С конопатинками...

               
   Галина  Емельяновна, молодая, красивая,  с  милыми  конопатинками на  щеках  и  даже  на  носу,  голубовато-серыми  глазами,   густыми  тёмно- каштановыми волосами,  заплетёнными  в две  короткие  косы, -  необыкновенная  воспитательница,  пришла  работать  к нам  в  детдом.  Дети  сразу  заметили её  лучащиеся  добротой  и  лаской  глаза.  К  лицу  был  ей  белый  халат.  Наша  Зоя  Отмахова  стала  тут же  подражать  новой  воспитательнице:  свои  длинные  локоны,  чтобы  не  мешали,  собирала  в  тугой  узел  на  затылке,  точно  так,  как  это  делала  воспитательница  Галина  Емельяновна.  Младшие  девчонки  тянулись  к  ней,  бегали за  воспитательницей,  как цыплята  за  курицей. 
   Недалеко  от  детдома  синело  огромное  льняное  поле.  К осени  это  поле  становилось  золотисто-бирюзовым.  На  второй  свой  рабочий день  Галина  Емельяновна  повела  на   лён  своих  малышей.  Спокойным  голосом  учит своих  девчушек:
  -  Галя,  встань  вот  сюда.  Римма,  подойди  ко  мне,  видишь:  это  твоя  полоска.  Она  короткая.  У  тебя  ручки  малюсенькие,  но они  умеют  всё-всё  делать.  Смотри,  как надо,  вот  так…
 Зина  Булатова – хрупкая,  ранимая  девочка.  Она  схватила  стебелёк  льна – он  крепко держится  в  земле,  вытянуть  никак  не может.  Да ещё  царапнула  палец. 
  - Я  не могу,  не могу!  Лён  царапается! – плачет  Зина.
  - Зина,  много не бери,  ручки  твои  слабенькие.  Давай  я тебе  помогу…
  -  Галина Емельяновна,  -  слышится  голос  Оли, -  идите  к  нам!  Света  мне  мешает.  Она  дерётся! 
  - Ябеда!  Ябеда!  Ах, так!  -  кричит Света,  измазав грязью  платье  Оли. 
  -  И я  измазюкала  платье.  Римма  толкнула  меня  в  грязь.  Больно  же!  И  я  тебя  сейчас  измазюкаю,  на  тебе!  -  взяла  ручонками  мокрую  после  вчерашнего  дождя  горсточку  земли  и  бросила  в  Римму…
   Банный  день  был  только  вчера,  бельё  только  что сменили.  Вечером  Галина  Емельяновна  у кастелянши  смогла  сменить  платья  своим девчонкам.
   Странно:  у новой  воспитательницы  из  кармана  халата  выглядывают  носовые  платочки,  которые  она  вытаскивает  и  вытирает  носики  Зине,  Гале,  Свете,  Римме,…
   У  нас,  старших,   опыт  уборки  льна  был.  Теребили  его,  вязали,  складывали  в  копны.  Вечером  председатель  колхоза,  бригадир  угощали  нас  свежим ржаным  хлебом,  смазанным  душистым  мёдом,  который  запивали  душистым  горячим  чаем  в  зелёных  кружках. 
   Вся  территория  детского  дома  была  в  цветочных  клумбах.  Вдоль  всей  террасы  росли  и тянулись  вверх  вьюны  с  оранжевыми,  фиолетовыми  цветами.  У  каждой  девочки  средней и  младшей  группы  своя  клумба  -  полумесяцы,  треугольники,  круги.  Геометрические  фигуры  придумывали  сами.  Саженцы  с  ранней  весны  выращивали  тоже  сами.  С помощью  воспитателей, всего персонала  работников   детского дома  на  грядки  высаживали   гвоздики,  астры,  георгины,  анютины  глазки,  васильки,  ромашки,  незабудки.   Детдом  окружали   акации,  сирень  и  черёмуха. 
   Мальчишки  и  девчонки  из  старшей  группы  выращивали  овощи,  каждый  день  поливали,   рыхлили  почву.  Иногда  вода  в  бочках  у  детдомовского  колодца  кончалась.   Грядки,  зелёные  полоски  с  помидорами,    огурцами  и  капустой  тянулись  за  забором  детского дома длиной  метров  до  шестидесяти.  Иногда  вода  в  колодце  кончалась.   Рядом  с  овощами  росли,  поднимались ввысь  маленькие  яблоньки,  которые  сажали  всем  народом  квадратно-гнездовым  способом.  Яблонь  сто  тринадцать.  Весной они  дружно  цвели,  благоухали,  освежая  весь  посёлок.  За  территорией  детского дома  -  огромное  картофельное  поле.  Здесь  работали  девочки  старшей   группы.  У  каждой  девочки  своя  грядка,  длинная-предлинная.  Её  пололи,  окучивали.  Картошку  убирали  всем  детдомом.  Старшие  копают,  малыши  картошку  собирают  в вёдра,  мальчики  для  сушки носят  в сарай.  Вечером  на  картофельном  поле  горят  костры,  пахнет  дымом  и  печёной  картошкой.  Палочкой  картофелину  выкатишь из золы,  подуешь  на  неё,  перекинешь  с ладони  на  ладонь,  обжигая  кожу,  и  бросишь  на горячие  угли,  зароешь  глубже  -  малость  не  готова.   Печёная  картошка,  вкуснее её  нет.
   Солили  огурцы,  капусту.   Работа  кипела.  Не  было  среди нас  лентяев.
   Растительный  и животный мир  мы  любили.  Не помню,  чтобы  кто-то  сорвал  и  бросил  на  землю цветок,  сломал  веточку  на   дереве.  Всё росло,  цвело,  радовало  глаз.   Не  надо было  воспитателям  выводить нас на труд  - мы всё  делали  сами.  Это,  конечно,  прежде  всего - заслуга  воспитателей и директора  нашего  детского  дома  Марии  Александровны  Пушкиной.  Она  по  специальности – биолог. 
                Глава  6,  повесть  «По  утренней  росе». 
   


Рецензии
Дети как губки впитывают в себя то, что видят вокруг. И этим детям здорово повезло что рядом с ними оказались такие воспитатели. Сложное было то время - и домашние дети нуждались, а детдомовские, к тому же, были лишены родительской любви.
Это читается легко, а садить, окучивать, копать картошку, убирать лён и заготавливать прочее ослабленным детишкам ой как сложно. Ещё и учиться нужно. Сегодняшние дети даже представить не могут, что перенесли те дети. Поэтому так важно рассказывать им о тех временах. Жму на зелёную кнопку.

Саша Егоров   25.01.2020 21:30     Заявить о нарушении
Саша, здравствуйте! СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ за чтение и такие тёплые, добрые слова РЕЦЕНЗИИ на рассказы о воспитанниках детского дома послевоенного времени. Вы правы: "сегодняшние дети даже представить не могут, что перенесли те дети..." Я поработала с современными детьми-сиротами при живых родителях - СОЦИАЛЬНЫМИ СИРОТАМИ. БОЛЬШУЩАЯ РАЗНИЦА. Дети - сироты послевоенного времени лучше, добрее, сильнее духом и физически. Об этом пишу в трилогии "ДЕТДОМОВЕЦ". До встречи на Вашей странице!

Роза Салах   25.01.2020 21:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.