да потому, что они, как и церковные писари, подчинены незыблемым «научным»  догмам  и некоей неопределённой парадигме о праиндоевропейском языке, в которой нет места русскому языку и русской цивилизации в вычеркнутой из истории  «Великой империи Тартарии»,  цивилизованный мир для них - это Европа.  А простому обывателю  не приходит в голову оспаривать версии  «учёных» мужей, не до этого, но и сомневающимся  связать слово «волхв» с названием реки тоже как-то сложно.  А всё очень просто, если узнать о реке немного больше. В отдельные периоды  река проявляла интересное свойство, как  река-кудесница - течение реки могло останавливаться или вообще менять своё направление. В летописях отмечены такие проявления:
 
 – «Въ л;то 6684 (1176 г.) иде Вълхово опять на възводье по 5 днии»,  - т.е. Волхов поменял направление течения на обратное на 5 дней.
Это явление отмечено также в летописях о крещении Новгорода:
«В лето 6497 крестися Володимиръ и вся земля Руская. И прииде къ Новуграду архиепископъ Аким Корсунянинъ, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзъше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ; и заповеда никому же нигде же не прияти».

Новгород окрестился. «Черту с Богом не Жить: Новый город схватил зми-яку Перюна да и бросил в Волхов. Черт силен: поплыл не вниз  по реке, а в гору - к Ильмень-озеру, подплыл к старому своему Жилью - дайна берег!»  (На этом месте стояло ещё одно капище Перуну, оно было разрушено и на этом месте построена церковь - Перынский скит, которая не сохранилась, но рядом был выстроен ныне существующий Юрьевский монастырь).
 
С окончанием строительства Волховской ГЭС в 1927 г. течение «на взводье» прекратилось.
В образах азбучных символов открывается смысл этого русского слова:
Волхв – тот,  кто постиг мудрость на Земле и Небесах, отделяя внутреннее от внешнего, духовное от материального, священное от профанного, и служит людям для  достижения всеобщей согласованности (лада) и сохранения знаний.

Волхва  -  река-кудесница, проявляющая себя необычным, чудесным образом.

И.И. Срезневский -  «Материалы для словаря древнерусского языка». (М., 1958. Т. 1-3).  - «Как волшебники и чародеи «твориша» чудеса».  («А се церковнии суди» - т.е. "за это церковники судят", чудеса допускаются только связанные с христианской верой).

15.   ВЯЗЬМА (Река в Смоленской обл., левый приток Днепра, считается, что это слово фино-угорского происхождения, обозначающее болотистую местность (от «vesiи maa» – вода и земля). Окончание «–ма» в названиях рек и населённых пунктов распрстранено на территорях Рязанской, Пезенской, Нижегородской, Тамбовской, Ульяновской областей и Республики Мордовия. Исследователи языков эрзя и мокша утверждают, что оно относится в значении «вода» к рекам, озерам, ручьям, родникам, колодецам. В сл. М. Фасмера – происхождение связано от слова «вязкий», т.е. "илистая река", которое подтверждается местными географическими терминами - вяз, вязелиц, вязель, вязило ("топь", "болото").  На Смоленской возвышенности находят древнейшие следы обитания неолитических охотников, на заре эпохи Бронзы здесь расселяется смоленский клан Фатьяновской культуры. Эти земли занимала одна из ветвей словянских племён кривичей, построивших городище Смоленск, поэтому есть версия происхождения названия реки от общерусской идиомы «извиваться» («вязь ма» – «извилистая», а также «вязи» – «вязать, связывать».) Последнее подтверждается транспортным использованием реки, как частью волочного пути, связывающего верховья Волги, Оки и Днепра. Благодаря такому сообщению и функционировало Смоленское княжество, родившееся в самом конце IX века.)

В;sьма – направленность нерукотворного и неизведанного творения, как изначальное движение (воды).

16.    ВЯТКА (луговомар.  Виче, горномар. Вич;, удм. Ватка;, тат. Нократ (серебро);  река в Европейской части России, крупнейший правый приток Камы (бассейн Волги) и второй по величине после Белой. Др.рус. В;тка; по версии Л. Н. Макаровой, название «Вятка»  родственно др.русскому  слову вятше (вяче, вяще) «больше», и образовалось путём присоединения суффикса –ка (? -га), свойственного русским названиям рек, соответственно, название Вятка переводится как «бо;льшая».)
 («Вятшие мужи» - т.е. знатные, родовитые,  вятичи (вотяки) – словянское племя, у которого существовал культ бога Ветра (Вятра) – Стрибога. http://www.proza.ru/2012/11/21/2  -  Ю.Ульянов)

В;тка  – малая часть направленного  естественного (нерукотворного) потока, утверждённого свыше.
(Возможно, название реки возникло из-за наличия в этом бассейне больших рек Волги, Камы, Оки, Белой, каждая из которых могла считаться главной (см. р.Волга), В;тка в этом «споре» уступала.)
«Вятичи» - «вотяки» - народ, который жил на землях, прилегающих к р.В;тке.
               
17.    ДОН  (др.греч. историк Геродот, V век до н.э. – Танаис; Гиргис; санскр. - Синдху);

– гармония, как нечто самостоятельное, существует при нас.
 
18.    ДНЕПР (Дън;пръ) (Геродот  называет реку «Борисфеном» («тот, который течет с севера»), он пишет: "Среди рек Скифии Борисфен - наибольшая река после Истра (Дуная)»;  санскр. – «Саданапру»;  др.рус. – «Словутеч», «Славутич»  или «Славута», в летописях название реки Днепр писалось, как «Дън;пръ»);

– накопленное в процессе приращения Добра на Земле  нашими предками,  позволяет двигаться по пути дальнейшего созидания.
Словутеч   – течёт как слово (как речь)!

