айвон

                АЙВО
Если  вы войдёте во двор узбека,  увидите под кроной ветвистого дерева- или под сенью виноградника- маленький столик и вокруг него стопки курпачей - ватных одеял - это АЙВОН. Здесь можно принимать пищу или, не входя в душное помещение, отдохнуть, удобно расположившись на мягких курпачах. Здесь же хозяин принимает гостей, забежавших перед началом рабочего дня поздравить его по случаю радостного события, скажем, с прибытием сына на побывку из армии.
Хозяин усадит гостя на курпачи (стульев или табуреток в семьях узбеков нет), выставит на достархон (столик) ляган (чашу) с духмяным пловом, сам сядет напротив и, развлекая гостя разговорами, будет подливать из чайника в пиалу гостя крепкий зелёный чай (чёрный  -это не уважение). Вся эта процедура угощения называется "АШТ".
В обычные дни ашты жителями махали (квартала) устраивается в порядке очерёдности. Не принимать участия в аштах - предосудительно и чревато потерей авторитета для любого жителя махали.  С тобой будут здороваться, при встрече приветливо  улыбаться, будто бы ничего не произошло, но скоро ты почувствуешь, что ты для махали  человек чужой.   
Ашты это вам не обжираловка. Во время ашта обсуждаются важные для махали проблемы – скажем, как сделать так, чтобы в кресло  директора мебельной фабрики (если такая есть на территории махали) посадить Тургуна Риспекова - жителя махали. Тургун пять лет назад окончил сельскохозяйственный техникум, но до сих пор мается бригадным механиком  хлопководческой бригады. Это -не порядок. Какой-то Абрамянц директорствует, а Тургун гайки крутит! Абрамянц пусть едет в Армению и там директорствует.

