Кампания 1943 года. Глава 130

                Глава 130



 24 июля подводная лодка "Тиноса" патрулировала в районе Каролинских островов юго-западнее островов Трук.

 В шесть часов утра в семнадцати милях справа по борту было замечено японское судно, шедшее без охранения на восток курсовым углом 90 градусов. Это была плавучая фабрика по переработке китов, переоборудованная в танкер. Судно было сильно перегружено и шло со скоростью 13 узлов.

 Капитану Дэспиту понадобилось три часа, чтобы скрытно обойти судно по большой дуге и занять позицию прямо по его курсу. У Дэспита имелось на борту 16 торпед. Каждая торпеда стоила 10 000 долларов. Незадолго до выхода лодки из Пёрл-Харбора был получен приказ адмирала Нимица всем подводным и надводным кораблям, действующим на Тихом океане, отключить дистанционные магнитные взрыватели, по непонятным причинам в половине случаев срабатывавшие преждевременно. С аналогичной проблемой столкнулись при использовании магнитных дистанционных взрывателей немцы. Конструкторы обеих сторон терялись в догадках. По-видимому, нештатное срабатывание взрывателей было как-то связано с турбулентностью, вызванной волнением моря. Немцы уже отказались от магнитных взрывателей впредь до выяснения причин их странного поведения. Подводная лодка "Тиноса" приняла на борт торпеды, на которых остался лишь ударный взрыватель МК-6. 

Когда через полчаса танкер приблизился, Дэспит выпустил в него четыре торпеды из кормовых аппартов и стал следить в перископ за движением торпед, оставлявших на воде след из пузырьков сжатого воздуха. Заметили следы приближающихся торпед и на танкере. По торпедам с палубы танкера был открыт огонь из пулемётов, а по перископу обнаружившей себя подводной лодки - из 102-миллиметровых орудий. 

 Две из четырёх торпед попали в цель, но не взорвались.   Танкер изменил курс и стал удаляться.  Капитан Дэспит развернул лодку и погнался за ним, стреляя из носовых аппаратов.

 Для начала он выпустил две торпеды. Одна из них поразила цель. Раздался сильный взрыв. Над морем взмыл столб дыма. Танкер потерял ход и осел на корму. Дэспит обошёл повреждённый танкер, приблизился на расстояние четырёх с половиной кабельтовых, занял идеальную позицию для стрельбы и выстрелил одной торпедой из кормового аппарата, целясь точно в середину борта.  Над танкером взметнулся столб воды. Он поднялся выше мостика. Но ни дыма, ни каких-либо новых повреждений заметно не было. От удара торпеды о борт в ней взорвался лишь резервуар со сжатым воздухом, а ударный взрыватель торпеды не сработал. Капитан Дэспит стал методично выпускать торпеду за торпедой. Ни одного промаха не было. Одна из торпед, ударившись о борт, выскочила из воды и снова упала в воду. Ни один взрыватель не сработал. Когда осталась последняя торпеда, Дэспит решил привезти её обратно в Пёрл-Харбор, чтобы провести тщательное расследование и установить причину отказа взрывателей.

 В это время подводная лодка была атакована японским сторожевым кораблём, вызванным по радио капитаном танкера. Корабль быстро приближался. Подводников, замешкавшихся при погружении, спас случай. На глубине 55 метров лодка прошла через сильный температурный градиент,   и гидроакустик на японском корабле неправильно указал командиру её положение. Глубинные бомбы упали и взорвались в стороне.

 История получилась крайне неприятная для военно-морского ведомства США. Вскрылись факты коррупции, о которых наверх не докладывали, надеясь успеть устранить недостатки закупленных торпед без огласки. 

 Неприятности преследовали в этом году американских подводников на Тихом океане.

 30 июля подводная лодка "Грейлинг" вышла из Фримантла и через Макассарский пролив направилась к Филиппинским островам. 23 августа она доставила груз партизанам на остров Панай. После этого лодка приступила к патрулированию у входа на рейд Манилы. 27 августа здесь было потоплено торпедой грузовое судно "Мейзан-мару". 10 сентября капитан подводной лодки передал сообщение о том, что лодка заканчивает патрулирование и направляется на базу в Пёрл-Харбор для прохождения планового ремонта. С тех пор о "Грейлинге" никто ничего не слышал. В Пёрл-Харбор лодка не пришла. 