19.    ДВИНА (Западная – учёные гидронимисты находят объяснение названия из финно-угорсого как «тихая, спокойная», в разные времена именовалась как: Дина, Вина, Танаир, Турун, Родан, Дюна, Эридан; Северная Двина – для этого гидротопонима учёные находят другой балтийский корень – лит. "dvynai", расшифровывают как "двойная река", образованная от слияния рек Сухона и Вычегда);
 
– накопление знаний соединяет человека с тем, что было известно нашим предкам изначально.

20.   Даугава (или Зап. Двина) (учёная версия названия из «древнебалтских» слов, daug — «много, обильно» и ava — «вода»);

– накопление знаний человеком приближает его к постижению изначального источника мудрости на Земле и Небесах.

21.    ДУНАЙ(i) (др.рус. Доунавъ; в сочинениях Геродота река называется «Истр»; И;стра — река в Московской обл., левый приток Москвы-реки, в писцовых книгах XVI века указана под названиями Болшая Истрица и Болшая Истра. В более поздних источниках 1627 года вновь фигурирует как Истра);

- полнота взаимодействия с тем, что было известно нашим предкам, есть исток постижения истины Вселенского уровня.

22.    ИСТР(а) – если др.словянский корень «стр» означает «строй», «порядок», то название реки говорит о гармонии и порядке (от истока). (См. сл . 223)

23.    ЕНИСЕЙ  (эвенк. Еонэси, Еоанэси – «большая река»; Кем(ъ); Гилис; стар. – Енисея; сибиряки называют реку эпитетом Енисей-батюшка; СЕЙ – др.-рус. сь, сесь, си - указ. местоим. приближенного объекта – этот);
 – существующее и то, что было известно нашим предкам, соединено этим (потоком).
 
24.   ЗЕЯ  (крупнейшая река бассейна Амура, от эвенкийского «джеэ» — «лезвие», по глубине, ширине и водостоку превосходит Амур в месте слияния рек, но исторически считается его левым притоком);
 – не познанное нами существует (тем не менее).

25.   ИЛЬМЕНЬ (оз. Новгородская обл.;  «Моикс»; летопись «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» 1679 года; «Илмер» - по имени их сестры Илмеры; в сл. Старчевского,  ильмъ, илемъ – вяз (дерево),  м. бр;сть, берестъ, карагач (см. священные деревья);
Ильмень  – единство мирно мыслящих людей определяет благополучие существующей жизни, Богом данной.

ИльмеЊ   – озеро среди священных вязов есть наше общее.

(Сегодня на берегах озера нет ни одного  вяза (ильма) и никто из жителей прибрежных селений не может сказать об их некогда существовании. Если навязывание новой христианской веры происходило на берегах озера с крайней жестокостью по отношению к людям, то уничтожение священных деревьев было делом вполне допустимым. Летопись «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» 1679 года косвенно это подтверждает как сочинение более позднего времени и служащее новой, сочинённой христианскими писцами, трактовке истории. )
 
26.   ИМАНДРА (оз. Мурманская обл., местные лопари называли озеро «Айверьявр», но значение не сохранилось ; фин. карта SuomenJleiskarten - 1901 года, указывает на название озера «lmantero», но западная часть именовалась «Akilaiwer»);

– соединение мышления человека с тем, что было известно нашим предкам, накапливается как изначальная (Божественная) энергия (РА).

27.    ИПУТЬ (белорус. – Iпуць;  река протекающая по Могилёвской, Гомельской областям Белоруссии, Смоленской и Брянской областям России);
 Путь – неподвижность (или покой) как определённая форма утверждённого свыше законченного творения («Млечный путь»);

 –  равновесное состояние покоя, как утверждённая свыше форма законченного творения.

28.    ИРТЫШ  (В славяно-арийских Ведах Руна «Ирий» - выражает образ, который означает – «Священная белая река», «течение чистого света».  Существуют два Ирия:  Ирий Небесный - молочная река с кисейными берегами, т.е. Млечный Путь и Священный Ирий - современная река Иртыш, Ир-тиш, Ирий тишайший);

– соединение силы и твёрдости обеспечивает тишину и покой на обширном пространстве (огромного государства Тартария).
 
29.   КАЗАНКА (КАЗАНЬ, КАЗАЊ)  (Река в Республике Татарстан, правый приток реки Волга; татарское «казан» значит «котёл», тогда «Казанка» - малый котёл, совсем не подходящее название для реки.  Перврначально старая Казань, или на татарском – Иске-Казан, находилась выше по реке Казанка, на месте татаро-булгарского поселения, что возле современных населенных пунктов Русский Урмат и Камаево в 50 км. от современной Казани.  В советское время историки держались теории, согласно которой Казань основал хан Улу-Мухаммад, и произошло это в конце 1-ой половины  15 века. Нынешняя официальная  история отрицает факт существования Старой Казани, но находит архелогические подтверждения, что современная Казань находится на месте относящемуся к татаро-монгольскому периоду  и в 2005 году Казань торжественно отметила своё тысячелетие. А если копнуть ещё глубже, то возможно археологи найдут свидетельства, относящиеся к периоду процветания Великой империи Тартарии, а это более 10 тыс. лет до н.э., когда все народы говорили на одном языке.)

КазаЊ  – как изначально неизведанное начало объединяющей сущности (см. сл. с корнем «каз» 86).
Казанка  – малая часть от изначально неизведанного начала объединяющей сущности.

30.   КАМА (санскр. - любовь, чувственное влечение, страсть, желание;  у  славян - бог Любви, обернувшийся  рекой Камой; сын Крышня и Рады, муж Оки);
 
– объединение человека со Вселенной есть  исток мудрости человека.

