Стал жертвой военного лихолетья

ПИСАТЕЛЬ-ПРОЗАИК ВЛАДИМИР АРИСТОВ
Забытые литературные имена

В жизни Курской области – экономической, социальной, общественно-политической, культурной – 1939 год особыми достижениями как-то не отметился. Все значимые события произошли в предыдущие четыре года. Например, в 1934 году открыт Курский педагогический институт, в 1935 – медицинский институт и начали действовать областная библиотека, стадион «Динамо», картинная галерея и новая трамвайная линия. Еще в 1935 году вышли первые номера газет «Пионер» и «Молодая гвардия» – печатного органа Курского оргбюро ЦК ВЛКСМ и обкома ВЛКСМ, а также прошел слет художников области. В 1936 году в Курске началось строительство заводов синтетического каучука (СК-6) и «Аккумулятор», открыт Дом пионеров. В 1938 году созданы областная филармония и мемориальный музей инженера-самоучки А.Г. Уфимцева, начал функционировать парк-сад пионеров. Правда, в этом году пошли на убыль политические репрессии, пик которых пришелся на 1937-1938 годы, жертвами которых стали и курские литераторы, в том числе подававший большие надежды поэт Михаил Дорошин.
Что же касается жизни курского литературного сообщества, то в 1939 году Курское литературное объединение и Курское книжное издательство покинул писатель Михаил Михайлович Киреев, но на смену ему прибыл автор исторических произведений больших форм – повести «Дело подполковника Энгельгардта» и романа «Смоленск» – Владимир Аристов.
Владимир Павлович Аристов родился в 1898 году в Смоленской губернии. К сожалению, ни точной даты его рождения, ни места рождения, ни социально-сословной принадлежности его родителей, ни последующего семейного статуса, установить не удалось. Известно лишь, что после первоначального школьного образования получил еще и агрономическое. Затем поступил учиться в летное училище, однако по состоянию здоровья вынужден был оставить его и связать свою дальнейшую жизнь с журналистикой и литературой.
По-видимому, уже в годы учебы, как и многие его коллеги по перу, начал пробовать свои силы на литературном поприще. Однако первые рассказы – «Встреча», «Червь», «Глухариха», «Случай с Кадилкиным» и другие, – как отмечают немногочисленные курские исследователи, были опубликованы лишь в 1927 в смоленском журнале «Наступление».
В 30-е годы Владимир Аристов проживал уже в городе Смоленске, известном в России своим историческим героическим прошлым. И это обстоятельство не могло не отразиться на пылком разуме начинающего литератора. Именно здесь он написал и в 1937 году в Запгизе издал повесть «Дело подполковника Энгельгардта» – о патриотическом крестьянском движении в Смоленской губернии во время наступления войск Наполеона на Москву.
А через пару лет, в 1939 году, в Смолгизе увидел свет и исторический роман «Смоленск» (276 страниц) о событиях XVI-XVII веков в отношениях между Русью и польско-литовским государством. Пограничные конфликты и бесконечные войны тогда были обычным явлением и едва ли не повседневностью. И от этого больше всего страдал простой народ, который и стал главным героем романа, а не цари и воеводы, хотя и они являются важными персоналиями произведения. Например, смоленский воевода Михаил Борисович Шеин (?-1734), возглавлявший оборону края и города с 1607 по 1611 год.
Возможно, в Смоленске Владимир Павлович начал писать и исторический роман «Скоморохи», о котором упоминают его биографы, в том числе Ю.А. Бугров в книге «Литературные хроники Курского края». Но заканчивать его пришлось уже в Курске. Это произведение о более раннем периоде Руси, о борьбе за главенство в русской земле Московского княжества и Великого Новгорода. Тема не нова – использовалась многими русскими писателями, в том числе и земляком курян Н.А. Полевым, – но Владимир Павлович раскрыл ее по-своему, через народное творчество, выразителем которого сделал главного героя романа – скомороха-песенника Ждана.
