Гертген тот Синт Янс. Богоматерь с младенцем
В центре картины – маленькая хрупкая мадонна, которая присела на полумесяце, сокрушающем дракона- Люцифера . Широкие одежды скрывают её тело.
В руках Мария держит худенького Младенца, с тоненькими ножками.Он ведет себя очень активно – в его руках колокольчики-бубенчики, которыми он энергично размахивает, да не просто размахивает, а дирижирует.
Иисус Христос руководит огромным оркестром ангелов, которые как сиянием окружают фигуру Богоматери, заключая ее в три ореола. Ангелы первого, самого светлого круга, скорее не играют на музыкальных инструментах, а танцуют.
Во втором ореоле, более темном, представлены атрибуты Славы и Мук Иисуса Христа.В верхней части образа можно заметить три таблички со словами «Sanctus» ангелы держат:крест, колонну, терновый венец и молоток и гвозди.
Ангелы третьего, внешнего круга играют на всевозможных музыкальных инструментах: виолах, лютнях, колокольчиках, трубах и многих других.
Деву с младенцем окружает не только сияние света, но и музыка. Очень удачно художник сливает эти две стихии в одну.Музыка – это свет и живописи подвластно это передать.
О ХУДОЖНИКЕ.
Гертген тот Синт Янс, Геррит ван Харлем (Geertgen tot Sint Jans; Лейден? 1460—1465 — Харлем? до 1495) — нидерландский художник эпохи Возрождения.
Родился в Лейдене, но большая часть его недолгого творческого пути связана с Харлемом, где он учился в мастерской Альберта ван Оуватера. Некоторое время художник жил в Брюгге: в списках Гильдии миниатюристов этого города он упоминается как «Гертген Голландец».
Основным источником немногочисленных сведений о Синт-Янсе является «Книга о художниках» Карела ван Мандера, в которой упоминается, что художник жил и работал в харлемском монастыре Святого Иоанна, однако в орден не вступал. Имя художника переводится как «Маленький Герард из братства Святого Иоанна». По заказу монастыря Синт-Янс выполнил лучшие свои работы.
Творческое наследие Синт-Янса сравнительно невелико. Оно насчитывает около 15 работ, включая и те, что приписываются ему на основании стилистического сходства. Картины художника обнаруживают хорошее знание фламандской художественной традиции, в них просматривается влияние ван Эйка и ван дер Гуса.
Жизнь Синт-Янса была непродолжительной, но плодотворной. У него было много учеников и подражателей, а влияние творчества художника распространялось вплоть до XVI века.
Художник умер в Харлеме в 1490 году.
Свидетельство о публикации №219072200488