Повесть о приходском священнике Продолжение 155
Для Birute Dovenaityte
Лёгкие двери комнаты, особо не сопротивлялись. Скрипнули хлипкие, завесы и тут же один за одним отвалились, оторвавшись от наполовину сгнивших досок. Внутрь наполнял затхлый воздух, вперемешку с всколыхнувшейся, от лёгкого сквозняка, пылью. На стенах, потолке свисали грязные волокна паутин, сплошь окутанные мелки-ми комочками глины, деревянной трухи, пыли. Вдоль одной из стен располагались два кованных стеллажа, на которых размещались разные вещи, в том числе и церковные сосуды. На полу стояли несколько сундуков, оригинальной работы с гравировкой и утончённой, художественной резьбой.
-Поверить не могу,- с немалой долей удивления, проговорил я.- Мы всё-таки нашли…
-Чего нашли?- не понимая, спросила Ауксе.
-Ну, вероятно, то что так долго искали всем посёлком.
-Сокровища, что ли?
Я лишь пожал плечами и подойдя к стеллажам, ответил:
-Для любителей дармовщины и чёрных копателей, всё здесь находящееся, вряд ли представляет особую ценность. А по мне, так немало любопытных вещей. Взять, хотя бы эти подсвечники,- я снял со стеллажа один из канделябров, совершенно потемневший и окислившийся от времени.- На первый взгляд, ничем не примечательный пустячок. А вот почистить его, отполировать и он станет реликвией в нашем храме.
На стеллаже много ещё чего стояло, лежало, некоторые вещи превратились в бесформенные остатки, когда-то алтарных принадлежностей. Из всего этого, мы с Ауксе смогли отобрать более-менее уцелевшие и неповреждённые временем предметы: как то несколько настольных подсвечников, серебряных тарелочек, елейницу и какие-то шкатулочки, коробочки, видимо предназначенные для хранения ладана.
-В сундуках, наверное, что-то ценное,- предположила Ауксе.
-Может быть,- согласился я и подошёл к одному из сундуков.
Услыхав о возможных ценностях, послушники-забулдыги бросили своё пиршество и зашли к нам в комнатку.
-Чего, золото нашли?- довольно облизываясь, спросил Михаил.
-Пока нет,- нехотя ответила Ауксе.- Но, близки к этому.
Чтоб открыть сундук, пришлось изрядно попотеть. Ржавый замок никак не поддавался, так что Михаил, буквально разломал его на несколько частей дверным бруском. Никаких ценностей там не было, всё труха и фрагменты материи, на которую откуда-то попала вода. Во втором сундуке мы обнаружили остатки свечей, небольшие сосу-ды, в которых скорей всего, хранились благовонные масла.
-Вот всю жизнь мне не везёт,- бурчал Михаил.- Казалось нашли клад, вот он перед тобой, протяни руку и возьми. А вместо сокровищ, какой-то ненужный мусор. Обидно.
-Говорил же,- сказал я.- Ну, какие в монастыре сокровища?
В это самое время Иван открыл третий сундук.
-Идите сюда,- радостно вскрикнул он.- Тут кое-что интересное.
Сундук до верху оказался набитый книгами, в плотных, кожаных переплётах, некоторые с гравированным металлическим окладом. Книги были бережно завёрнуты в несколько слоёв материи из дорогой парчи. Но, несмотря на это, сохранились они не очень хорошо. Большинство из них рассыпались в руках на несметное количество листов, у некоторых оказался сильно повреждён шрифт. Но, кое-что всё-таки, выглядело довольно сносно.
-Удивительно,- сказал я, листая жёлтые страницы Октоиха.- Эта книга написана в ручную. Да так старательно, что просто диву даёшься, столько нужно было вложить труда.
-Эта, похоже, тоже ручного письма,- протянула мне громоздкую Псалтырь, Ауксе.
-А книжки эти ценные?- полюбопытствовал Иван.
-Ещё бы,- ответил я, но тут же получил лёгкий толчок в бок от Ауксе.
