Убийство в храме

                Убийство в храме
  Рано утром  Фрида закрыла за собой дверь в кухню и сказала поварихе, что в благодарность за постой она приготовит для монахов удивительный травяной чай по рецепту столетней давности. Поколдовала над заваркой и поставила на поднос  вкусно пахнущий мятой и душицей чайник, который позже   отнесут в трапезную к завтраку пастора.
    …29 ноября 2000 года астраханцы были потрясены известием о смерти сорокалетнего настоятеля католического храма Успения Пресвятой Богородицы  Кшиштофа Немыйского. Как выяснилось, быстродействующий яд был  в чае, который выпили отец Кшиштоф и дьякон Валерий Цвирко. Дьякону повезло, не будучи любителем травяных настоев он только пригубил чай -  врачам удалось его спасти, а вот настоятель скончался еще в машине скорой помощи.
    Рубежные годы двухтысячных известны церковными разборками на Украине между католиками и православными, поэтому одной из версий, обсуждаемых прихожанами и далекими от религии людьми, была  та, что храмовые распри докатились  до нижневолжского города. Тем более, что отравления в среде служителей церкви имеют свои вековые традиции, этим историческим фактам посвящено немало книг и трактатов.
  Версию заказного  убийства поддерживала и астраханская легенда о, якобы, отравленном в 1765 году настоятеле храма итальянце Ромуальдо де Пондо - строителе каменного  католического костела, возродившегося на месте сгоревшего деревянного. Это был третий в России католический храм (помимо московского и санкт-петербургского приходов). Разумеется, как и другие религиозные общины, католики вели свою борьбу за умы и души астраханцев, за утверждение и влияние на этой территории.   Еще в 1755 году два монаха-католика были высланы из России вследствие жалобы армянского архиерея  патриарху всея Руси на совратителей армянской паствы в капуцианство.
    Вот почему кое-кто счел, что отец Кшиштоф повторил судьбу своего дальнего предшественника. Повышенное внимание к нему со стороны астраханцев было невыгодно адептам новых религиозных движений,  сразу же после перестройки начавшим осуществлять активную миссионерскую деятельность по вовлечению в свои ряды бывших советских граждан. Обеспокоенные создавшейся конкуренцией, лидеры одной из таких групп могли использовать кого-то в своих замыслах по устранению конкурента.
  Но на самом деле миссионер Ромуальдо де Понто прибыл в Астрахань из Богемии по просьбе местных католиков в 1758 году и снискал огромное уважение жителей. Будучи доктором медицины, он основал первую в городе аптеку и  свой госпиталь. Талант пастыря был многогранен как у Леонардо де Винчи:  за короткий срок пребывания на Нижней Волге он успел многое: строил, служил, лечил и учил. Учрежденная им  школа монахов-капуцинов дала миру первого  русского академика Василия Тредиаковского, которому нация обязана многочисленными литературными и юридическими переводами, реформой стихосложения и подготовкой первого словаря русского языка. Это им создана интеллектуальная инновационная база, на которой выросла великая русская литература.
    Аналогия с молодым настоятелем Кшиштофом Немыйским прослеживается лишь в том, что тот, как и его далекий предшественник,  очень полюбился астраханцам, особенно молодежи. Образованный, красивый, современно мыслящий представитель церкви мог и гитару в руки взять, и спеть вместе с другими на молодежных «посиделках», завсегдатаями которых стали иностранные  студенты-католики, учившиеся в астраханских вузах. Павший «железный занавес» приоткрыл россиянам завесу над иной культурой, традициями, образом мыслей, что тоже привлекало в храм любопытствующих.  С прибытием Кшиштофа в наш город в собор потянулись и любители органной музыки. По  просьбе настоятеля астраханского костела канадцы подарили собору цифровой орган  – прежний духовой был утрачен в советское время - в храме располагалась лесопилка. Он восстановил и отремонтировал Дом общины, где сейчас функционирует детский центр «Антошка», оказывающий помощь детям из малоимущих и неблагополучных семей. Были организованы курсы по изучению польского и немецкого языков.
    Следователями рассматривалась также версия внутренних разборок в среде российских католиков. Дело в том, что отец Кшиштоф создал в приходе общину неокатехумената из 30 человек, члены которой при помощи священника идут путем христианского воспитания к вере. Мыслилась  организация и второй такой общины. Но, как известно, неокатехуменат не одобряется многими католиками. Некоторые епископы даже запрещают деятельность неокатехумената на территории своих епархий. Сторонникам этой версии причина убийства священника видится именно в отрицательном отношении части католического духовенства к деятельности убитого.
  Но нет, в нашу историю вмешались не политические или религиозные козни, а… любовь и месть.
    Убийцей отца Кшиштофа стала аферистка со стажем Елена Шишкина - шестидесятилетняя гражданка Казахстана. Как оказалось, от ее корыстных действий пострадала не только католическая община Астрахани – какое-то время она  была «своей» для   баптистов и пятидесятников.  Представившись  Фридой Функлер, вынужденной искать кров в Астрахани, из-за того, что казахи  преследовали ее за принадлежность к католичеству, Шишкина попросила общину приютить ее, а взамен обещала потратить свои сбережения  на покупку квартиры в Астрахани, которую она собиралась оставить  католическому храму.
   Отец Кшиштоф по доброте душевной уступил ей даже свою комнату. Но шло время, а Фрида все «никак не могла найти съемную квартиру». И однажды настоятель поторопил ее под тем предлогом, что мирскому человеку не следует жить в доме священника-монаха. Возможно уязвленное самолюбие патологически нездоровой женщины и сказалось на ее желании отомстить пастору.
   Утром 29 ноября 2000 года Шишкина заварила тот самый роковой для священника чай с корнем цикуты и ушла в город. Она отправилась в мусульманскую общину, где на сей раз представилась Розой и, по ранее отработанной схеме, попросила приюта, пообещав, как и в случае с предыдущими религиозными конфессиями, оставить  мусульманам в наследство свою мифическую квартиру. Однако служители мечети привели Шишкину… к тому же риелтору, который совсем недавно подбирал съемное жилье для «Фриды Функлер». Осознав, что ее обман раскрыт, аферистка покинула город. Вскоре по горячим следам совершенного преступления она была задержана в одном из районов области.
   В ходе следствия и судебного разбирательства Шишкина свою вину  не признала, неизвестными остались и мотивы преступления. Хотя некоторые прихожане предположили, что будучи психопатической личностью, Фрида, проживая в квартире монаха, давшего обет безбрачия, воспылала к нему нездоровыми (учитывая ее возраст) романтическими чувствами.  Помните, как в романе «Поющие в терновнике» архиепископ комментировал появление красавца Ральфа де Брикассара в Ватикане? Дескать, теперь прихожанок прибавится… Возможно она, как и другие более молодые католички Астрахани, была безответно влюблена в пастора. Отсутствие семьи у священника могло усилить сексуальные фантазии и привязанность к нему, вследствие чего она  вынесла свой вердикт «…а не доставайся ты никому».
   Так это или иначе, нам остается только гадать что послужило поводом для преступления. Фрида была осуждена на 12 лет колонии строгого режима, и мало надежды, что она пережила наказание.


Рецензии