 31.    КАСПИЙ (Каспийское озеро из-за болшьших размеров называется морем; одна из версий предполагает, что название происходит от племени «каспиев», живших на его берегах в древние времена, но скорее наоборот – племя получило своё название от названия озера; в «Повести временных лет» и в др. источниках – «Хвалынское», от названия территории между Кавказким хребтом и рекой Аракс  - «Русская Хвалынь»;  перс. «Гирканское» море, «Гиркана» - страна волков; араб. «Хазарское»; «Дербентское»; и др. - всего около 70 наименований);

– объединение человека со Вселенной, как изначальный поток, кажущийся неподвижным  от равновесия и гармонии.

32.     КАТУНЬ(Њ) (Алтай, приток Оби; др.тюрк. - кадын/хатун - женщина, госпожа, повелительница, связано с древним обычаем народов возвеличивать и преклоняться перед большими реками, горами и пр.; «Катун», из Законника сербского царя Стефана Душана - земля, отданная в пользование пастухам);

  – объединение человека со Вселенной есть изначальное, утверждённое свыше  зов – послание, которое было известно нашим предкам  и существующее  при нас как данное, как законченное творение.

33.     КОВДА (река Мурманской обл. и Карелии; считается, что название извилистой реки имеет связь с саамским «кувт», «куфт» - «змея»);

 – объединение человека со Вселенной есть нечто самостоятельное, определяющее гармонию его существования.

34.     КИЗИ (оз. Хабаровский край)  – объединение человека со Вселенной есть гармония, находящаяся вне рамок нашего восприятия, определяющая равновесие.

35.    КЛЯЗЬМА (В сл. Старчевского, «кл;зь», «скл;зь» - ж. клезь, монета (?).) Река в Европейской части России, левый приток Оки.  Протекает по территории города Москвы, Московской, Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей.   Предполагается, что изначальным значением слова "клязьма" было  «колоязма», где «кол» с древне-финно-угорского (вымершего!) языка значит «рыба», т.е. "рыбная река",  река богатая рыбой. Википедия)
(Выходит, что другие реки в те давние времена были менее рыбными?  Окончания «-ма»,  «-га», «-ва»  в названиях рек Нерезьма, Колозьма, Колежма и др.,  как варианты слов «река», «вода», учёные гидронимисты  также относят к вымершему(!?) финно-угорскому языку. Сколь многовариантен был вымерший финно-угорский язык!)
Ниже посёлка Мстёра в Клязьму впадает река Тара (см. 67 ).
В летописях XII - XIV вв. неоднократно упоминается река "Клязма".  Вероятнее всего название реки сохранилось от представителей «дьяковской» культуры, которые населяли этот  край задолго до появления на исторической арене племён Меря, Мещёра, Мурома, которых относят к финно-угорской языковой группе.  (р.Сунгирь, см. 64)

Кл;зьма  – объединение человека со Вселенной  естественно, как жизнь Богом данная, емлющая свет знаний - мудрость изначальную;   (см. сл. с корнем «кля» - 95) 
–  подобно человеческому естеству, постигающему неизведанное, её движение  изначально (столь же неопределённо).
 
36.    КУЯВА (река в Польше, в Словении; левый приток реки Болвы Калужской и Брянской обл.; на арабском - «КУЯВА»;  на эрзянском - «КИЯВА» – ПУТЬ; в советские времена  в  Саранске на языке эрзя издавалась периодическая газета: «Ленинень киява» - «По Ленинскому пути»);

– объединение человека со Вселенной через зов-послание делает его хранителем знаний.

37.     КИЕВ (КИ – древнее  значение  первородной  Богини-Матери, относящееся ещё к матриархату (предположительно существовал в VI-III тысячелетиях до нашей эры на территории, где позднее образовалось Древнерусское государство, "Трипольская культура" - источник: возможно поэтому город называют Матерью городов русских.
Возможно, что название города произошло от изменённого названия реки – Куява – Кияв - КИЇВ. Но город стоит на Днепре, а не на Куяве?
В одном из ранних византийских документов Киев называется  Самбатас (Самватас), что по одной из версий можно перевести с хазарского как «верхняя крепость», Персидский автор Рашид ад-дин (1247—-1318) в своем известном труде «Сборник летописей» сообщает, что в 1239—40 гг. Батый и его братья «направились походом в страну русских… и взяли большой город русских, которому имя Манкерман» (Манкрман).
Армянский католикос Теодорос II (1382—1392) своим кондаком (посланием) от 2-го апреля 1384 г. утвердил предводителем украинских армян архиепископа Иоаннеса, в котором говорится, что в его епархию наряду с другими городами Украины входит также и Манкрман;  Манкрман встречается и в кондаках Акоба III (от 26 июня 1410 г.), Аристакеса (1465—1473) и других католикосов;  в рукописных изданиях еврейских авторов многочисленные евреи, проживавшие в веротерпимом православном городе во второй половине 15 века называли город  Манкерман – «хвалимый город»).

КИЇВ – женское начало общности - множества собранного воедино

38.    ЛАДОГА (Название  Ладога носит река, озеро и город. При этом до последнего времени не было вполне ясно, какое из названий является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas - «волнующийся» — от aalto «волна»), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка, из фин. *Alode-joki, где alode, aloe — «низкая местность» и jok(k)i — «река»). Более древнее название Ладожского озера -  «озеро Великое Нево» по реке Неве.

 Т. Н. Джаксон (1951 г.р., российский историк-скандинавист, доктор ист. наук)
 - «… к настоящему времени можно считать почти доказанным, что сначала возникло название реки, затем города и лишь затем озера». (?) Поэтому первичным она считает гидроним Ладога, от др.фин. *Alode-jogi (joki) «нижняя река». От названия реки произошло название города др.сканд. Aldeigja, и уже оно было заимствовано славянским населением и преобразовано при помощи метатезы  ald ; lad в др.рус. Ладога. Скандинавское посредство между финским и древнерусским словом подтверждается, по мнению Т. Н. Джаксон, и археологическим материалом: скандинавы на Ладоге впервые появились в начале 750-х годов, то есть на пару десятилетий раньше славян.

