Про справедливость

                =По твоему ли рассуждению Он (Бог) должен воздавать?=



 
"Справедливость есть настроенность души воздать за все по достоинству, а достичь этого трудно, потому что одни, по недостатку разумения, не могут понять, как воздать каждому должное, а другие, обладаемые человеческими страстями, нарушают справедливость" -свт. Василий Великий, 8, 176


"Не домогаться того, чтобы иметь у себя больше других, – это справедливость; а выступать из пределов равенства – это несправедливость" -свт. Григорий Богослов, 16, 338.


"Например, прекрасно известно, что Евангелие требует, чтобы мы прощали обиды друг другу. Но нам не хочется простить, мы находим справедливым так или иначе отплатить причинившему нам скорбь и таким образом отрекаемся от Христова учения, если не словами, то своим сердцем."  -прп. Никон Оптинский.


"Бог это Милосердие. И только к Милосердию призван и ты. Ведь только Милосердие ты получаешь от Бога и лишь его должен отдавать другим. Ты спрашиваешь со смехом и раздражением: - «Где ты видел милосердие?» -
Отвечу. – «Оно внутри тебя. Там, где Бог!» Но ты ищешь только справедливости!
А справедливость - временная мера, данная тебе, пока ты живёшь в «грехе». Пытайся сам научиться Милосердию, пока на это ещё есть «время».
– «Пойдите и научитесь, что значит, - милости хочу, а не жертвы!», - сказал нам Христос. А Милосердие «судит» тебя лишь для твоего Спасения!" - автор прозару Сергей Михальчук 5.


"Милосердие (Авраам) готово принести в жертву строгость и справедливость (Исаака).
...
Когда человек предстаёт перед Господом, принося свои заслуги, он невольно ожидает и заслуженной награды…  это ожидание подразумевает справедливый суд и оценку.  Но никакие личные дела человека не являются заслугой перед Богом.  Дела человека – это его прямые обязанности: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что; должны были сделать» /(Луки 17:10/.
Каин получил то, что искал и ожидал – справедливый суд… и как следствие - никакой награды и одобрения.
Авель же принёс жертву от стада (в евр. источниках – шерсть… прообраз милосердия) так как все, что дают человеку животные – «растет» по воле Божией. Это милость Бога. Шерсть ли, тук ли животного, мясо ли – всё это не требует ни посева, ни подготовки земли, ни других усилий человека… Это прообраз ДАРА ОТ БОГА (хотя и за животными требуется уход). Но человек, принимающий всё как дар Бога, учится благодарить и любить Творца, не ожидая оценки своих трудов, а значит, не «нарываясь» на суд, получает милосердие и одобрение Бога. Что и получил Авель.
В этом суть познания добра и зла: совершенство не ради награды. Совершенство и есть цель и награда." -автор прозару Наталия Дементьева.


"Господь дал нам удивительные наставления. Он сказал, что не жертвы хочет, а милости – милости ко всем, кто нуждается в милости. А какое множество, бесчисленное множество людей нуждается в милости, ждет слова любви, слова утешения, ждет ласки, ждет помощи; а вместо этого встречает в людях лишь холодность, ледяное равнодушие, а в некоторых христианах даже презрение, клеймение злыми словами отвержения.
Это в глазах Божиих – тяжкий грех тех, кто так относится к падшим братьям своим. Мы должны во всем подражать Господу, идти по стопам Его. Пойдем же по Его стопам, никогда не позволим себе превозноситься над тем, кто как бы даже заслужил этого; не позволим себе считать себя выше других – даже воров, даже убийц и разбойников, – ибо не знаем: может быть, в глазах Божиих мы не лучше их.
Помните, как относился Иисус Христос к мытарям и грешникам, помните, как поступил Он с Матфеем мытарем, как поступал Он с мытарями, блудницами, грешниками, и заслужил за это осуждение от фарисеев. Не будьте подобны фарисеям, будьте подобны во всем Господу Иисусу Христу!" -святитель Лука (Войно-Ясенецкий).


