Мастер-каменщик шайх Саади ал-Хуруки

В центральной части селения Хнов (рут. Хин, ныне село в Ахтынском районе Республики Дагестан) расположено здание пятничной мечети. В стенах мечети имеется несколько арабоязычных надписей, самые ранние из которых нанесены угловатым почерком куфи. Особенности палеографии куфических надписей мечети, представляющих собой краткие трафаретные фразы, характерные для эпиграфики раннего этапа распространения ислама в Южном Дагестане, позволяют датировать их в пределах XII в. В правом углу западной стены мечети, на высоте примерно четырёх метров вмонтирована плита 40х28 см с врезной строительной надписью из пяти строк. Почерк насх. Первые строки отличаются размашистым почерком и более крупными буквами. В конце надписи почерк заметно мельче и плотнее.

«1) Построил (бана) этот минарет малла Сулайман 2) сын Ахмада ради вознаграждения (саваб) Хусайна 3) из города Хнов (балад ал-Хинави). А мастер (устад) — шайх 4) Са‘ади сын малла Халифа сына малла Рамадана 5) из селения Хрюг (фи карйат Хуруки). [Дата] по хиджре пророка, — да благословит его Аллах и да приветствует! — тысяча сто двадцать седьмой год, — да простит вас Аллах!». 1127 г. хиджры соответствует 07.01. — 25.12.1715 г.

Еще в начале XX в. в селении Хнов имелся минарет, хоть он и находился в аварийном состоянии. К 1902 г. относится сообщение К.Ф. Гана (1848–1925) о «скривившемся, угрожающем падением, высоком минарете» в сел. Хнов. По всей видимости, речь в сообщении К.Ф. Гана шла о минарете пятничной мечети. Организатором (заказчиком) строительства минарета в сел. Хнов надпись называет местное духовное лицо (малла Сулайман сын Ахмада), который, вероятно, и профинансировал строительство «ради вознаграждения» хновца ал-Хусайна. Непосредственно строительные работы осуществил профессиональный мастер-каменщик шайх Са‘ади сын Малла Халифа сына Малла Рамадана из лезгинского селения Хрюг (лезг. Хуьруьг, ныне село в Ахтынском районе Дагестана), которое расположено на левобережье Самура. Было установлено также, что пятнадцатью годами ранее, в 1112/1700–01 г., этот зодчий построил великолепный минарет хрюгской соборной мечети — один из самых высоких и красивых старинных минаретов в Дагестане.

Судя по всему, шайх Са‘ади был мастером высокого уровня, ибо ему доверяли строительство культовых сооружений в крупных селениях региона. Отец шайха Са‘ади, Малла Халифа, по всей видимости, был каллиграфом строительной надписи второй половины XVII в. на минарете лезгинского селения Фий (ныне село в Ахтынском районе Дагестана), расположенного, как и сел. Хнов, в верховьях Ахцегь-вацl. Приблизительно, в последней четверти XVII в. Малла Халифа вместе с сыном Са‘ади принимали участие в строительстве в сел. Хрюг специального сооружения, предназначенного для хранения мусульманской реликвии — хирки (плащ, накидка), которая, как считалось, принадлежала пророку Мухаммаду. Об этом сообщает надпись, обнаруженная нами в селении Хрюг. Примечательно, что, являясь духовными лицами (Малла), они оба были, одновременно, мастеровыми (уста).

На месте захоронения шайха Са‘ади в селении Хрюг дагестанский арабист прочёл З.Ш. Закарияев (род. 1971) арабоязычную эпитафию, в которой приводится его родословная с именами пяти поколений его предков: «шайх Са‘ади сын малла Халифы сына малла Рамадана сына малла [Кайната?] сына малла Мухаммада сына малла ‘Усмана». Родословная восходит примерно к середине XVI в.




Автор: ‘Али Албанви




ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


ГАН, КАРЛ ФЁДОРОВИЧ (1848–1925) — российский педагог. Родился 29 апреля 1848 года в Германии: в Фридрихстале (Шварцвальд). Начальное и среднее образование он получил в родном городе; высшее образование — в Тюбингенском и Новороссийском университетах, где изучал теологию и филологию. В 1870 году он получил должность викария в Рейхенбахе, участвовал в франко-прусской войне 1870–1871 годов в качестве санитара медицинской службы.

ЗАКАРИЯЕВ, ЗАМИР ШАХБАНОВИЧ (род. 1971) — российский учёный-арабист. Доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии ДГУ, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (г. Махачкала, Дагестан).

АЛ-ХАНАВИ, АЛ-ХИНАВИ, АЛ-ХНАВИ, АЛ-‘ИНАВИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из южнодагестанского сел. Хнов (ныне Ахтынский р-он Дагестана).

АЛ-ХИНАВИ, МАЛЛА СУЛАЙМАН Б. АХМАД — организатор (заказчик) строительства минарета в сел. Хнов: «1) Построил (бана) этот минарет малла Сулайман 2) сын Ахмада ради вознаграждения (саваб) Хусайна 3) из города Хнов (балад ал-Хинави). А мастер (устад) — шайх 4) Са‘ади сын малла Халифа сына малла Рамадана 5) из селения Хрюг (фи карйат Хуруки). [Дата] по хиджре пророка, – да благословит его Аллах и да приветствует! — тысяча сто двадцать седьмой год, — да простит вас Аллах!». 1127 г. хиджры соответствует 07.01. — 25.12.1715 г.