Е. А. Хелимский (1950 – 2007г., советский и российский лингвист, в последние годы жизни работал в Германии, доктор фил. наук (1988г.), профессор, специалист по самодийским и финно-угорским языкам)  напротив, предлагает германскую этимологию. По его мнению, первичным является название озера — от др.сканд. «Aldauga» - старый источник, подобный открытому морю.  Данный гидроним связан с названием Невы  в германских языках, как  «новая» (нем. «neu»),  через промежуточную форму  «Aldaugja»  это слово дало др.сканд.  «Aldeigja», а впоследствии  стало - Ладога.
Преобразование нем. «neu»  в скандинавское «aldau» не объясняется.
Все эти предположения о происхождении названия озера продолжают гнуть старую линию – наши предки не могут быть в их представлении первым народом, от которого отпочковались другие народы и который оставил свой след в виде гидронимов и названий городов на всём Евразийском материке, на Аравийском полуострове и Северной Африки.
 Более древнее название Ладожского озера -  «озеро Великое Нево» по реке Неве (Несторова летопись XII века), название «Ладожское» появилось только в XIII веке, с полномасштабной сменой «христианством» «языческих» названий.  Учёные играют словами - финское и древне-скандинавское - это не одно и то же. Имеются документальные свидетельства, что шведы (свеи) до 17 века говорили на др.русском языке.
 И потом, почему в качестве первичного названия используется название малой реки Ладоги, впадающей в р. Волхов (ныне Ладожка или Елена; название «Елена» было дано реке в XIX веке духовенством по монашескому имени первой жены Петра I Евдокии Фёдоровны Лопухиной, которая находилась в Староладожском Успенском монастыре с 1718 по 1725 год), а не Ижоры или Невы(Нево), Свири, Вуоксе или Волхова (Волхвы) или других более 30 мелких речек, впадающих в озеро? (На реке "Чёрной" (приток р. Ижоры) также неожиданно можно найти деревню  с названием Ладога.)

 – направленность человеческого развития определяется восприятием мудрости истекающей от Бога, живущего и созидающего на Земле (см. значение слова «Гой»).

Возможно одноимённость озера и малой реки, впадающей не в озеро, а в р.Волхва, объясняется более древним смыслом названия через Х’Арийскую рунику, как «путь к Богине Ладе», где «ЛАД» - Лада, «О» - связующее, «ГА» - руника «путь», «дорога».
(http://www.proza.ru/2017/03/28/887   -  Надежда Свирская)

39.    ЛАМА (река в Московской и Тверской обл.;  по Ламе проходили древние водные пути с р. Волги на р. Москву (Волок на Ламе), в 12 веке на Ламе возник Волоколамск;  «lama» на языке балтов обозначал  «узкую длинную долину»;  оз. в Красноярском крае, считаеся название произошло от  эвенкийского «ламу» - море, большая вода);

– направленность человеческой мысли к Богу, живущему и созидающему на Земле.

40.    ЛЕНА (якут. Улахан ;р;с – «большая река», бур. З;лхэ, эвенк. Елюёнэ (Елю-Ёнэ, Йэнэ) – река в Восточной Сибири России, впадает в море Лаптевых Северного Ледовитого океана. Река была открыта в 1619–1628 годах землепроходцем Пяндой. Составитель  словаря «Географические названия России» Е.Поспелов отмечает, что первооткрыватель  реки зафиксировал название как «Елюёне» (видимо, так он услышал от эвенков их слово «Ёна», означающее «очень большая река», -?), в искаженном (русифицированном варианте) – «Лена». (Второе название реки «Бирюса» – «Она», считаеся, что оно произошло из диалекта «кетского языка», которое переводится как – «малая река», -?).
 
Лєна – соприкосновение объёмов есть свойство всего изначального.
 
41.    ЛУГА (как и большинство названий рек, так и «луга» сводится к «научному» - от фин.-угорских – «вода», «река»; водск. Laugaz, Laukaa j;t;i, фин.  Laukaanjokki; река в Ленинградской  и  Новгородской областях России);

 – соприкосновение (слияние множества водных) объёмов и взаимодействие,  образуют водную дорогу.

42.    МОЛОГА (В устье реки был старинный г. Молога – затоплен при строительстве Рыбинской (Щербаковской) ГЭС 1935-1947г. Этимология гидронима не определена, возможно,  это – «молочный путь» или «молочная дорога»  – «молочная река с кисельными берегами».  Сл. М.Фасмера - моложи;ть "омрачаться", мо;ложная пого;да - "пасмурная, облачная погода".
 Молокита - «Да истокомъ по ямамъ къ молоките,  да къ другои молоките,  да от молокиты прямо въ реку въ Истрiцю» - межевая гр. Ив. Вас.  (И.И.Срезневский – комментарии к «Словарю древне-русского языка», Т.2, стр.170)
               
– т.е. МолоГА – это водная дорога по низкой и болотистой местности в верховье реки с частыми туманами.

43.     НАРВА (Нарва – эст. название с 1927 г.;  «Полный церковно-славянский словарь», сост. священник Григорий Дьяченко, изд. 1900г. - Нарова – «по своей воле, своевольно»;     в летописях встречается название - Норова (от сл. «норов» - норовистая);  др. название – Алуксне, происходит от латыш.  ol;ksna - «родник  в лесу»; др.рус. - Олыста;  эст. город Нарва и русский Ивангород  в древние времена именовались  – г. Ругодив  или Ругодивская слобода);

 Норова  – то,  что существует при нас,  как некая сила, определяющая направленность от истока («по своей воле, своевольно»).

44.    Олыста   – некая  самостоятельная  направленность  множества  (водных) потоков в утверждённый  свыше единый (поток).