"Люди, обладающие рассуждением Божественных вещей, разделяют справедливость на три вида: человеческую, ангельскую и Божественную.
Что такое – человеческая справедливость? Это равное распределение чувственных благ мира сего и благожелательность к другим.
Что такое – ангельская справедливость? Это щедрое одарение Божественным знанием.
Что такое – Божественная справедливость? Это страдание за тех, кто впадает в грех…
Господь называет Петра сатаной не для того, чтобы нанести ему рану, как думают некоторые. Ведь то, что кажется нам приносящим ущерб (стерисис) Господу, на деле принесло нам обладание (гексис). Например, Его смерть стала для нас Жизнью, а Его бесчестье стало нашей славой.
Когда Господь предупреждал апостола Петра о предстоящем страдании, апостол подумал по естественному порядку вещей (человеческой справедливости), что несправедливо допустить, чтобы жизнь была поругана, а слава обесчещена. Поэтому Господь отвергает его мысль: в сверхъестественном порядке вещей неправильно искать естественную справедливость.
Дело в том, что Господь замыслил совершить наше Спасение посредством противоположностей: даровать нам жизнь – через смерть, и славу – через бесчестье. Так вот, Господь желая показать, что человеческое рассуждение в данном случае неспособно понять Божественный Промысел, ответил Петру: "Иди позади Меня» (Мф.16:23). Это означало: «Следуй Моему замыслу и не пытайся понять его через человеческую справедливость!»
Имя же Сатана, как говорят, переводится – противник. Господь произнес это слово не как бранное, а в качестве пояснения: противник Моей цели.
Как же понять в смысле Божественной справедливости слова Евангелия: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22), а в другом месте: «Я не сужу никого» (Ин.8:15).
Смотрите, будучи Богом, ни Сын – ни Отец вообще никого никогда судить не будут. Почему? Просто потому, что даже человек, по своей справедливости, судит людей, но не животных! Так вот, Отец отдал суд Сыну не потому, что Сын является тоже Богом, а именно потому, что Он стал – человеком.
То есть в каком смысле Сын будет судить всех? Очень просто: Он будет рассуждать – сравнивать Свою человеческую жизнь с нашей. В этом же смысле будет судить Его слово, то есть учение, которое Он подтвердил делами, согласно написанному: «Что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян.1:1)." -преподобный Максим Исповедник.



--------------------------------------------
=Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои. Враг мой будет, как нечестивец, и восстающий на меня, как беззаконник.=

=Ибо Он (Бог) не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас. Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня, – и тогда я буду говорить и не убоюсь Его, ибо я не таков сам в себе.=

=Если бы ты был судьею их, кого бы ты стал оправдывать или кого обвинять?
Подлинно, отвечал я, замыслы их были суетны, ибо земля дана лесу, дано место и морю, чтобы носить свои волны.
Он же в ответ сказал мне: справедливо рассудил ты; почему же ты не судил таким же образом себя самого?=

=Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.=

=Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства.=


=цитаты= из Библии.

--------------------------------------------

Как только в мысли или слове, или деле появляется хоть малейшее лукавство, сознание саморазрушается - хватается за самооправдание, отчаяние, обиду и гнев - ослепляющие и оглушающие, недоумение, осуждение и упрёки, гордость или зависть, ищет себе свободу, ищет себе справедливость... суетится.

------------------------------------

В основе общепринятого "здравого смысла" лежит выгода и логика, справедливость воздаяния злом за зло. Божественная "привилегия" справедливости - в милосердии, прощении и любви.

------------------------------------

Грехи - это зависимости, согласие променять доверенную нам Свободу на вседозволенность искушений, Достоинство - на справедливость в лукавых оправданиях, в Милосердии делать выбор и в Жертвенности искать выгоду, в Любви предаваться изменам... Власть над собой "делегировать" эмоциям, страстям, общественному мнению...
Человек не имеющий власти над собой - слепое и смертельно опасное оружие страстей...
------------------------------------

Если мы на жертву собою ожидаем жертвы себе - "взаимность" и "справедливость" - это эгоизм собственника.

------------------------------------

Борьба за "равенство, братство, свобода"? - лукавые лозунги для прикрытия тщеславных целей и только. Из этой же серии - "взаимность" и "справедливость" - истоптанные грабли, на которые упорно наступают все новые и новые отряды "борцов".

------------------------------------

Распяв Спасителя все ищем "справедливых" спасателей среди не ведающих, что творят...


Рецензии
Представляете, дорогой Ваня, сколько еще понадобится лет, столетий, веков, чтобы человечество достигло такого высокого уровня интеллекта, чтобы жить по праведным заповедным канонам, данным Человечеству свыше? Мы не доживем. Скорее планета взорвется в очередном апокалипсисе, нежели человек будет жить и существовать праведно. С уважением, теплом, Ирина

Ираида Мельникова   04.06.2025 08:48     Заявить о нарушении
Не представляю:) Но знаю, что это произойдёт НЕИЗБЕЖНО. Другого пути у Человека нет.
Человеку ведь дарована свобода понимания, что свобода-это любовь к Мирозданию и ближнему, а остальное - зависимость от хотелок.
Как только человек отказывается от свободы и занимается выбором из меню кукловодов, считая это "свободой"-он становится управляемым биороботом. А биороботы самоутилизируются. К сожалению, очередная цивилизация уверенно шагает в яму.
"Мир сей обречён" http://proza.ru/2020/04/13/1400

Обнимаю.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   04.06.2025 09:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.