Процитируем небольшой эпизод, связанный с пребыванием на белом свете только что родившего Ждана: «Разумник вернулся через два дня. Поставив под навес конька и кинув сенца, он шагнул в избу. Любава сидела на лавке, собиралась кормить младенца. Разумник раскинул руки, брови его нетерпеливо поднялись кверху.
– Ну?!
Любава знала, о чем думал муж.
– Сын! – сказала она.
Разумник поднял младенца, прижал к груди. Сердце его радостно билось. Сбылось то, что он с нетерпением ждал.
– Сынок! Жданый! – выговорил Разумник. – Ждан, давно ждан.
– Ждан, – повторила Любаша.
Ей казалось, что лучшего имени младенцу нельзя придумать. Как бы не окрестил мальчика поп, до конца жизни ему оставаться Жданом».
Современные исследователи творчества Аристова дружно отмечают, что он, «как и многие авторы исторической прозы тех лет, в качестве главного действующего лица в своих произведениях выводил представителей простого народа». Они также обращают внимание на «высокий реализм и научную точность в исторических описаниях и диалогах персонажей» и на «наличие советских идеологических штампов». Последнему обстоятельству удивляться нечего – данные штампы были присущи всем советским писателям того времени, ибо этого требовал метод «социалистического реализма», провозглашенный еще на Первом съезде Союза писателей СССР в 1934 году. А то, что народ – движущая сила, – являлось идеомой советской исторической науки, в отличие от буржуазной, где главенство отдано личности.
Но тут важно отметить, что еще до появления в свет из типографии книги-романа «Смоленск», Владимир Аристов приехал в Курске и, находясь уже здесь, был принят в Союз писателей СССР. Таким образом, именно он стал первым профессиональным писателем, принятым на курской земле, а не за ее пределами, как было это, например, с его предшественником Михаилом Киреевым, ставшим членом СП СССР в 1934 году в Воронеже и только потом прибывшим в Курскую область.
Обстоятельства появления Владимира Аристова в Курске неизвестны. Возможно, этому предшествовало решение Секретариата или Правления Союза писателей СССР о его направлении в Курск на смену писателю Кирееву Михаилу Михайловичу, чтобы не оставлять Курское литературное объединение и Курское книжное издательство без профессионального писателя. Возможно, он сам избрал наш соловьиный край в качестве постоянного места жительства по каким-то причинам – стало пошаливать здоровье, начались дрязги в коллективе смоленских литераторов, были советы друзей… Впрочем, это всего лишь предположения…
А вот фактами стало то, что он не только возглавил Курское областное книжное издательство и Курское литературное объединение, костяком которого были прозаики Н. Белых, М. Горбовцев, П. Заломов и поэты М. Козловский, Н. Истомин, Н. Корнеев, публиковавшиеся в альманахах «Утро»,  но и приступил к изданию «Литературного альманаха».
Выпуск этого издания планировался быть регулярным. И первый номер «Литературного альманаха» осуществился уже в 1939 году. Под добротной твердой обложкой в нем были напечатаны стихи Н. Корнеева, П. Николаева, П. Коренькова, Л. Кузина, А. Арсёнова и В. Евсюкова. Проза представлена рассказами А. Лунина, Н. Белых, М. Горбовцева, новеллами С. Асканидзе, очерком П. Гиенко, воспоминания П. Заломова и краеведческой работой В. Самсонова – «Старый Курск». Неплохая жанровая палитра.
Сам руководитель литературного сообщества курян и Курского книжного издательства представлен отрывком из исторического романа – «Осада».
Чтобы почувствовать литературный слог автора, его стиль повествования, построение диалогов, процитируем несколько абзацев из этого отрывка: «Мужики стояли перед воеводой Михайлом Борисовичем Шеиным. Тот, что говорил, был хром, опирался на посох. Новая сермяга надета поверх холстинной, с шитым воротом, рубахи. Говорил он скороговоркой, равнодушно, точно то, что поляки пограбили крестьян, считал привычным делом.