45.     НЕВА (фин. Nevajoki - «река Нева», Nevaj;rvi - озеро в Финляндии; историк В.С.Кулешов считает, что гидроним «Нева»  восходит к праиндоевропейскому  «new;» - «новая», связано с особенностями появления реки: видимо,  древнейшие индоевропейские обитатели региона стали свидетелями прорыва вод  Ладожского озера в Финский залив.  Название «Нева» к реке впервые применяет «Повесть о житии Александра Невского» (XIII век), ранее  в др.рус. название «Нево» применялось к названию Ладожского озера -  «озеро Великое Нево» по реке Неве.)

Нево  – то, что существует при нас, существовало как нечто самостоятельное (озеро, а потом появилась новая река).

46.   НЕРЛЬ (Река в Ярославской, Ивановской, Ивановской и Владимирской областях России,  левый приток реки Клязьмы (бассейна Волги).  В основе гидронима Нерль древний озёрно-речной термин «нер-» (ср. озеро Неро); формант «-ль» может рассматриваться как краткая форма речного термина «лей», принадлежавшего древнему финно-угорскому населению. Возможно и более древнее, дофинское происхождение из индоевропейского языка, близкого к балтийским: основа «нер» сопоставима с литовским «nara» - поток. (Википедия)

НерЉ   – свойство существования энергии от соприкосновения объёмов, сотворённое без участия человека.

47.   ОБЪ (в Новгородской летописи  1364 г. река называется  Обдора, земли  вокруг  Оби назывались «Обдорский край»; современный г. Салехард   до 1933 г. назывался – «Обдорск» (скит на Обдоре);  на языках малых народов:  ханты - Ас, тюрки - Умар, кеты - Ю, Чу, манси – Сос;  у самоедов (ненцы) Сале-харн;  в мекленбургской генеалогической традиции  ободриты (Obodriten, Obetriten), как одно из арийских племён, свыше шестисот лет базировавшиеся на территориях современных Бранденбурга и Померании, прямо называются выходцами из Сарматии (Sarmatien), Пруссии (Preussen), Руси (Reussen) и Самоедии (Samojeden) - ныне Ямало-Ненецкий округ, как народ  из  Обдоры -  «обдориты».

На карте 1613-1614 г. (составленной очевидно по заказу царя Бориса Годунова) в устье Оби (Обдоры) обозначены земли: «Obdora», «Sibiria», «Iugoria» и «Pega Orda» (Пегая Орда -?), южнее «Permia» и город  «Tumen» (Тюмень). Река Волга обозначена как (лат.) «Wolga olim Rha» - Волга, прежде Ра; а Чёрное море – «Pon Tvs Еvxinvs» - Понтус Еуксинус, с добавлением «Zorno More» (Чёрное море).
 http://wic.gorod.tomsk.ru/index-1292042616.php  - о чём говорит название реки Объ)

–  нечто божественное, как законченное творение.
 
Обдора(ъ)  - нечто божественное,  созданное  энергией созидания Добра (энергией Бога РА – энергией Света).

48.    ОДЕР (др.слав. ОДРА или ОДРЪ)  – нечто созданное  энергией  созидания  Добра (энергией Бога РА – энергией Света).

49.    ОКА (научные версии названия реки начиная от М.Фасмера и др. повторяют одно –  гидроним относится ко временам германо-балто-славяно-иллиро-венетской
 («древнеевропейской») языковой общности и обозначает либо «вода», либо «река»;  санскрит. - слово  «Окас» - это  жилище,  приют,  убежище,  родина;  др.рус. богиня реки Оки, жена Камы, мать  Клязьмы);

– нечто объединяющее человека со Вселенной, как начало (как исток).
(http://www.proza.ru/2011/05/15/1416  - Юрий Ульянов – «Ока – могучая река, или зеница ока»).

 50.    ОМЬ  (правый приток реки Иртыш, одно из значений названия реки – тихая, хотя тихой она не является);

Омь(ъ)  – отделение внутреннего от внешнего, духовного от материального, священного от профанного – это движение по пути приращения добра на Земле.

51.    ОНЕГО (в ранних русских письменных источниках так называлось Онежское озеро; карел. Oniegu; расшифровка названия реки Онега не найдена);

Онега  -  водная дорога, как нечто существующее при нас и существовавшее (ранее).

52.     ПЕНО (оз. в Тверской обл.;  четвёртое и последнее из группы озёр, через которое проходит верхнее течение реки Волги; название озера (от пень) связано с тем, что его дно изобиловало затонувшими деревьями и пнями -?);

– покой (неподвижность) есть принцип свойства существования любой структуры.
 
53.    ПЕЧОРА (река начинается на Северном Урале, а впадает в Печорскую губу Баренцева моря);

– покой есть природная красота, как некая самостоятельная энергия  всего изначального (энергия света - РА).

54.    ПРОНЯ (река протекающая по Тульской и Рязанской обл., правый приток р.Оки);

 -  Прон;  –  (кажущаяся) недвижность течения, как некое свойство  естества.
 
55.    РПЕНЬ  (Река во Владимирской области России, левый приток Клязьмы (бассейн Волги).   Местность в долине Рпени в документах начала XVII века упоминается под названием Кузянка, которое может быть связано с древней формой названия реки, имеющей финно-угорское происхождение (на эрзянском языке  слово куз, а на финском kuuset означает «ель», что косвенно свидетельствует о том, что река протекала среди хвойного леса. (Википедия).

  –  энергия покоя существует как принцип свойства (материального мира), сотворённого без участия человека.

56.   САТИС (река, Нижегородская обл., правый приток Мокши, бассейн Волги);

Сатis  –  в слове заключена изначальная, утверждённая свыше  истина (Вселенского уровня), до конца нами не познанная.