Махаля в Узбекистане большая сила. Если махаля решит, что Тургун должен быть директором фабрики, значит он будет директором.
А если Абрамянц заупрямится и не захочет добровольно уступить место Тургуну, то махаля отправит его (Абрамянца) на временное жительство в места не шибко приятные для Абрамянца. Для решения этого вопроса махала задействует все имеющиеся у её жителей   связи в компетентных органгах , посланники махали будут стучать в двери самых высоких кабинетов, если надо будет кому-то дать на лапу, так махаля и деньги соберет. Словом, махаля знает , что нет такого директора, у которого рыльце не было бы в пуху и не пожалеет ни сил, ни средств, но докажет,  что Абрамянц - жулик!
Женщины махали. так же как и мужчины, в порядке очерёдности, принимают своих гостей. Только это у них называется не аштами, а чаепитиями. На чаепитие они приносят различные яства-изделия своих рук--оценивают мастерство друг друга, делятся опытом. Много говорят.
Прямого участия в интригах махали женщины не принимают. Политика это не их дело. Они создают общественное мнение. А мы знаем, что миром не короли правят - миром правит общественное мнение. Так что если Тургун сядет в кресло директора фабрики, то в этом будет заслуга (и немалая) женсовета махали.
Скопление женщин  на его айвоне Ивана Васильевича  не удивило: он знал, что нынче  принимать женсовет-очередь Тамары (его жены)
-  Салом алейкум, бабылар! - приветствовал он честную компанию.----------------И Вам не хворать, Иван - ака, - поспешила захватить плацдарм самая говорливая из всех женщин махали Анора - и Вам здравствовать на радость вашей семье и вашим родителям (столь многословный ответ на приветствие у народов востока обязателен). Только мы Иван-ака не бабы.                ---Кто же вы тогда?  Иван ты! -сделав удивлённый вид, ответил Иван Васильевич. -При царе Горохе вы были бабами, когда колхозный хлопок кетменями чапали то же бабами, а теперь вы что же госпожами стали?--А ты, госпожа Джамилева,  что же не в Крыму? -обратился он к понуро сидевший женщине, -Что, Соние-апа, всё никак свои хоромы продать не можешь? Покупателей не приходят что ли?-------------                --Покупатели-то, Иван- ага, приходят, только больше пятисот долларов за мои хоромы не дают.                --А что так? Твой дом, Соние, хороших денег стоит.---------------------------------------Да знаю я, что стоит. И муж из Крыма звонил, сказал, что бы меньше, чем за две тысячи не отдавала. Только здесь теперь, Иван- ага, аксакалы всем заправляют. Объявили в мечети, чтобы за дома отъезжающих ни кто больше пятисот долларов не давал. Кто ж теперь дедов ослушается! Теперь все говорят:-"куда им деваться, не заберут же с собой. Придет время и за триста отдадут" А что мне эти пятьсот баксов, только и хватит, что до Крыма доехать. А на что там строиться будем! -чуть не плача заключила Соние.
-Ну так и жили бы здесь - кто вас гонит!- подала свой голос тихоня Гульнора,- Там, говорят народ вредный и злой живёт: если чужая курица в огород зайдёт, так друг за другом с топорами бегают. А у нас вон как славно-дружно живём!. У нас любой джянджал (скандал) к шутке сведут.-------------                --Да-да, Гуль-апа, с турками вон как славно пошутили! Ни одного здесь не осталось. Теперь все турки в России живут.---------------------------------------------------Ну так турки сами были виноваты: нечего было на базаре бабушку с места прогонять. Она на своей земле живёт - где хочет, там и торгует своей клубникой. Раскомандовались тут!
-Тохта- тохта,(погоди-погоди) Анор-апа!-неожиданно для самого себя взорвался Иван Сергеевич ,--На своей земле говоришь? Оказывается узбекские парни хотели показать туркам, кто на этой земле хозяин, а я-то                                              думал, что джигиты за бабушку заступились. Ну, спасибо, Анор-апа, просветила!-Вот, Соние, они здесь, только они на этой земле хозяева. А мы с тобой здесь так – пришей-пристябай. Мы для них вроде бомжей. В случае чего, нам можно и под зад коленом дать.                --Анор-апа, видел я одного хозяина земли узбекской: пришла в кабинет председателя колхоза кореянка-инспектор санэпиднадзора и говорит, нельзя, мол, около скважины, источника питьевой воды, скот пасти. Мол, испражнения скота проникнут в водоносный слой и вода станет для питья непригодной; говорит: -повторится - оштрафую и штраф руководителю хозяйства придётся выплачивать не из колхозного, а из своего собственного кармана.----------------------------------------------                Когда дверь за инспектором закрылась, Раис и высказался:-Будут  мне всякие корейцы указывать, где я на своей земле могу  нужду справить, где – нет!------Вот такие, Анор-апа, бывают хозяева земли узбекской. Корейцы о здоровье людей думают, а узбек о своей гегемонии.---------------------------------------------------Но ведь по одному дураку  нельзя судить о всех узбеках,- решила присоединиться к разговору Тамара! Если у меня заболит один зуб, не велика беда, пойду к врачу, он мне больной зуб выдерет и делу конец. Другие зубы не пострадают. Но если в отаре появится одна паршивая овца, она может всю отару угробить. Я, наверно, и не стал бы вспоминать того чумного раиса, но просмотрите, как изменилось в последнее время отношение к русскоязычному населению: вновь назначенный директор школы, в которой узбекских детишек раз-два и обчёлся, выступая на общешкольной линейке с приветственной речью, по случаю открытия нового учебного года, ни одного слова не произнёс. по русски. Вот вам пример заражения узбекского общества национализьмом.
               