 Вскоре пропала подводная лодка "Киско". 19 августа она вышла из Дарвина и направилась в Южно-Китайское море. 26 сентября в центральной части моря Сулу японские корабли обнаружили и атаковали глубинными бомбами подводную лодку. После этого две недели на месте атаки всплывала и пузырилась нефть. "Киско" пропала без вести вместе с экипажем. Маршрут подводной лодки в точности проходил через место атаки. 

 Тем временем в Пёрл-Харбор поступили торпеды принципиально новой модели. Это были торпеды с электродвигателем, работавшим от аккумуляторной батареи. Новая торпеда была фактически копией захваченной в сорок втором году немецкой электроторпеды. Новые торпеды всем были хороши: они были существенно дешевле, не оставляли следа на воде и были снабжены удачной системой контроля глубины хода. У торпеды было лишь два недостатка. Скорость электроторпеды составляла только 30 узлов вместо 46 у обычной газо-паровой  торпеды. Другой недостаток был гораздо неприятнее и заставил немцев отказаться от электроторпед. Утечка водорода из аккумуляторной батареи так и не была устранена конструкторами. А утечка водорода в подводной лодке почти всегда приводит к взрыву и пожару на борту. Так и случилось на рейде Пёрл-Харбора. Конструкторам поставили задачу устранить утечку. Работа затянулась до 1945 года. После устранения утечки водорода электроторпеды повсеместно  были приняты на вооружение и прекрасно себя зарекомендовали.      

 Летом сорок третьего года в штабе адмирала Локвуда выбирали оптимальный маршрут проникновения подводных лодок в Японское море. Все проливы, за исключением пролива Лаперуза, были надёжно перекрыты средствами противолодочной обороны и тщательно патрулировались японскими противолодочными кораблями. Между тем через пролив Лаперуза, отделяющий Сахалин от Хоккайдо, регулярно проходили советские транспорты, совершавшие рейсы из Владивостока к западному побережью США и обратно. Это доказывало возможность проникновения во внутренние воды Японии через пролив Лаперуза в надводном положении.

 В конце июня подводные лодки "Планджер", "Пёрмит" и "Лэпон" сосредоточились на атолле Мидуэй для прорыва в Японское море. Операцию должен был прикрыть отвлекающим манёвром
капитан Латта на подводной лодке "Нарвал". Он должен был обстрелять из пушек один из остров Курильской гряды  и отвлечь на себя противолдочные корабли и самолёты противника.   

 В тёмную безлунную ночь три американские подводные лодки в надводном положении вошли в пролив Лаперуза. "Планджер" наскочил на сторожевой корабль и вынужден был погрузиться, рискуя подорваться на минах. То же произошло и с лодкой "Пёрмит". Здесь всё едва не закончилось плохо. Штурман, основываясь на старой лоции, был уверен, что глубина в месте погружения была 73 метра. В действительности глубина оказалась гораздо меньше. На глубине 55 метров лодка сильно ударилась о дно. Вышел из строя обтекатель гидролокатора. К счастью, других повреждений не было. Все лодки благополучно миновали пролив и 7 июля прибыли в указанные им районы патрулирования. 

 "Лэпон" всплыл в южной части Японского моря. Море было пустынно. Совсем иную картину наблюдали капитаны двух других лодок в северной части моря. Японские суда без охранения  сновали во всех направлениях, сияя непогашенными огнями. В первую же ночь "Планджер" потопил одно судно, а "Пёрмит" - два.

  Море было неспокойно.  Большая волна накрыла мостик "Пёрмита", всплывшего для продувки цистерн, и залила центральную рубку. Радиолокатор вышел из строя. На починку ушло четверо суток. На пятые сутки лодка получила приказ возвращаться на базу. Две другие лодки получили такой же приказ.

 Однажды капитан Чэппл на "Пёрмите" увидел в перископ странный корабль. Он не был похож на японские корабли и шёл без флага и без опознавательных знаков. Судя по конструкции антенны это был военный корабль. Чэппл всплыл в девяти кабельтовых и атаковал в надводном положении, открыв беглый артиллерийский огонь. Вскоре выяснилось, что он атаковал мирный русский траулер. Получив несколько пробоин, судно начало тонуть. Один матрос был убит, ещё один смертельно ранен. Остальных приняли на борт лодки. В числе непредвиденных пассажиров оказались и женщины. Выйдя в Охотское море, капитан доложил о неприятном инциденте и получил приказ доставить русских в Датч-Харбор, что и было исполнено.

 В июне американские подводники на Тихом океане потопили двадцать четыре японских судна, в июле - двадцать три, в августе - двадцать одно. Более двадцати японских судов сообщили этим летом о попадании в них неразорвавшихся торпед.   
.       


Рецензии