Мастер-каменщик шайх Саади ал-Хуруки
«1) Построил (бана) этот минарет малла Сулайман 2) сын Ахмада ради вознаграждения (саваб) Хусайна 3) из города Хнов (балад ал-Хинави). А мастер (устад) — шайх 4) Са‘ади сын малла Халифа сына малла Рамадана 5) из селения Хрюг (фи карйат Хуруки). [Дата] по хиджре пророка, — да благословит его Аллах и да приветствует! — тысяча сто двадцать седьмой год, — да простит вас Аллах!». 1127 г. хиджры соответствует 07.01. — 25.12.1715 г.
Еще в начале XX в. в селении Хнов имелся минарет, хоть он и находился в аварийном состоянии. К 1902 г. относится сообщение К.Ф. Гана (1848–1925) о «скривившемся, угрожающем падением, высоком минарете» в сел. Хнов. По всей видимости, речь в сообщении К.Ф. Гана шла о минарете пятничной мечети. Организатором (заказчиком) строительства минарета в сел. Хнов надпись называет местное духовное лицо (малла Сулайман сын Ахмада), который, вероятно, и профинансировал строительство «ради вознаграждения» хновца ал-Хусайна. Непосредственно строительные работы осуществил профессиональный мастер-каменщик шайх Са‘ади сын Малла Халифа сына Малла Рамадана из лезгинского селения Хрюг (лезг. Хуьруьг, ныне село в Ахтынском районе Дагестана), которое расположено на левобережье Самура. Было установлено также, что пятнадцатью годами ранее, в 1112/1700–01 г., этот зодчий построил великолепный минарет хрюгской соборной мечети — один из самых высоких и красивых старинных минаретов в Дагестане.
Судя по всему, шайх Са‘ади был мастером высокого уровня, ибо ему доверяли строительство культовых сооружений в крупных селениях региона. Отец шайха Са‘ади, Малла Халифа, по всей видимости, был каллиграфом строительной надписи второй половины XVII в. на минарете лезгинского селения Фий (ныне село в Ахтынском районе Дагестана), расположенного, как и сел. Хнов, в верховьях Ахцегь-вацl. Приблизительно, в последней четверти XVII в. Малла Халифа вместе с сыном Са‘ади принимали участие в строительстве в сел. Хрюг специального сооружения, предназначенного для хранения мусульманской реликвии — хирки (плащ, накидка), которая, как считалось, принадлежала пророку Мухаммаду. Об этом сообщает надпись, обнаруженная нами в селении Хрюг. Примечательно, что, являясь духовными лицами (Малла), они оба были, одновременно, мастеровыми (уста).
На месте захоронения шайха Са‘ади в селении Хрюг дагестанский арабист прочёл З.Ш. Закарияев (род. 1971) арабоязычную эпитафию, в которой приводится его родословная с именами пяти поколений его предков: «шайх Са‘ади сын малла Халифы сына малла Рамадана сына малла [Кайната?] сына малла Мухаммада сына малла ‘Усмана». Родословная восходит примерно к середине XVI в.
Автор: ‘Али Албанви
ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК
ГАН, КАРЛ ФЁДОРОВИЧ (1848–1925) — российский педагог. Родился 29 апреля 1848 года в Германии: в Фридрихстале (Шварцвальд). Начальное и среднее образование он получил в родном городе; высшее образование — в Тюбингенском и Новороссийском университетах, где изучал теологию и филологию. В 1870 году он получил должность викария в Рейхенбахе, участвовал в франко-прусской войне 1870–1871 годов в качестве санитара медицинской службы.
ЗАКАРИЯЕВ, ЗАМИР ШАХБАНОВИЧ (род. 1971) — российский учёный-арабист. Доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии ДГУ, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (г. Махачкала, Дагестан).
АЛ-ХАНАВИ, АЛ-ХИНАВИ, АЛ-ХНАВИ, АЛ-‘ИНАВИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из южнодагестанского сел. Хнов (ныне Ахтынский р-он Дагестана).
АЛ-ХИНАВИ, МАЛЛА СУЛАЙМАН Б. АХМАД — организатор (заказчик) строительства минарета в сел. Хнов: «1) Построил (бана) этот минарет малла Сулайман 2) сын Ахмада ради вознаграждения (саваб) Хусайна 3) из города Хнов (балад ал-Хинави). А мастер (устад) — шайх 4) Са‘ади сын малла Халифа сына малла Рамадана 5) из селения Хрюг (фи карйат Хуруки). [Дата] по хиджре пророка, – да благословит его Аллах и да приветствует! — тысяча сто двадцать седьмой год, — да простит вас Аллах!». 1127 г. хиджры соответствует 07.01. — 25.12.1715 г.
АЛ-ХУРУКИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из южнодагестанского сел. Хрюг (лезг. Хуьруьг, ныне село в Ахтынском районе Дагестана. Вместе с селом Новый Гогаз образует сельское поселение «Сельсовет Хрюгский»). Расположено в Самурской долине на трассе «Магарамкент-Ахты-Рутул».