ГДЕ СВОЙ СТОИТ, ТАМ ВЕТЕР НЕ ДУЕТ?
В результате неожиданной вспышки Ивана Васильевича, благостное настроение женщин было развеяно. Обсуждение качеств каких-то персон было отложено на потом. Оценка достижений Айши в искусстве приготовления пампушек не состоялось.   Чтобы не видеть насупленного лица жены, чтобы не слышать её упрёков, Иван Васильевич решил эту ночь провести на свежем воздухе- на айвоне.
 Лёгкий ветерок, пролетавший через айвон, шевелил листья винограда. Их тихий шелест обещал приятные сновидения. Но погрузиться в сон Ивану Васильевичу не удавалось. И вовсе не бедана (перепёлки) суетившаяся в клетках, развешенных над айвоном, не их неожиданные выклики "пич-пилдык", не давали ему заснуть.
" Ну зачем надо было ввязываться в дебаты с хатынками (женщинами)-укорял он себя.- Какая нужда была в этом. От того, что Соние услышала от меня слова сочувствия, ни кто ей за её дом  цены больше той, которую назначили аксакалы, всё равно не даст. И вообще для крымских татар твои увещевания в необходимости их переезда в Крым излишни. Мечту о своём возвращении на историческую родину они лелеяли с первых дней их депортации из Крыма.Что же касается турок, так тут убеждать узбеков в том, что они поступили  с турками не по-братски, просто смешно. Всем известно, что  турки, как и  все кавказцы  одержимы шовенизмом. и поэтому частенько наглеют.Так что ты, Иван Васильевич, понапрасну сжёг свой порох.
--Ну,  в этом ещё надо разобраться,-возразило правое полушарие,- Ведь не сочувствие  Соньке, не чувство солидарности с турками, воспламенило твою душу. Опасность радикализма, бушующего за южными  границами Узбекистана, и порой щекочущего нервы мусульманского населения  республики –причина твоей вспышки.
Во время раздумий о необходимости свершения действия и его соответствия маральным принципам, Иван Васильевич выработал в себе привычку выслушивать каждое полушарие мозга по отдельности, и только когда между полушариями наступал консенсус, начинал действовать.
-Конечно опасность оказаться жертвой радикалов существует,-вступило в разговор левое полушарие,- но ведь  своё великодушие узбеки доказывали нам много раз. Узбек всегда готов прийти на помощь страждущему. Давайте вспомним тот год, когда  наш посёлок был на всю зиму отключен от газоснабжения. Как тогда поступила наша ближайшая соседка Карамат Абдулаевна? Имевшиеся у неё дрова отдала нам, а сама перебралась в Чиназ к своим родителям. Потом врач поликлиники! каждое утро спешила на остановку автобуса, чтобы не опоздать на приём своих пациентов. Так не уж то, такой народ допустит ни чем не оправданное насилие!----------------------------Да, конечно, таких соседей, как Карамат Абдулаевна и Карим с со своей женой Дильбар, мы в России вряд ли найдём. Однако между нами и узбеками тишь да благодать будет сохраняться до той поры, пока не объявятся радетели за освобождение земли узбекской от иноверцев. Найдутся такие (а найдутся обязательно), подфунят, подбросят искру и пойдет полыхать «освободительная» борьба с «засилием» русских. Такие, как Карим и Карамат, окажутся в  меньшинстве и защитить нас уже не не уверено, что такое случиться,- продолжило диспут левое полушарие мозга Ивана Сергеевича,- вспомним-ка случай на остановке электрички: старый дед доказывал тогда кореянке, что русских ни кто в Узбекистан не звал, что они сто пятьдесят лет назад вторглись в Узбекистан и теперь творят здесь всё, что хотят. Улицам, кишлакам и городам, не считаясь с интересами узбеков. дают имена своих генералов-душителей узбекской самобытности. И  что теперь настало время гнать гяуров из Узбекистана сраной метлой. А кто тогда  сказал: « не слушайте деда, он из ума выжил?» Молодые узбекские парни! Не говорит ли это о том, что среди  узбекской молодёжи найдутся здравомыслящие люди, и они-то не позволят мракобесам портить репутацию  всегда радушного узбекского народа._ ---------------------------------------Как говориться, на бога надейся, а сам не плошай. Как бы не пришлось потом охать да ахать, пеняя на собственную непредусмотрительнось.-не сдавалось правое.
Утром Иван  Васильевич сказал Тамаре:-Всё, жена, решено! Собирайся, едем в Россию. Где свой стоит, там ветер не дует. Прежде всего о судьбе детей и внуков думать надо. 
-               






ГРОЗА.      2019                                Сердито, хмуро плыли тучи,                притихли степи и луга.   


Рецензии