Воевода сидел на лавке. Оконце, что наискосок, выходило на Облань. В зеленовато-мутное стекло (недавно купили у немецкого купчины, поставили вместо слюды) воеводе видно, что делается на площади. Вот баба прогнгала корову, проехал верхом протопопов холоп, гурьбой прошли посадские, должно быть к съезжей избе с челобитной.
– Погоди, сколько числом этих литовских людей приходило?
Хромой мужик вздохнул:
– Не ведаю дотошно, боярин воевода. Смекаю - более сотни.
Посмотрел на своего товарища. Тот стоял, переминаясь. Редкая борода с проседью, на лице застарелые шрамы, уши сидят криво.
– Литовских людей, боярин воевода, приходило двести. Я за ними до броду брел – перечел. Да и как за рубеж ходил – в Велегле на торгу тоже слыхал.
Воевода быстро вскинул на мужика глаза:
– По имени как прозываешься?
– Оверко Фролов, боярин воевода. В деревне Борода в бобылях живу.
– Будешь впредь за рубеж ходить лазучить».
Как видим, даже в этом небольшом отрывке Аристов умело предоставляет читателю картинку происходящего, используя отрывистые, без авторских дополнений и пояснений, фразы диалога, речь-говор того времени и архаизмы типа «лазучить».
Другой особенностью отрывка, а, следовательно, и романа является довольно частое использование в нем фольклорных вкраплений – притч, прибауток, побасенок, песенных текстов, пословиц, поговорок и прочего, – что тоже является авторским стилем письма и художественным украшением произведения.

Творческая и организаторская энергия деятельности Аристова была подстать деятельности его предшественника на посту руководителя литературного объединения и Курского книжного издательства. Он активно занимался литературной и журналистской деятельностью, пробовал себя в редактуре и в сборе фольклора Курской области. В том же 1939 году в столице соловьиного края вышел сборник «Фольклор. Частушки, песни и сказки, записанные в Курской области», составителем и соредактором которого В. Аристов стал вместе с М. Павловым. Сборник «Фольклор» издан в твердой обложке тиражом более 10 тысяч экземпляров. В нем два радела: послеоктябрьский период и дооктябрьский. Каждый из них включал как стихи, так и прозу.
 Еще в 1939 году в Курском книжном издательстве вышла антирелигиозная повесть Владимира Павловича – «Тяжелая пустошь». Книжка небольшая, всего 94 страницы, но в ней пять вкладок с иллюстрациями курского художника К. Дмитриева. 
Новый 1940 год в жизни литературного сообщества курян ознаменовался тем, что из недр Курского книжного издательства вышел в свет второй выпуск «Литературного альманаха». Как и предыдущий, он также был в твердой (с теснением) обложке, имел тираж более 5000 экземпляров и около 290 страниц текста.
Раздел прозы в альманахе представляли  уже довольно известный в Курском крае прозаик М. Горбовцев – повестью «Мишкино детство», а также Б. Юркевич – очерком «Григорий Шелихов», П. Бейсов – краеведческой статьей «Тайное общество братьев Раевских в Курске» и В. Самсонов – археологическим отчетом «Раскопки на Гочевском городище».
Поэзию представляли Николай Корнеев и Ллидия Шелест. Первый – стихотворениями «Мысли о смерти бойца», «Обида», «Рекорд», «Вена», «Дождь» и другими; вторая – «Лирикой», «Белорусской вольной» и переводами стихов Танаяна Хавизова.
Что же касается Владимира Аристова, то в альманахе он опубликовал стостраничный отрывок из исторического романа «Скоморохи», выдержки из которого цитировались выше.
Но более важным событием для него в 1940 году, на мой взгляд, все же стал выход в Курском областном книжном издательстве исторического романа «Ключ-город – Смоленск», – судя по всему, переработанный вариант «Смоленска».  В этом романе 292 страницы текста с 6 вкладками иллюстраций работы известного курского художника В.Г. Шуклина. (Самой книги в Курской областной научной библиотеке имени Н.Н. Асеева, как выяснилось, ныне нет. По-видимому. в этом отголоски поспешной, а где-то и небрежной эвакуации библиотечного фонда в годы военного лихолетья.)