Девушка скорчила мне гримасу намекая, чтоб я держал язык за зубами. Но, было поздно. Иван вынул довольно огромную книжищу из сундука, повертел её в руках, перевернул несколько страниц, проговорив:
-Вот что, братцы. Давайте всё найденное добро поделим поровну. Как трофей.
-И что вы со всеми находками делать намерены?- спросила Ауксе.
-Ну, книги, например, продать можно.
-И где ж вы их продавать собираетесь?
-Не знаю, пока. Там видно будет!
-Эти книги представляют историческую и духовную ценность,- сказал я.- Их нельзя продавать. По крайней мере, они должны использоваться в храме, по назначению.
-Понимаю, куда ты клонишь, поп,- как-то не по доброму улыбнулся Михаил.- Хочешь сказать, что эти книжки тебе самому нужнее, и ты их заберёшь? Не выйдет!
-Да зачем они вам?!- не выдержав, повысила голос Ауксе.- Вы их по любому, не сможете продать. Для этого нужно знать конкретных людей, кто этим занимается. На барахолке сбагрите их за копейки, а деньги пропьёте.
-Хоть бы и так! Что с того?! Имеем права!- огрызнулся Иван.
-Да если бы мы не согласились вам помочь, вообще не известно, как дело повернулось бы,- не уступала Ауксе.
-В соседней комнате куча выпивки, чего ж вам ещё нужно?- сказал я, понимая, что страсти могут накалиться и закончится всё плохо, как часто такое бывает в подобных ситуациях.
Прохиндеи на минуту замыслились. Иван перестал копаться в сундуке с книгами, почесал подбородок, после чего сказал:
-И вправду, Миш, зачем нам эти книжки? Морока одна с ними. Давай лучше вино продадим, в какой-нибудь ресторан. Вот это барыш, так барыш.
Но, Михаил решил показать принцип, он отмахнулся от товарища, проговорив:
-Мы книжки отцу Фоме покажем. Он найдёт им применение, а нас похвалит, и наверняка наградит.
-Да незачем эти книги вашему Фоме. В богослужении их не применить, так как вы молитесь на украинском языке, а книги написаны на церковно-славянском. Разве что бросить на пыльную полку, или сбагрить за гроши антикварам- барыгам,- сказал я.
Наступило молчание. Иван вопросительно глядел на своего товарища, тот же в свою очередь стоял столбом, размышляя захмелевшими мозгами, как лучше поступить. Наконец он прокашлялся, вытер нос, неожиданно сказав:
-А давайте поглядим, что в последнем сундуке.
Последний сундук стоял поодаль от остальных и имел не очень благовидный вид. Частично его присыпало грунтом, обвалившемся с потолка, частично он начал разрушаться. Открыть его не составило большой проблемы. Заскрежетал ломаясь замок, заскрипели завесы, и крышка практически развалилась в руках Михаила. Убрав во многих местах сотлевшую часть материи, скрывавшую под собой содержимое, мы наклонились над сундуком. Луч фонаря отчётливо осветил металлические предметы, тускло поблёскивавшие желтоватым оттенком.
-Золото,- негромко проговорил Иван и дрожащими от напряжённого переживания руками схватил сосуд, сильно напоминавший кувшин с одной фигурной ручкой.
Михаил выхватил из рук товарища находку, повертел её, потёр, даже понюхал, после чего утвердительно заявил:
-Нет, это не золото, и даже рядом не стояло.
Другие находки оказались алтарными принадлежностями и предметами для совершения евхаристии. Послушникам-прохиндеям очень уж хотелось, чтоб находки оказались из драгоценных металлов. Но увы, всё содержимое сундука не представляло финансовой ценности, разве что только исторической, или художественной. Исключение со-ставляли два небольших серебряных блюдца, керамическая ладаница, искусно изготовлена в византийском стиле. А ещё дискос с потиром золочённые с внутренней и внешней стороны.
