Кампания 1943 года. Глава 126

                Глава 126.



Дмитровск-Орловская операция проводилась 65-й армией генерал-лейтенанта Батова как операция с ограниченными целями в рамках большого наступления трёх фронтов. 

 Цель операции - занять Дмитровск-Орловский и тем самым перерезать шоссе Севск - Орёл, лишая противника стратегической рокадной  коммуникации и возможности отвести войска из Орла на юго-запад.

 Решение этой задачи Батов возложил на командира 18-го стрелкового корпуса генерал-майора Иванова.

 Дмитровск-Орловский обороняла 72-я пехотная дивизия на хорошо подготовленных позициях с окопами полного профиля, проволочными заграждениями, миными полями, пулемётными гнёздами и обширной сетью ходов сообщения.

 Генерал Иванов нанёс последовательно наращиваемый удар силами двух своих дивизий. 
7 августа в наступление на правом фланге прорыва пошла 149-я стрелковая дивизия полковника Орлова. Сразу после мощной артподготовки было выставлено задымление, под прикрытием которого пехота ворвалась в первую траншею. Тотчас после этого на левом фланге участка прорыва пошла в наступление 37-я гвардейская стрелковая дивизия, усиленная танковым полком.  Гвардейцы и танкисты прорвали фронт, продвинулись на 5-6 километров, закрепились на высотах и до конца дня отражали контратаки. Ночью Иванов произвёл перегруппировку. Полковник Федосенко, чья дивизия держала оборону на левом фланге корпуса, оставил на позициях из каждого полка по батальону, а главные силы перебросил на правый фланг, ввёл в прорыв и развернул наступление в обход Дмитровск-Орловского, отрезая противнику пути отступления на Комаричи.

 Утром немцы контратаковали. Сотня "Юнкерсов" безостановочно бомбила порядки наступающих дивизий. В районе Вертякино в контратаку пошли танки и САУ, поддержанные пехотой. Упорный бой на подступах к Дмитровск-Орловскому продолжался трое суток. На четвёртый день танки и гвардия Иванова вышли к северным пригородам, а с юга в город ворвался стрелковый полк.

 Командарм наблюдал за штурмом с корпусного НП, выдвинутого к окраинам города.

 - Чей это экипаж?

 Батов указал на Т-34, вынырнувший на улицу в тылу у баррикады противника, свалив стену полуразрушенного дома.

 - Экипаж Кручилина, - ответил командующий бронетанковыми войсками 65-й армии полковник Лактионов. - Я его знаю. Сейчас задаст им перца.

  Танк, оторвавшийся от пехоты, быстро двинулся по улице, стреляя по подвальным окнам, откуда вели огонь немецкие пулемёты. Вдруг из танка густо повалил чёрный дым.

 - Восемнадцатый! Всем покинуть машину! Отползайте к пехоте! - кричал в передатчик Лактионов.

 Но танк не остановился, он только прибавил ходу. Ворвавшись на батарею противотанковых пушек, он принялся давить пушки вместе с расчётами. Покончив со всеми, танк остановился. Но выйти никто не успел: из открытого люка взметнулся столб пламени и танк превратился в ярко пылающий факел.

 К утру 12 августа город был очищен от противника. В ходе операции немцы потеряли до пяти тысяч человек. Корпус Иванова продвинулся на 15 километров, освободив два десятка населённых пунктов. Командующий фронтом генерал Рокоссовский высоко оценил операцию генерала Иванова и предписал командарму провести в штабах остальных корпусов подробный разбор операции.

 - Летнее наступление немцев закончилось. Их наступательный порыв исчерпан. Но в обороне они ещё себя покажут. Тем ценнее опыт корпуса Иванова. Сейчас на вашем участке фронта короткая передышка. Наши соседи  продвинулись на пятьдесят - сто километров и выровняли фронт. Скоро возобновится общее наступление. А пока подтягивайте тылы и занимайтесь учёбой. Желаю успеха, Павел Иванович.

 Батов выехал на левый фланг армии, в штаб 27-го корпуса генерала Черокманова. Корпус держал оборону по реке Сев. Генерал Черокманов отличался чрезвычайной вспыльчивостью и крутостью характера. Однажды летом сорок второго, в бытность командиром дивизии, он угодил в окружение и едва не попал в плен. Дивизия из последних сил отражала атаки немецких танков на реке Остёр. Офицеры штаба наравне с рядовыми заняли места в окопах и метали гранаты. Когда гранаты закончились, отступили в лес. Черокманов уходил с арьергардом. Отстреливаясь из пистолета от преследующих его автоматчиков, он был дважды ранен. В наступивших сумерках он сумел отползти в глубину леса и к утру добрался до колхоза Красный Крым. Здесь он спрятался на сеновале у колхозника. Месяц Черокманов отлёживался. Несколько раз приходили немцы и обыскивали  дом. Черокманов прятался в высоком бурьяне за огородом. Оправившись от ран, комдив добрался до линии фронта  и вышел к своим. Когда армия в сорок третьем вернулась на реку Остёр, колхозника наградили орденом Красной Звезды.

 Батов провёл в штабе корпуса Черокманова неделю. Командарм был мастером разруливать конфликты честолюбий в штабах за чаепитием и мирной беседой.

 28 августа войска Рокоссовского возобновили наступление.

 
.
.       


Рецензии