Хрупкость и обреченность красоты в мире Т. Уильямс

 Эссе на тему «Экзистенциальная проблематика и тема обреченности хрупкой красоты и мечты в пьесах  Т. Уильямса  «Стеклянный зверинец» и «Трамвай «Желание»»

«Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете»
Ф. М. Достоевский

Театр Т. Уильямса, прирожденного драматурга - психолога,  лирика, и по натуре утонченного художника слова, который постоянно испытывал духовные терзания по поводу нравственной несостоятельности мира,  получил название «пластический», «театр жестокости», поскольку в финалах его психологических драм истинная красота, вера в свет и мечту разбиваются вдребезги как хрупкие стеклянные фигурки, которым нет места в жестоком мире «зверинца» ничтожных и подлых людей.

В своих пьесах – воспоминаниях, пьесах-феериях, символических пьесах-снах, окутанных дымкой недосказанности и таинственности, Уильямс поднимает важнейшие для нашего современного общества вопросы: сохранение одаренной  творческой личности в среде, где царят бездушный эгоизм и потребительство, мучительное роковое одиночество и непонимание людей, которые лишь «слушают» друг друга, но не могут услышать в бренной суете мира своих страстей, и,  как самый главный лейтмотив пьес драматурга  – проблема выбора человеком своего жизненного пути: жить прошлым, веря в свои беспочвенные иллюзии или попытаться вырваться из замкнутого круга, начать жить с чистого листа настоящей полноценной жизнью. Этим обусловлена актуальность исследования. Материалом исследования послужили две пьесы драматурга. Предмет исследования – художественный мир пьес Уильямса, создаваемый благодаря тончайшему психологизму, образности (характеристика персонажей, детали, метафоры), лиризму повествования,  цветовой символике и музыке.
В пьесах «Стеклянный зверинец» и «Трамвай «Желание» ключевую роль играют не слова, а пластические образы – именно они изображают картину жизни персонажей, расставляют важнейшие смысловые акценты, раскрывают глубину проблематики. («текст пьесы – лишь тень спектакля,  и к  тому же весьма нечеткая»).

Проблематика исследуемых пьес не может быть определена однозначно, но, без всякого сомнения, важнейшую роль в ней занимают ключевые вопросы философии экзистенциализма: внешняя и «внутренняя» свобода личности и проблема выбора человека, принятия им осознанного решения, как ему следует жить, какой «путь спасения» избрать, приняв на себя за этот выбор полную ответственность.

В обеих пьесах герои боятся взглянуть правде в глаза, погружаются в свои иллюзии и мечты. В одном случае для них спасительно прошлое, в другом – вера в светлое будущее как попытка избежать мучительной боли прошлого.  Аманда Уингфилд из «Стеклянного зверинца» живет своим  прошлым и воспоминаниями о своей юности, красоте, беззаботных танцах, своих бесчисленных поклонниках – богатейших владельцах плантаций, это позволяет ей почувствовать свою значимость, важность и роковой шарм.  При всем при этом она боится обмана, она не в состоянии взглянуть на истинную картину вещей: муж-красавец в итоге бесчеловечно ее бросил, так как не смог терпеть ее моральные нотации, сын-работяга «Континентальной обуви» и вечный мечтатель, поэт по прозвищу Шекспир, каждую ночь пропадающий в кино в поиске романтики и приключений, никак не может быть ее опорой и поддержкой в жизни.  Наконец,  застенчивая и робкая 23-летняя дочь Лаура - инвалид и ее наказание, девушка  бросает учебу из-за неврозов и  тошноты от нелюбимого дела,  и тем самым обрекает себя на безрадостное существование в мире «стеклянного зверинца и старых пластинок». Но умная, благородная и по-своему ранимая и чувствительная натура Аманды продолжает верить в чудо: так тщательно готовится она к приходу гостя в их дом Джима О, Коннора как избавлению от всех мучительных проблем, терзающих ее, этот посторонний человек для нее  как спасительный луч света, внезапно озаривший их скромное «мертвое» в своей безжизненности жилище.  Драматург исполнен искреннего сочувствия к своим героям, которые бесконечно одиноки, замкнуты в своих мирах, и полны иллюзий. Жизни они боятся, от реальности бегут. Мечта Лауры, персонажа, на которую в конце пьесы, падает луч света, озаряя ее трагический лик,  о взаимной любви и счастье разрушена: красноречивый и властолюбивый Джим О, Коннор, пожалев девушку и  дав ей надежду на то, что она может быть красива и интересна как личность,  научив ее танцевать и подарив ей поцелуй, не собирается больше видеться с ней, так как не готов к такой ответственности за больную невинную девушку – он выдумывает себе невесту Бетти, с которой якобы скоро поженится. Том бежит в море из Сент-Луиса, от своих иллюзий, «осколков разбитой вдребезги радуги», как от самого себя, загнанного в тупик жизнью с несчастной матерью – наседкой и больной сестрой. Символичен в финале свет свечи, которую просит задуть Лауру Том. Это как попытка избежать боли воспоминаний,  но от Лауры он никогда не уйдет: то, что он оставил своих близких, будет терзать его до последних дней жизни.