57.    СВИРЬ (река вытекает из Онежского озера и впадает Ладожское оз., до строительства Верхнесвирской и Нижнесвирской  ГЭС в 50-тых годах, была порожистой  и труднопреодолимой);

  – поток, как связующее звено между двумя системами, соединяет  сотворённое Богом.

58.   СВИЯГА (Сви;га)  – водная дорога, как поток определяющий единство человека с нерукотворным  образом.

59.    СЕЛЕНГА (бур. Сэлэнгэ м;рэн; монг. Сэлэнгэ м;р;н) — крупная река, протекающая на территории Монголии и России (Бурятия). Крупнейшая река, впадающая в оз.Байкал и обеспечивающая до половины ежегодного притока воды в озеро. Хим. элемент селен (лат. selenium) от греческого – ;;;;;; (луна). Элемент назван так в связи с тем, что в природе он является спутником химически сходного с ним теллура, лат. telluris, Земля. Википедия.)

Sеленга  – водная дорога, открывающая неизведанное существующее (современным) людям, но известное нашим предкам.

60.   Селемджа  (Река в Амурской области России, левый приток Зеи. Русская форма названия образована от эвенкийского  сэлэмдэ, сэлэнгдэ, сэлэмэ - «железо, железная река». Происхождение названия подтверждается наличием в долине Селемджи железных рудопроявлений. У эвенков  принято давать названия металлам по рекам, в долинах которых они находились. Википедия.)

 Кто же первым открыл хим. элемент «селен»? В названии нельзя не отметить изменения русских согласных  н-м, г-ж.  На карте Семёна Ремезова наряду с Волгой обозначена «Белая Воложка», т.е. малая или меньшая  Волга. Возможно и Селемджа – это «меньшая Селенга».

61.   СЕЛИГЕР (оз.Новгородская обл, Тверская обл.)  – существующее водное пространство разделяющее и соединяющее соседей. (см. 64).

62.   СЕНА  -  (фр. Seine [s;n] - река во Франции. Название реки в античные времена звучало как Секвана (лат. Sequana). Предположительно, кельтское слово Siquana происходит от праиндоевропейского  sak - священный. (Кельтские и словянские племена – это обобщающее определение многих племён, разделившихся объективно на огромной территории, но говрящих изначально на одном языке – древнерусском.)

Сигуана (Siquana)  – поток, соединяющий передачу мудрости как приближение к истине всеобъемлющего начала, что было известно нашим предкам изначально.

63.   СТЕРЖ  (оз. в Тверской обл.;  одно из группы озёр, через которое проходит верхнее течение реки Волги);

  –  утверждённое  свыше разнообразие  проявляется  в различной,  многогранной жизни.

64.   СУНГИРЬ  (или Суньгер)  -  ручей, протекающий по территории Суздальского района Владимирской области  и в восточной части города Владимира. Происхождение гидронима учёными доподлинно не установлено.
 Сегодня это маленький ручей, который несколько тысяч лет назад был полноводной рекой. На берегу этой  реки (ручья) в 50-х годах прошлого века были обнаружены следы древнейшей стоянки человека. Археологические  раскопки (главный археолог  О.Н. Бандер) на стоянке Сунгирь стали мировым открытием  – это город кольцевой структуры, поселение древнего человека наподобие Аркаима, возраст которого более 25 тыс. лет (эпохи позднего палеолита).  Стоянка существовала или регулярно посещалась людьми на протяжении 2 – 3 тысяч лет. Наряду с другими открытыми древними стоянками (Русанихой, Бызовой, Медвежьей) это поселение одно из самых высокоширотных поселений первобытного человека на Русской равнине. Является  археологическим памятником федерального значения. Входит в число памятников, охраняемых ЮНЕСКО.
 
Sунгирь  – неизведанное побуждает к поиску истины, обращаясь к тому, что было известно нашим предкам , через восприятие определённой вибрационной волны (из Вселенной).
Sунь(Њ)гер (слова с окончанием «-гер» - оз. Селигер, на территории Марий-Эл  встречаются названия населённых пунктов - Суслонгер, Шелангер и др.)

 – непознанное  постигается  через познание себя и мира, через восприятие определённой вибрационной волны (из Вселенной).

65.   СУРА (правый приток Волги, протекает по Ульяновской, Пензенской, Нижегородской областям,  Мордовии, Марий Эл и Чувашии;  чуваш. С;р, горномар. Шур, эрз. Сура лей);

– некий не осознаваемый поток зова-послания (зова-чувствования), как сила (энергия) от истока (начала).
(санскрит. Sura - Бог;  Asura - демон.)

Су;ра (араб. ;;;;;;;) - это арабское слово  обозначает  114 глав Корана (в каждой от 3 до 286 аятов – «откровений», всего 6236 аятов). Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов – «бисмилляхир-рахманир-рахим» - «Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного».

66.   СЯСЬ (вытекает из болот на западном склоне Валдайской возвышенности, течёт по Приладожской низменности, впадает в Волховскую губу Ладожского озера);

– поток, как нерукотворный образ, сотворённый без участия человека.

67.   ТАРА (река в Черногории, Боснии и Герцеговине;  небольшая речка в Брянской области, приток р. Сев (впадает в р. Нерусса); правый приток реки Клязьма; правый приток р. Иртыш; на санскрите – «спасительница»);
 –  утверждённое свыше начало разделит (постигнет) человек. *(см.  – пророчества)

68.   ТИССА (Тис; др.-рим.историк Плиний старший (I век н.э.) – Pahtissus - Патисс);

  – определённая форма гармонии  потока с человеком.

