Проект внедрения нейро-адаптивных технологий

Проект института РИНТАС «Внедрение нейро-адаптивных технологий в методологию и практику кризисного управления»

Динамично развивающаяся экономика требует от руководителей большого количества знаний из области теории управления.
Управление экономическим процессом и деятельностью организаций в условиях кризиса требует способностей и навыков поддержания стрессоустойчивости.
Интегрируя обе эти необходимости, можно сформулировать обобщенное требование к системе подготовки кадров управленческого персонала – подготовка достаточного количества управленцев, способных противостоять стрессу и в условиях кризиса эффективно использовать весь доступный на сегодняшний день инструментарий методов и приемов управления.
Какую роль в совершенствовании системы подготовки может играть современная нейрофизиология в целом и нейро-технологии в частности. Для этого необходимо взглянуть на проблему глазами психофизиолога и системного абилитолога.
Взгляд на проблемы управления с точки зрения психофизиологии
- Большое количество методов управления предметной деятельностью.
- Большое количество систем и приемов управления людьми.
- Трудности управления своим психо-эмоциональным состоянием и мобилизацией сил для решения задач, т.е. сложность проявления и развития способности саморегуляции.
- Анализ и выбор подходящего инструментария управления и решения задач в конкретной ситуации.
Иными словами, главная сложность – вспомнить все, что изучал об управлении и суметь применить в кризисной ситуации в состоянии стресса.
Без технологии подготовки кризисное управление превращается в искусство, доступное немногим. Опытные руководители, достигшие карьерных высот, так или иначе овладевают этим искусством. Но это не устраняет главной заботы руководителя – как воспитать череду потенциальных кандидатов на роль преемника.
Технологизация процесса подготовки руководителей
Специалисты института РИНТАС считают, что в 21 веке нельзя полагаться на стихийный отбор. Необходимо создать систему планомерного повышения потенциала адаптивных и мобилизационных способностей для воспитания нового поколения управленцев.
В своих изысканиях команда института ориентировалась на исследование процессов ресурсо-обеспечения мозга и органов тела человека. Здоровый сбалансированный метаболизм обеспечивает все органы и ткани человека, что позволяет головному мозгу совершать сложнейшие операции по управлению и регулированию системами и функциями, а также поддерживать состояние необходимое для создания и реализации идей. Ключевое звено в правильной работе метаболического механизма – это функция дыхания, соответственно респираторная система является физиологической основой адаптационной способности организма человека.
Опираясь на собственный опыт по решению проблем и переобучению нервной системы, специалисты института РИНТАС создали принципы системной абилитации и управляемой адаптации для того чтобы вывести технологию подготовки управленцев на новый уровень совершенства. Т.е. в систему подготовки необходимо дополнить недостающими методическими звеньями, ответственными за освоение методов и приемов саморегуляции.
Ключевые аспекты психофизической саморегуляции
Решение проблемы саморегуляции имеет два ключевых аспекта:
1. Качественный аспект решения заключается в том, чтобы использовать правильную стратегию и концепцию подготовки.
2. Количественный аспект состоит в необходимости измерять параметры собственного состояния управленца для отработки навыков саморегуляции.
Невозможно создать полноценную концепцию методов повышения стрессоустойчивости без учета принципов психофизической мобилизации сил и способностей человека.
Мобилизация по своей сути это эффект действия волевых способностей на структуры, управляющие той или иной сферой человеческой психики для приведения сил и функций организма в состояние готовности к действию:
1. Мобилизация структур, управляющих инстинктивно-мышечными функциями, имеет главное приложение в достижении спортивных результатов.
2. Мобилизация структур, управляющих эмоциональными реакциями и состояниями, требуется тем, кто непосредственно руководит людьми.
3. Мобилизация структур, управляющих когнитивными функциями, требуется для быстрого восприятия больших объемов информации, а также для активизации способности выделять главное и быстро классифицировать поступающие данные.
Иными словами, разновидности мобилизации различаются по видам интеллектуальных структур психики, задействованных при управлении той или иной способностью. Эмоциональный интеллект помимо прочего, выполняет функцию координации и согласования психофизических ресурсов, требуемых для различных видов мобилизации. Развитый эмоциональный интеллект управленца играет центральную роль в балансе его собственной мобилизации и способности мобилизовать его подчиненных.
Понятие функциональной психофизической адаптации
Физиологическим базисом всех типов мобилизации является адаптивный механизм респираторной системы.
Адаптивный механизм респираторной системы – это своевременное переключение между типами дыхания во время разнородной нагрузки.
Этот механизм уникален тем, что можно выработать большое количество паттернов и тренировать эти паттерны до совершенства.
Ярким примером является спортивная тренировка. В процессе тренировки задействуются скелетно-мышечная система опорно-двигательного аппарата и респираторная система, которая имеет определенные дыхательные паттерны, обеспечивающие полноценный газообмен организма.
Различие дыхательных паттернов зависит от вида спорта, например, в плавании требуются одни дыхательные паттерны, в беге другие и т.д. Освоение каждого вида спорта начинается с обучения определенным дыхательным паттернам, и на каждом этапе нарастания нагрузки дыхательные паттерны, которым человек уже обучен, находятся в процессе тренировки.
Деятельность управления в условиях кризиса характеризуется психоэмоциональной и когнитивной нагрузкой, требующей работы респираторной системы в условиях сниженной двигательной активности и избыточной активности гормональной системы.
Специфические совокупности дыхательных паттернов характеризуют такие виды деятельности, как:
- анализ проблемы
- поиск ключевых факторов
- выработка решения
- убеждение в правильности решения партнеров
- создание коалиций
- настойчивое проведение решения в жизнь.
Все эти паттерны содержат различные режимы дыхания, которым необходимо учиться, а затем тренировать. Этот процесс можно назвать абилитацией механизма респираторной адаптации психоэмоциональных и когнитивных способностей.
Нейро-адаптивные технологии в кризисном управлении
По аналогии с подготовкой профессиональных спортсменов, которая не обходится без замеров физиологических параметров, также невозможно быстро подготовить профессиональных управленцев без использования методов измерения параметров психофизического состояния.
Роль нейро-адаптивных технологий состоит в том, чтобы измерять изменения физиологических параметров и наглядно показывать человеку признаки зарождающегося стресса до того, как он сможет их почувствовать. Другими словами, предупредить управленца о том, что его паттерн дыхания не оптимален и необходимо его скорректировать для правильного газообмена и регуляции гормонального баланса.
Инструментарий физиологических лабораторий дает возможность распознавать признаки стресса по изменению показателей гормонального баланса: соотношения адреналина, норадреналина, кортизола и т.д. Но лабораторное оборудование не приспособлено для использования в рабочем кабинете или в зале для совещаний, где решаются судьбы предприятий и отраслей.
Программный комплекс НейроБОС©
Институт РИНТАС разработал компактный не инвазивный способ контроля психофизического состояния, а также способы обучения нервной системы своевременно предупреждать, перерабатывать и предотвращать физиологические и эмоциональные компоненты стресса. Таким образом, создается технологичное средство для развития эмоционального интеллекта управленца на принципах биологической обратной связи (БОС) и абилитации адаптационной способности в ситуации проявления стресса.