Молодая женщина Бланш Дюбуа, олицетворение в пьесе «Трамвай Желание» красоты, нежности, изящества, несущая людям доброту и любовь, но при этом ранимая, чувствительная, без твердости и волевой решимости, потерянная и заброшенная,  (бланш – цветущий сад, невинность),  садясь в трамвай «Желание» (которое обернется потом «Кладбищем» как символ крушения мечты, негритянка принесет ей мертвые цветы), она всеми силами  бежит от своего прошлого, от боли, от бесконечных смертей родных ей людей, от предательств, от разочарований,  от унизительной жизни «падшей» женщины,  недаром драматург сравнивает ее с мотыльком, бабочкой,  она одета в белый костюм, в котором отчетливо выражена ее блекнущая красота, особая трагическая душевная красота, которую алчный жестокий похотливый Стенли понять не в состоянии, и единственно, что он может сделать – это зверски изнасиловать ее, думая, что таким жестоким образом, подчинив ее хрупкое и беспомощное тело своей воле, сломает ее душу и как личность.
Бланш по своей натуре аристократка, обладающая многими достоинствами: ум, эрудиция, обаяние, понимание чувства прекрасного, но в мире «животных», которые из себя представляют Стелла,Стенли, Стив, и Пабло, она ненавистна и чужеродна в своей возвышенности. Их «животное упоение бытием»: пьянство, игры в бильярд, карты, сальные шутки и анекдоты, в свою очередь противно для  Бланш, и всеми силами она стремится спрятаться от этого жестокого и чуждого ее тонкой и одухотворенной  натуре мира. Бланш сразу прозревает всю ситуацию: в мире Ковальских, как и во всем мире людей,  она посторонняя, грязная, чужая, жалкая, ей страшно находиться в таком обществе, как ребенок она ищет защиты у Стеллы, но Стелла, полностью захваченная плотским чувством к Стенли, не в состоянии понять ранимую и истерзанную в клочья душу Бланш.
На какое-то время романтическое знакомство с Митчем помогает ей снова поверить в чистую любовь и согревающую мечту о том, что она станет по-настоящему нужной и горячо любимой женщиной в объятиях сильного мужчины, который будет хранить ее от всех бед («Без твоей любви мне не светит солнце с небес»), но Митч бесчеловечно предает ее, так как для него дороже его репутация. Пошлость жизни убивает Бланш изнутри: символичным является то, что на электрическую лампочку, воплощающую собой похоть и разврат, она накидывает яркий бумажный фонарик (все действие пьесы «Стеклянный зверинец» также пронизано светом мерцающего синего фонаря, и воспринимается сквозь призму стекла – легкой ткани органзы, что символизирует иллюзорность мечты, и в то же время ее красоту), стремясь к чистоте тела (храм души) и души, она надевает красивые легкие платья, украшения, часто принимает ванну. Она «мерцает и светится» в попытках найти приют своей душе, и добрых людей. В конце, когда ее забирают в дом умалишенных, она произносит одну лишь фразу «Не важно, кто вы такой, я всю жизнь полагалась на доброту первого встречного». Наивность и доброе сердце героини в итоге и погубили ее.

Столкновение идеалов – вот на чем строится конфликт пьес Тенесси. Красота в мире драматурга обречена, она лишь отзвук, зыбкий луч света, она хрупка и поругана в жестоком буржуазном мире, в эпоху рыночных отношений, где нет места истинным чувствам: любви, состраданию и мечте, которая озаряет жизнь человека, дает ему силы жить, надеяться и верить. В таком обществе «сильные люди мира сего» повелевают теми, у кого тонкая душевная организация, неуверенность в себе, страх перед реальностью  и самим собой.

Трагическая тональность  звучания скрипки, основной лейтмотив спектакля «Стеклянный зверинец», воплощает собой не только ностальгическую нежность и красоту, но и психологический невыразимый надрыв, которому подвержены все герои пьесы. В Трамвае «Желание» музыка блюза, вопли кошек, пение Бланш и навязчивое звучание польской песенки входят в противоречие: мир этот лишен гармонии, он слишком шумный, слишком несовершенный, но иллюзия жизни не дает надежды, а лишь разрушает человека, лишает его будущего.   Выбор для героев мучителен, им легче жить в собственном мире иллюзий (прошлого или будущего), с закрытыми глазами , к настоящей жизни ни один из них не готов, и поэтому каждый из них поистине несчастлив, замкнут в самом себе как в клетке...


Рецензии