69.   ТУЛА (река Тулка - Тулица – правый приток реки Упа).
 Город ТУЛА является одним из старейших городов России. Издревле этот край был населён славянским племенем вятичей. Об этом свидетельствует множество сохранившихся до наших дней курганов и городищ.
Первое Тульское городище находилось на правом берегу Упы, близ устья Тулицы (IX—XI век). Со временем заселился и противоположный берег Упы. В конце XI или в начале XII века городище перешло под управление удельных рязанских князей, которые поставили дубовый острог, предназначение которого было для воинской стражи, а также для сбора дани с местных вятичей, чьи поселения терялись в густых лесах.
Одной из ранних попыток объяснить происхождение топонима была гипотеза Владимира Даля. В своём словаре он объяснял слово «Тула» так:
«Тула — скрытное, недоступное место, затулье, притулье для защиты, приюта, или для заточенья. С этим может быть в связи названье города». (Т.е. название города не связано с названием реки?)
 
А что говорят об этом названии справочники и всезнающая "Википедия"?

Поскольку название реки Упа безусловно балтийское (?) (сравните лит. ;p;, up;s, up;s, латыш. upe «река, ручей»), её приток Тула также может иметь балтийское происхождение, о чём говорит ряд параллелей в литовской топонимии: река Tule, болото Tulis, поле Tulyte, луг Tulejos, долина Tulia и т. п. Но при этом гидроним «Тула» имеет сходные параллели на финно-угорском севере России: река Тула (бассейн Вятки), река Тулокса (бассейн Ладожского озера), река Тула и озеро Тулос (Карелия), река Тулома (Кольский полуостров).
Также может усматриваться сходство гидронима «Тула» с тюркскими названиями: тув.  тулаа - болото, топь, хак. тул - рыба, хак. тула - болотная кочка, шорск. тула - запрудить воду, есть река Тула (приток  Оби, в Новосибирске), которая имеет своим истоком болота.
(Т.е. название города связано с названием реки. Но неизвестные "учёные" гидронимисты, уверенно усматривающие сходство названия с созвучными словами из многих языков, почему-то не пытаются объяснить название на своём русском, и их нисколько не смущает, что все реки по их разумению имеют одни и те же значения - река, вода, или ещё более нелепое  –  болото, болотная кочка, топкое места, или ещё и потому, что в них водится рыба!)

Из более ранних источников название Тула (Туле) относится к обозначению острова.
Плиний Старший (ок. 23 – 79 гг. н. э.), цитируя Пифея, что «Туле находится в шести днях морем на север от Британии», рассказывая об островах вокруг Британии, пишет: «Самым дальним островом, о котором нам известно, является Туле, где вообще нет ночей в середине лета, а именно когда Солнце проходит через созвездие Рака, и наоборот, вообще нет дней в середине зимы – оба эти периода, как полагают, длятся по шесть месяцев».
 
Мавро (Мауро) Орбини (Орбинич), итал. Mauro Orbini, серб. Мавро Орбин (Mavro Orbin), 1550 – 1614, Рагуза (Дубровник) – далматинский священник, родоначальник югославянской исторической науки, выразитель идеи единства славянского мира, в книге «Славянское царство», ссылаясь на книги более древних авторов (часть из них безвозвратно утрачена, а другие хранятся в закрытой библиотеке Ватикана) указывает, что полуостров «Скандинавия» раньше назывался «островом Туле».

Туле в Энциклопедическом словаре:
Туле - (Фуле) (Thule) - согласно античным географам, остров у Полярного круга, в 6 днях плавания к северу от Британии. Возможно, Туле - северо-западная часть Норвегии.

Значение слова Туле по словарю Символизма:
Туле – Гипербореский изначальный духовный центр, точка неподвижности (Аристотель), точка  встречи Неба и Земли. Острова Блаженных, рай, Белый Остров, Белая Гора, Зелёный Остров драгоценностей, Авалон.

Определение слова «Туле» по БСЭ:
Туле - (греческое Thъl;  латинское Thule) по данным эллинистическо-римской географии, восходящим к Питеасу (упоминается в «Географии» Страбона, I, 4, 2), остров, находящийся в шести днях плавания к С. от Британии, у Северного Полярного круга; самая северная из обитаемых земель. Существует предположение, что Т. - северо-западная часть Норвегии (в районе Тронхеймского фьорда).
Лит.: Ельницкий Л. А., Знания древних о северных странах, М., 1961; Магидович И. П., Магидович В. И., История открытия и исследования Европы, М., 1970.
 
Древнеславянский Календарь от времени ТУЛЕ (Лето 185.785-е на 2019 год):
Даария была разделена четырьмя реками, и было 4 провинции – Свага, Харра, Рае, Туле, там был и город Туле – город мастеров, они снабжали всех необходимыми инструментами, механизмами и пр. Как говорят предания, инструменты делали, которые могли изменять окружающий мир, не нанося вреда природе, такие как магические кристаллы и пр. Кстати, поэтому мистический орден в Германии и был назван «Туле», т.е. как бы прообраз  того великолепия, которое было в Северной Даарии.

Значение слова ТУЛА, ТУЛЕ в образах азбучных символов:                – утверждённое свыше приближение к месту истока (Истины);
– утверждённое свыше приближение к месту взаимосвязи небесных и земных структур.

70.   УБА (река в Кемеровской области,  в Республике Марий Эл приток р.Илеть,  в Республике Алтай и Алтайском крае правый приток Иртыша,  в Восточно-Казахстанской области);
– взаимодействие с множеством Богов есть единое.

71.   УРАЛ (река протекает по территории России и Казахстана, впадает в Каспийское море, является третьей по протяжённости рекой Европы, уступает по этому показателю только Волге и Дунаю; старое название  – Яик, переименована  в  1775 г. после подавления Крестьянской войны - восстания яицкого казачества под предводительством Е.Пугачёва; название взято от Уральских гор, д.-русск. Оралтова гора (Книга Большому чертежу, 1627 г.), башк. – Урал таузары (тау - «гора»), татар. - Урал таулары, казах. - Орал таулары, манси -  «Ур» — «гора, вершина», «Ур ала» - «каменная вершина»; (на всех словянских и тюркских языках слово «урал» звучит неизменно); в некоторых источниках горы называются Рипейскими – это неверно, Рипейскими, а точнее Рапейскими горами (РА-пьющие) назывались нынешние Северные Увалы, с которых берёт своё начало река Кама, русло которой когда-то считалось руслом реки Ра, см. 13);

– взаимодействие  с  изначальной (божественной) силой объединяет  всех мирно мыслящих людей.