АЛ-ХУРУКИ, СА‘АДИ Б. МАЛЛА ХАЛИФ Б. МАЛЛА РАМАДАН Б. МАЛЛА [КАЙНАТ?] Б. МАЛЛА МУХАММАДА Б. МАЛЛА ‘УСМАН (нач. XVIII в.) — профессиональный мастер-каменщик (устад), шайх, южнодагестанский богослов из сел. Хрюг (лезг. Хуьруьг). Родословная шайха восходит примерно к середине XVI в. исполнитель заказа строительства минарета в сел. Хнов. А также, пятнадцатью годами ранее, в 1112/1700–01 г., этот зодчий построил великолепный минарет хрюгской соборной мечети — один из самых высоких и красивых старинных минаретов в Дагестане. Судя по всему, шайх Са‘ади был мастером высокого уровня, ибо ему доверяли строительство культовых сооружений в крупных селениях региона. Отец шайха Са‘ади, малла Халифа, по всей видимости, был каллиграфом строительной надписи второй половины XVII в. на минарете лезгинского селения Фий, расположенного, как и Хнов, в верховьях Ахцегь-вацl. Приблизительно, в последней четверти XVII в. малла Халифа вместе с сыном Са‘ади принимали участие в строительстве в сел. Хрюг специального сооружения, предназначенного для хранения мусульманской реликвии – хирки (плащ, накидка), которая, как считалось, принадлежала пророку Мухаммаду. Об этом сообщает надпись, обнаруженная нами в селении Хрюг. Примечательно, что, являясь духовными лицами (малла), они оба были, одновременно, мастеровыми (уста).
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
АМСАР (рут. Амцурды) — село в Рутульском районе Дагестана. Центр Амсарского сельского поселения. Одно из древних сел Рутульского района.
АХТЫ (лезг. Ахцагь, Ахцегь) — лезгинское село в Южном Дагестане, административный центр Ахтынского района и сельского поселения «Сельсовет Ахтынский». Один из главных историко-культурных центров Дагестана.
АХТЫПАРИНСКОЕ ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, АХТЫ-ПАРА — теократическое лезгинское территориальное образование, существовавшее на территории Южного Дагестана от начала XVII века до 1839 года. Состояло из двух союзов сельских общин: Ахтыпара-1 и Ахтыпара-2. Административный центр — сел. Ахты.
АХТЫ-ЧАЙ (в верховье Кябяк-чай, лезг. Ахцегь-вацl) — река в Южном Дагестане, правый приток р. Самур. Течёт по территории Рутульского и Ахтынского районов. Длина — 63 км, площадь бассейна 963 км.
РИЧА (агул. Ч;аъ) — село в Агульском районе Дагестана. Административный центр сельсовета «Ричинский», в который входит также село Бедюк.
ФИЙ — лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. Образует сельское поселение село Фий как единственный населённый пункт в его составе.
ХНОВ (рут. Хин) — высокогорное рутульское село в Ахтынском районе Республики Дагестан. Образует сельское поселение село Хнов как единственный населённый пункт в его составе.
ХРЮГ (лезг. Хуьруьг) — лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. Вместе с селом Новый Гогаз образует сельское поселение «Сельсовет Хрюгский». Расположено в Самурской долине на трассе «Магарамкент-Ахты-Рутул».
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
МУЛЛА, МАЛЛА, МОЛЛА (араб. ; — букв. «наместник», «хранитель», «хозяин») — арабское исламское духовное звание богослова (’алим), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, т. е. хафиза), хадисы и нормы Шари‘ата (или «мусульманский священнослужитель низшего ранга»). У суннитов часто употребляется как синоним звания имама, избираемого главы общины верующих. У ши‘итов звание «муллы» ниже звания имама. Такой «мулла» не участвует в светском управлении; его компетенция — лишь толкование Корана и вопросов веры. На Кавказе муллой также называют муэдзинов, «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шайх-уль-ислам именуются мулла-ахундом (у ши‘итов) или мулла-эфенди (у суннитов). В надписях обнаруженных письменных памятников Дагестана «мулла» приводится в местной форме «малла». Из письменного источника середины XIX в. известно, что в долине Самура (Южный Дагестан) термином «мулла» обозначали представителей духовенства, имамов мечетей рангом ниже «эфенди» (у азербайджанцев и кумыков — «молла», у табасаранцев и даргинцев — «малла»; у носителей других дагестанских языков «малла» встречается как составная часть имен собственных — Малла Мухаммад, Малла Хасан и т. д).
УСТАД, УСТАР, УСДА, УСТАЗ — профессиональный мастер-строитель, дагестанский зодчий. В превосходной строительной надписи 1600 г. х. из селения Амсар (рут. Амцурды, ныне село в Рутульском районе Дагестана) зафиксировано самое раннее и, пожалуй, единственное в средневековой арабоязычной эпиграфике Дагестана (по XVII в. включительно) обозначение ученика-подмастерья мастера, переданное термином «тилмиз».
ЛИТЕРАТУРА
1. Закарияев З.Ш. Арабоязычные надписи XVII–XVIII вв. из селения Хнов о строительстве минаретов и мечети // История, археология и этнография Кавказа. Т.14. №2. 2018. С. 72–82.
2. Криштопа А.Е. Дагестан в XIII — начале XV вв. Очерк политической истории. — М., «ТАУС», 2007. С. 142–147.
Свидетельство о публикации №219072200302