-Эх-хе-хе,- сокрушённо вздыхая, проговорил Иван.- Не с нашим счастьем богатые клады искать.
-Это точно,- поддержал его Михаил, вертевший в руках потир.
Он ещё раз потёр ногтем поверхность чаши, также тяжело вздохнул и неожиданно протянул сосуд мне.
-Ты чего, Мишка, его ж загнать можно не слабо, или отцу Фоме отнести. Это уж точно ему пригодится.
-Цыц,- осёк его Михаил,- не станем мы ничего загонять. И этому обманщику Фоме, тоже ничего нести не будем! Пусть в храм Божий идёт, куда и предназначено. Может, Бог нам зачтёт, на Страшном Суде.
-Ага, зачтёт,- пробурчал Иван.- Держи карман шире.
-Да имей ты совесть, Ваня,- Михаил даже ногой притопнул.- Люди, не отвернулись от твоей просьбы, в эту яму полезли, меня высвободили. Пусть будет, в знак благодарность. А для нас вон вина сколько. До конца дней хватит. Нужно только будет ход хорошенько завалить, чтоб никто наш схрон случайно не отыскал.
Как не тяжело казалось Ивану, но пришлось, всё-таки, согласиться. Мы с Ауксе решили в пещере более не задерживаться. У фонарика вот-вот батарея сядет, да и домой уже пора было идти, а то подумают, что пропали. Послушники помогли вытащить найденные книги и сосуды на верх, после чего наполнили пару бутылок вином, попросили нас также оказать им услугу и помочь как-нибудь замаскировать ход. Вопреки всем стараниям, ничего толком не выходило. Яма оказалась довольно огромной и так просто скрыть её не представлялось возможности. Но, прохиндеи не сдавались. Они решили остаться ночевать в пещере, а утром, с помощью инструментов, чего-нибудь сконструировать. С инструментами, я обещал помочь. Помогли Иван с Михаилом донести находки к храму. Всю дорогу мы с Ауксе уговари-вали их больше не лезть в пещеру, так как это может быть не безопасно. Только те стояли на своём.
-Чувствую, упьются они вином до беспамятства,- сказала Ауксе, когда мы стояли у церковных ворот, провожая взглядами послушников, медленно скрывающихся в ночной тьме.- Кабы беда не случилась.
-А что мы можем сделать?- ответил я.- Они ж не дети малые, за руку водить не будешь. Голова на плечах имеется. Жалко, что всё то в святом месте происходит. Не гоже как-то.
-Вот-вот. Искушение одно. Где они только взялись? И надо ж было именно нам их встретить!
-Ауксе, да то ж милость Божья. Посмотри, благодаря этому мы много вещей хороших нашли. Почитай артефакты святые, реликвия. Столько людей их искали, а обнаружили мы. Ну, чудо же, право?
-Да ну, тоже мне чудо. Если б мы и вправду сокровища нашли, или золотые сосуды, куда б ни шло. А так… Книжки потрёпанные, большинство из них совсем никудышные; чаши, тарелочки, подсвечники. Те что у нас в храме и то красивей и богаче выглядят.
-Ну, чем книги не сокровища? Ты только представь, их монахи вручную переписывали. А знаешь, какой это труд? Писец не просто копировал слова и фразы, а на каждое написанное слово, молитву читал. Книга такая, особо намоленной считалась. О сосудах и говорить не зачем. Сколько на них Божественных служб совершилось, сколько раз Тело и Кровь Господня пресуществлялась. Да от этих сосудов и сейчас незримая благодать исходит. К ним прикасаешься и словно голос прошедших веков слышишь.
Ауксе улыбнулась. Она слегка коснулась моего плеча рукой, проговорив:
-Наивный ты, как ребёнок. Но, в этом вся прелесть. Хотела б и я точно также, воспринимать каждое событие, неожиданный подарок судьбы. Пусть самый простой и обыкновенный, зато он составляет целое событие.
Продолжение будет...
Свидетельство о публикации №219072300895