Возможен другой вариант значения слова – из более древнего слогового протославянского языка «Руники» :  УР –АЛ, где «УР» - это  живая космическая энергия, принадлежащая миру Прави.
 
);  руна «АЛ» - выражает образ, вмещающий в себя множество;  всё, что есть, вместила в себя, она передавала плотность объема и всю информацию об образе;  материальным олицетворением этой полноты является  камень (см. сл.252, 253).

Ур-ал  – каменное воплощение живой космической энергии.

71.   УПА (река в Тульской области России, правый приток Оки; у юго-восточной окраины Тулы в Упу впадает небольшая река Шат (вытекает из бывшего Иван-озера) и Тулица); 
– через «п»-мягкое – ;, У;а – взаимродействие  двуединства общего начала.


72.     Уфа; (Река на Урале, протекает по территории Челябинской, Свердловской обл. и Башкирии;  город Уфа застроен на месте древнего городища, на картах братьев Пацигани (1367 г.), в Каталонском атласе (1375 г.), на карте Герхарда Меркатора (1554 г.) обозначен как город  Паскерти (Pascherti) (Башкорт). После вхождения Башкирии в состав Московского царства в 1554 г. строится сначала Уфимский кремль, а с 1586 г. это город Уфа по названию реки. Но на башкирском и татарском языке река называлась Караиде;ль – Чёрная река, приток реки Белой. Камалов А. А., указывает, что название происходит от слова «upe» – река, встречающегося в балтийских языках. По мнению А.К. Матвеева, название реки иранского происхождения, от "aп " – вода. Гидроним приобрёл современное звучание в результате спирантизации – перехода п ; ф, встречающегося, например, в осетинском языке. Википедия).

Учёные почему-то упорно ищут значение названий рек в других языках, но только не в своём русском. В русской «Азбуке» не было символа «ф», но был символ «п»-мягкое – ;. Поэтому название реки Уфа – это русское У;а.

71.     ЯИК (до 1775 г.,  древнее название упоминается у  Птоломея как Даикс, на картах средневековых европейских картографов  указывалась как Rhymnus либо Rhymnicus);

 - ;ик  – нерукотворный образ, объединяющий человека со Вселенной.

72.     ФАСИС (ФАЗИС - Phasis) (Фасистское, Русское, Чёрное море, лат.  Pontos Euxinus -  Понт Эфксинский – Гостеприимное море;  др.греч. ;;;;; - название современной р. Риони, Грузия);

  – двуединство изначально неизведанного, соединённого (этим) потоком (этой рекой).
 
73.     ХАНКА (озеро, Приморский край, старорус. «ханьга» - камыш, тросник, В.Даль);
ХаЊга  – дорога в ладу и гармонии – начало нашего общего.

74.     ЧАНЫ (оз.Новосибирская обл., входит в десятку самых больших озёр в РФ, солёное, считается, что название озера происходит от тюркского «чан», что в переводе означает «большой сосуд»; вопрос только в том, из какого языка это название попало в тюрский язык?);
– природная красота человека есть принцип свойства быть в единстве (соединении) с Природой.

75.    ЧЕПЦА (левый приток р.Вятки)  – природная красота и гармония существуют в покое, как водная неподвижная гладь, определяют цельность человеческого существования.

76.     ЧУДСКОЕ (оз. Псковская обл., от слова  ЧУДЬ) – человек прекрасен, взаимодействуя в своём развитии с законченным Божьим творением (т.е. с Природой).
Т.е. «чудь» - это не название неизвестно откуда пришедшего и куда исчезнувшего славянского племени, а наши русские предки, жившие когда-то на берегах этого озера.

77.   ЧУЛЫМ (Река образована при слиянии двух рек – Черного и Белого Июсов (так называется река у чулымцев – крещёных татар). Чулым – правый приток Оби, протекает по территории Республики Хакасия, Красноярского края и Томской области. Тюрк. «чул-ым» – бегущий снег; на хакасском языке – моя река);

  – червь познания всего (через сомнения в истине) приближают людей к истине через множество мыслей (вариантов).

78.     ШЕКСНА (река Вологодской обл., народное название - Шехна, местность по берегам реки носит название Пошехонье);
 – тишина (покой) есть связь, объединяющая человека со Вселенной,  находящаяся вне рамок нашего восприятия, но  нашим предкам было известно изначально.

79.     ЭЛЬБА (др.слав. ЛАБ;, ЛАБЪ; http://www.proza.ru/2015/03/09/1369  - Ю.Ульянов «Забытые русские слова»);
Лаб; (Лабъ)  –  направленность изначального божественного естества (творения).

80.   ЯУЗА (Малая река в Московской области, левый приток реки Москвы. Яуза упоминается в летописи под 1156 годом как Ауза. В.Н.Топоров сопоставляет название реки с балтийскими словами - латышским «Auzes» и латышским апеллятивом «auzajs, auzaine» и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Этимологический словарь Макса Фасмера трактует происхождение названия так: "сложение с приставкой jа- от *voz- (см. узел, вязать), т. е. "связывающая река"; ср. Вязьма". Так же возможно заимствование из авестийского языка уаоz- "приходить в волнение", уаоzа - "волнение (воды)". Наиболее распространенным считалось происхождение от славянских слов «узкая» или «связанная, соединенная». Википедия).
 ;уза  – естество взаимодействия с ещё неизведанным (непознанным) человеком. (см. слова с корнем «уз» 297, 310).


Рецензии