Старые вещи

         Я много лет пиджак ношу
         Уже протертый и не новый
         И я зову к себе портного
         И перешить пиджак прошу…

Вещи – они сродни людям. У них есть моменты рождения, молодости, зрелости, старости. И даже смерти. Костюмы, пиджаки, брюки, платья, кофты, блузки, водолазки, куртки, пальто, тренчкоты, бушлаты, косоворотки, вышиванки, оренбургские платки, меховые шапки, и прочая и прочая и прочая. Начинается все с идеи в голове модельера, либо закройщика ателье, либо даже домашней швеи. Либо идея воплощается в выкройке, либо берется готовая выкройка, и дорабатывается по фигуре. Я помню свою маму, вечно всю в выкройках из «Бурды» или «Журнала мод», с английскими булавками во рту, переносящую выкройку на ткань, выкраивающую, сметывающую белыми нитками, шьющую на машинке «Тула». Эта «Тула» была сущей богиней в доме. При работе она нагревалась, и источала запах нагретого машинного масла. Без смазки машинка не работала ни дня! Особенно мне нравилась зарешеченная литая дверца на правой стороне машинки. Дверца открывалась для того, чтобы на нее надеть шпульку, на которую наматывалась нитка. А потом дверца захлопывалась с легким щелчком, как дверь в дорогом «Мерседесе». Так начиналась жизнь вещей.

Поскольку каждая вещь была авторская, то есть, ее нельзя было купить в магазине, то она была уникальной. И маме не составляло труда модничать в обновках. Правда, доставалось и мне. Все детство я проходил в штанишках, рубашечках, брючках и курточках, сшитых мамой. Порой она шила эти вещи из остатков ткани, из которой она шила модные вещи для себя. Это уже спустя много лет она несколько раз шила мне куртки и джинсы из больших отрезов, поскольку я вырос большим. Последние шить было страшно трудно, поскольку старенькая «Тула» не могла вполне осилить грубую джинсовую ткань, сложенную в несколько раз. И у нее не было специального «цепурного» шва, тем более «двустрочного». Как говорил один мой приятель-цеховик, который в советские времена шил подпольные джинсы, иногда он на своей переделанной машинке даже «лажает» шов, то есть ведет его не совсем по прямой, чтобы показать .что обе строчки идут абсолютно параллельно друг другу. Но, тем не менее, почти до 20 лет я ходил в «обновках» от своей матушки. За что благодарен ей по сей день. А вещи – жили своей жизнью. Порой, рождались для одних целей, а умирали – совсем в другой ипостаси. Так, у меня был чешский комбинезончик из плотной плащевой ткани, с подстежкой из заячьего меха. Он мне был в самый раз, когда мне было 7 лет. Кататься на лыжах зимой было так тепло, что даже пар шел, когда я его снимал. Потом я, разумеется, вырос из него. И он бы закончил свои дни у старьевщика – были такие люди, ходили раньше по дворам, и за старые тряпки давали разные безделушки, такие, как например, почти настоящий револьвер «Кольт», отлитый из цельного металла, и стреляющий пистонами – но комбинезончику была уготована другая участь. Он пожертвовал свой мех на отличную зимнюю куртку. Мама сшила мне куртку на меховой подстежке из этого «зайца». Одежка получилась легкая, теплая, и очень оригинальная, особенно, когда я ее снимал, и изнутри был виден разноцветный мех. Тогда не было никакого «Китая», продукция которого была представлена у нас лишь стеклянными термосами, махровыми х/б полотенцами «Дружба» и клееными китайскими кроссовками. Которые, кстати, по сравнению с нашими отечественными, изготовленными из литой(!) резины ,были очень легкими и прочными.
В магазинах не было ничего, кроме драповых пальто. Финские куртки из блестящей капроновой ткани ярких цветов доставали «по блату» прямо на торговых базах, и только «для своих», и в магазинах их не было.

Поэтому жизнь у вещей была очень длинной. К слову сказать, раньше была развита «перелицовка» зимней одежды. Когда ткань изнашивалась и засаливалась с одной стороны, и пальто теряло вид, то его распарывали, и снова сшивали, уже изнаночной стороной наверх. Подкладку приходилось иногда тоже менять, но в результате получалось практически новое пальто, поскольку шерстяные ткани были очень носкими. И совсем редко вещи в итоге выбрасывали. Как правило, отвозили на дачу - у кого они были – либо использовали в гаражах для ремонта машин – те, у кого были гаражи и машины.


Рецензии