Незабываемое

Речка Джида протекает в моем родном селе. Горная.  Начало где-то в Хамар-Дабане. Дожди ее питают. Отсюда и  характер: в течение дня ровная и спокойная, но неожиданно мускулами играть начнет – не подступись! Это, видимо, в горах дожди прошли.
   Чтобы перейти на другую сторону – нужно воспользоваться бродом. Иначе рискуешь попасть в яму-омут, и поминай как звали. Ну и течение сильное.
 Мне в детстве казалось, что другой берег – это как бы другая страна.  Конечно, и там растут деревья с цветами. Только они какие-то иные, непохожие на «наши». И тянуло речку перейти, чтобы разницу почувствовать.  Это всё воображение и фантазии. Только и у взрослых бывает нечто похожее.
   И вот мы с двоюродным братишкой перебрались на другой берег. Робинзоны. Одному восемь,  другому лет шесть.  Инициатива была моя. Я порвал брюки. Ну не идти же домой в таком виде!  И предложил перебраться через реку, дождаться темноты – и домой. Сказано – сделано. Полдня игры и развлечения. Но к вечеру вода стала прибывать. Она закрутилась, завертелась, зашумела по гальке, стала темная и тревожная. Мы понимали – в речку соваться нельзя.
   Наши матери до старости вспоминали эту историю. Вечер, а детей дома нет.  Кто-то сказал, что видел нас  на другом берегу. Как безумные, ринулись матери к реке. Кричали и плакали, а затем и заголосили.
   Отцы нашли обоих  уже в темноте. Много лет пролетело, а до сих пор помню отцовские теплые руки. Потом родной  дом, сухая одежда, легкое одеяло.
  Ребенком я думал, что моя мама – женщина суровая. Боже упаси от какого-нибудь проступка! Нельзя было лгать, нельзя было двойки получать. Мама не ругалась: у нее лицо темнело, а взгляд тяжелым делался. Я этого очень боялся. А тут порванные штаны и дикая неразумная выходка! Но она ничего не сказала. И лицо у нее не потемнело. Она только крепко меня к себе прижала и долго не отпускала.
   Некоторые события  – это ступеньки, по которым мы поднимаемся, чтобы людьми стать.  Многое теряется из виду – горизонт и горизонт. Ровно всё. А такие события как ориентиры, как маяки, как свет любви.
   


Рецензии