Нейро-адаптивный тренинг©.
Решением задачи проекта явилось создание системы управления адаптацией, основанное на том, чтобы «управлять измеряя» и обучать в ситуации смоделированного кризиса.
Моделирование ситуаций стресса при использовании принципов управляемой адаптации – является продуктом нейро-адаптивной технологии под названием Нейро-адаптивный тренинг©.
Принципы управляемой адаптации и Двигательной Нейроабилитации©, показавшие свою эффективность при работе с детьми, имеющими серьезные нарушения нервной системы, дают колоссальный эффект при работе со здоровыми людьми.
Задачи института РИНТАС
1. Институт РИНТАС ставит задачу создать на основе своих разработок:
- Программный комплекс НейроБОС©
- Программу «Нейро-адаптивный тренинг©»
- Обучающую программу Нейрокоуч©

2. Институт РИНТАС ставит задачу внедрение нейро-адаптивных технологий: программный комплекс НейроБОС© и программы «Нейро-адаптивный тренинг©» в методологию и практику кризисного управления:
- В систему и процесс проведения бизнес-тренингов 
- В практику бизнес-коучинга
- В систему и методики отбора кандидатов в процессе рекрутинга
3. Организация обучающей программы Нейрокоуч© для коучей и консультирующих психологов.

Заинтересованные стороны и потенциальные партнеры
- Бизнес-тренеры
- Тренинговые компании
- Службы подготовки и управления персоналом
- Рекрутинговые компании и отделы фирм

Институт РИНТАС готов к сотрудничеству с партнерами и инвесторами.


Рецензии