А еще, как пишет краевед, писатель и ученый-историк Ю.А. Бугров, перу Аристова в этом году принадлежала пьеса «Ключ-город», которая, возможно, ставилась на сцене курского драмтеатра в предвоенные годы… К сожалению, каких-либо следов изданию отдельной книгой этой пьесы обнаружить не удалось.
Третий выпуск «Литературного альманаха» был подготовлен к изданию в 1941 году, но грянувшая война помешала его выходу. К этому времени литературная группа в Курске так окрепла, что, по мнению И.З. Баскевича и Ю.А. Бугрова, поэтов Николая Корнеева, Лидию Шелест и Никиту Истомина вполне могли принять в Союз писателей СССР. Недаром же сюда с творческими визитами «зачастили» известные советские писатели А.С. Новиков-Прибой и А.С. Серафимович. Первый побывал в Курске в 1939 году, второй – в 1941, перед самым началом войны.
Интенсивная литературная деятельность писателя Владимира Павловича Аристова, возможно, сказалась на его здоровье. В 1941 году он, как установил Ю.А. Бугров, оказался на больничной койке. А перед вступлением в Курск немецких войск – 2 ноября – писатель покинул больницу и ушёл из города. Дальнейшая его судьба неизвестна. По всей видимости, стал очередной жертвой этой страшной войны: то ли умер от голода, холода и болезни, то ли был убит вражескими солдатами, быстрыми на расправу с мирным населением.

Стоит отметить, что куряне послевоенного периода времени совсем беспамятными по отношению к этому писателю Аристову не были. Сначала в 1957 году в альманахе «Простор» был опубликован его рассказ «Выставка», а в 1959, вскоре после создания Курского отделения Союза писателей РСФСР, издана книга «Избранное». Она обрела жизнь в местном книжном издательстве стараниями ответственного секретаря М.М. Колосова, ставшего ее редактором. В книге «Избранное», изданной тиражом  в 30 тысяч экземпляров, на семистах страницах с иллюстрациями исторические произведений Владимира Аристова – «Смоленск», «Тяжелая пустошь» и «Скоморохи». Эта книга, к счастью, имеется в Курской областной библиотеке, и ее можно не только потрогать руками, но и прочесть.
Курский ученый С.П. Щавелёв, возможно, с опорой именно на эту книгу, о творческой деятельности Аристова отозвался так: «Главное действующее лицо этих произведений – народ, простые русские люди, жившие и трудившиеся в XV–XVII столетиях, в том числе на курском пограничье Московского царства. Согласно оценке современного историка Г.Е. Миронова, перед нами «взгляд на тогдашнюю Русь из окна курной избы, с шумного торжища, вечевой площади, где толпился «подлый народ». Особым реализмом отличается описание татарских набегов на земли Московской и Литовской Руси, на острие которых находился тогда и Курский край». Будем считать, что это – вполне положительный критический отзыв весьма скупого на похвалу историка и философа.
К сказанному остается добавить, что в 1994 году в Нижнем Новгороде, согласно данным Интернета, вновь вспомнили о Владимире Аристове и издали сборник его романов «Ключ-город» (ТОО НПП «Параллель»). А в Курске стараниями краеведа Ю.А. Бугрова краткая биография писателя внесена в краеведческий словарь-справочник «Курск» (1997) и Большую Курскую энциклопедию (2004).
Но этого, на мой взгляд, для поддержания памяти об одном из самых первых профессиональных писателей Курского края очень мало. Энциклопедической и справочной литературой пользуются в основном специалисты – весьма узкая прослойка курян. А надо, чтобы имя Владимира Аристова вновь звучала хотя бы шире и громче, переиздать его исторические произведения, которые представляют интерес как своими художественными особенностями, так и в информационно-познавательном плане. Тем более что мы живем в преддверии празднования тысячелетия города Курска.


Рецензии