АЛ-ХУРУКИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из южнодагестанского сел. Хрюг (лезг. Хуьруьг, ныне село в Ахтынском районе Дагестана. Вместе с селом Новый Гогаз образует сельское поселение «Сельсовет Хрюгский»). Расположено в Самурской долине на трассе «Магарамкент-Ахты-Рутул».

АЛ-ХУРУКИ, СА‘АДИ Б. МАЛЛА ХАЛИФ Б. МАЛЛА РАМАДАН Б. МАЛЛА [КАЙНАТ?] Б. МАЛЛА МУХАММАДА Б. МАЛЛА ‘УСМАН (нач. XVIII в.) — профессиональный мастер-каменщик (устад), шайх, южнодагестанский богослов из сел. Хрюг (лезг. Хуьруьг). Родословная шайха восходит примерно к середине XVI в. исполнитель заказа строительства минарета в сел. Хнов. А также, пятнадцатью годами ранее, в 1112/1700–01 г., этот зодчий построил великолепный минарет хрюгской соборной мечети — один из самых высоких и красивых старинных минаретов в Дагестане. Судя по всему, шайх Са‘ади был мастером высокого уровня, ибо ему доверяли строительство культовых сооружений в крупных селениях региона. Отец шайха Са‘ади, малла Халифа, по всей видимости, был каллиграфом строительной надписи второй половины XVII в. на минарете лезгинского селения Фий, расположенного, как и Хнов, в верховьях Ахцегь-вацl. Приблизительно, в последней четверти XVII в. малла Халифа вместе с сыном Са‘ади принимали участие в строительстве в сел. Хрюг специального сооружения, предназначенного для хранения мусульманской реликвии – хирки (плащ, накидка), которая, как считалось, принадлежала пророку Мухаммаду. Об этом сообщает надпись, обнаруженная нами в селении Хрюг. Примечательно, что, являясь духовными лицами (малла), они оба были, одновременно, мастеровыми (уста).



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АМСАР (рут. Амцурды) — село в Рутульском районе Дагестана. Центр Амсарского сельского поселения. Одно из древних сел Рутульского района.

АХТЫ (лезг. Ахцагь, Ахцегь) — лезгинское село в Южном Дагестане, административный центр Ахтынского района и сельского поселения «Сельсовет Ахтынский». Один из главных историко-культурных центров Дагестана.

АХТЫПАРИНСКОЕ ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, АХТЫ-ПАРА — теократическое лезгинское территориальное образование, существовавшее на территории Южного Дагестана от начала XVII века до 1839 года. Состояло из двух союзов сельских общин: Ахтыпара-1 и Ахтыпара-2. Административный центр — сел. Ахты.

АХТЫ-ЧАЙ (в верховье Кябяк-чай, лезг. Ахцегь-вацl) — река в Южном Дагестане, правый приток р. Самур. Течёт по территории Рутульского и Ахтынского районов. Длина — 63 км, площадь бассейна 963 км.

РИЧА (агул. Ч;аъ) — село в Агульском районе Дагестана. Административный центр сельсовета «Ричинский», в который входит также село Бедюк.

ФИЙ — лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. Образует сельское поселение село Фий как единственный населённый пункт в его составе.

ХНОВ (рут. Хин) — высокогорное рутульское село в Ахтынском районе Республики Дагестан. Образует сельское поселение село Хнов как единственный населённый пункт в его составе.

ХРЮГ (лезг. Хуьруьг) — лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. Вместе с селом Новый Гогаз образует сельское поселение «Сельсовет Хрюгский». Расположено в Самурской долине на трассе «Магарамкент-Ахты-Рутул».





ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


МУЛЛА, МАЛЛА, МОЛЛА (араб. ; — букв. «наместник», «хранитель», «хозяин») — арабское исламское духовное звание богослова (’алим), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, т. е. хафиза), хадисы и нормы Шари‘ата (или «мусульманский священнослужитель низшего ранга»). У суннитов часто употребляется как синоним звания имама, избираемого главы общины верующих. У ши‘итов звание «муллы» ниже звания имама. Такой «мулла» не участвует в светском управлении; его компетенция — лишь толкование Корана и вопросов веры. На Кавказе муллой также называют муэдзинов, «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шайх-уль-ислам именуются мулла-ахундом (у ши‘итов) или мулла-эфенди (у суннитов). В надписях обнаруженных письменных памятников Дагестана «мулла» приводится в местной форме «малла». Из письменного источника середины XIX в. известно, что в долине Самура (Южный Дагестан) термином «мулла» обозначали представителей духовенства, имамов мечетей рангом ниже «эфенди» (у азербайджанцев и кумыков — «молла», у табасаранцев и даргинцев — «малла»; у носителей других дагестанских языков «малла» встречается как составная часть имен собственных — Малла Мухаммад, Малла Хасан и т. д).

УСТАД, УСТАР, УСДА, УСТАЗ — профессиональный мастер-строитель, дагестанский зодчий. В превосходной строительной надписи 1600 г. х. из селения Амсар (рут. Амцурды, ныне село в Рутульском районе Дагестана) зафиксировано самое раннее и, пожалуй, единственное в средневековой арабоязычной эпиграфике Дагестана (по XVII в. включительно) обозначение ученика-подмастерья мастера, переданное термином «тилмиз».




ЛИТЕРАТУРА

1. Закарияев З.Ш. Арабоязычные надписи XVII–XVIII вв. из селения Хнов о строительстве минаретов и мечети // История, археология и этнография Кавказа. Т.14. №2. 2018. С. 72–82.

2. Криштопа А.Е. Дагестан в XIII — начале XV вв. Очерк политической истории. — М., «ТАУС», 2007. С. 142–147.


Рецензии