Легко выйти, трудно зайти

Все в этот день пошло наперекосяк.

Начать с того, что один из автоматических манипуляторов, предназначенных для расстыковки с грузом, закапризничал. Перестал реагировать на команды.

- Чтоб тебя разорвало к едреной матери - сказал Родриго, сообщил в центр о неполадке и пошел надевать скафандр.

По плану сегодня надо скинуть груз в двенадцать тонн на место развертывания будущей лунной базы. Манипулятор заело, и если его не исправить, все операции придется делать вручную. Это займет минимум двое суток, и весь график работ будет сорван. То есть, когда завтра к орбитальной лунной станции прилетит космический корабль с Земли с двумя сменщиками, им придется вместо выполнения своих планов помогать Родриго с отправкой груза. За это в ЦУПе добрым словом, конечно же, не помянут.

Короче говоря, неисправный манипулятор сломал всю малину.

Примерно все это, только в более неприличных выражениях, высказал дежурный оператор ЦУПа.

- Из-за тебя вся программа создания обитаемой базы на Луне оказалась под угрозой! - вот что заявил оператор.

- Ладно, ладно... - проворчал Родриго - Я еще спровоцировал Первую и Вторую мировые войны, не забыли?

- Исправь этот гребаный манипулятор в течение ближайших двух часов!

К тому времени Родриго уже облачился в скафандр. Проверил уровень кислорода, подплыл к выходному люку. Понизил уровень давления. Осторожно открыл люк, выплыл наружу, закрыл отверстие. Прицепил трос. Огляделся.

За все тридцать дней дежурства на станции он каждый раз восхищался величественной панорамой, раскинувшейся перед ним.

Прямо под орбитальной станцией, освещенные солнцем, раскинулись светлые лунные просторы. Они были испещрены гигантскими кратерами и трещинами, отчетливо видными с орбиты. Земля из-за отдаленности превратилась в голубой диск, прятавшийся сейчас за корпусом станции.

- Ну как, что там с манипулятором? - напомнил скрипучий голос оператора - Почему ты не надел скафандр с видеосвязью? Мы могли бы помочь во время ремонта.

“Ага, чтобы вы еще видели, что здесь происходит и комментировали это? - подумал Родриго - Еще чего!”. А вслух ответил:

- Сейчас, я еще не добрался.

Загребая руками, цепляясь за обшивку, поплыл к грузовому отсеку. Добрался за пару минут, начал ковыряться в программном блоке манипулятора. Оказалось, что полетел один из датчиков регулировки прижимного механизма. На станции был запас датчиков, поэтому Родриго доложил обстановку на Землю и поплыл обратно.

Добрался до люка, крутанул было ручку отключения пневматики, но ручка не поворачивалась.

Еще не осознав до конца, что беда с манипулятором была только песчинкой по сравнению с горой неприятностей, обрушившихся на него сейчас, космонавт еще раз машинально потянул ручку.

Ручка застыла намертво.

- Чтоб тебя - злобно прошипел Родриго, уперся ногами в обшивку, схватился обеими руками и потянул изо всех сил.

Глухо звякнув, ручка сломалась.

Астронавт не удержался и полетел в космос. Хорошо, что прицеплен тросом, а то свалился бы прямо на Луну.

Обломок ручки выпал из рук и переворачиваясь в вакууме, поплыл к звездам.

Перебирая руками по тросу, Родриго приблизился к люку и попробовал потянуть остаток рычажка. Ничего не случилось. Люк оставался закрытым.

- Ну как дела? - спросил оператор - Заменили датчик?

- У меня небольшие проблемы - дрожащим голосом ответил Родриго - Рычаг входного люка сломался. Не могу проникнуть на станцию.

Несколько мгновений оператор ошеломленно молчал.

- Чего? Что сломалось?

- Ручка люка. Не могу открыть входной люк.

- Ты в своем уме? Что значит не могу открыть? Там же все автоматизировано! Брось придуриваться и скорей меняй датчик!

Родриго ударил кулаком по люку.

- Я не шучу, чтоб вам всем там яйца прищемило! Долбаный люк сломался, я не могу проникнуть на станцию!

- Ну ничего себе! Я от тебя всего ожидал, Родриго, но сегодня ты прямо в ударе, надо сказать! Так меня еще никто не удивлял! Надо же умудриться сломать входное отверстие.

И обратился уже к кому-то другому:

- Первый, у нас внештатная ситуация на “Лотосе”.

Еще минут пять космонавт слушал разговоры на ЦУПе. Выполнил все рекомендации по открытию люка. Но безуспешно. Вход оставался закрытым.

- Ладно, попробуйте проникнуть через второй проход - посоветовал другой оператор.

Точно, Родриго совсем забыл про второй люк, на противоположной стороне станции. Обычно во время выхода “в поле” задраиванием люка занимался напарник Родриго, француз Филипп. Родриго ни разу не приходилось открывать и закрывать люки снаружи. Вот уже неделю, как напарник по причине нездоровья улетел на Землю на аварийном модуле, поэтому Родриго пришлось лезть наружу и делать все самостоятельно.

Цепляясь за выступы на корпусе станции, астронавт добрался до второго люка. Отсвет от Луны сюда почти не попадал, поэтому этот люк находился в тени. Родриго поглядел на покореженный внешний слой двери и вспомнил, что Филипп говорил ему незадолго до отлета:

- Я на всякий случай отключил автоматику второго люка и заблокировал, потому что он поврежден ударом метеорита. Поэтому пользуйся для выхода только первым отверстием.

Родриго вздохнул и обратился к ЦУПу:

- У меня есть для вас еще одна новость.

- Что такое? Надеюсь, станция стоит на месте, а не упала в “черную дыру”?

- Нет, до этого еще не дошло. Я вспомнил, что Филипп заблокировал второй люк из-за повышенного риска разгерметизации.

- Да, точно, он нам докладывал, помню. Попробуй пробраться через грузовой отсек.

- Тоже не получится. Там вручную открывается изнутри. Снаружи только с помощью обоих манипуляторов.

- Которые сейчас как раз неисправны… Ну как тебя так угораздило? Постарайся открыть грузовой отсек самостоятельно.

Последующие пять часов Родриго ползал, как муха, по корпусу орбитальной станции от одного люка к другому. Ни один из люков, в том числе грузовой, не собирался открываться. Наконец, устав от болтовни работников ЦУПа, он отключил связь.

Посмотрел на панораму Луны под ногами скафандра.

Скоро сюда привезут еще несколько грузов, необходимых для создания первой обитаемой лунной базы. Луна уже обитаема, Арман Бекетов в свое время доказал, что это возможно. Но это был, по большому счету, частный проект. На общегосударственном уровне колонизация Луны осуществляется впервые.

Родриго к тому времени уже будет на Земле, восстанавливаться после дежурства на станции. Или не будет? Насколько у него хватит кислорода?

Воздуха хватит еще на пятнадцать часов. Должно хватить до прилета космического корабля с Земли. Аппарат доставит двух других космонавтов, на смену Родриго и Филиппу. Если до этого он не сумеет проникнуть на станцию, то сменщики - это единственная надежда на спасение.

Последующие часы покоритель космоса запомнил надолго. Он пытался взломать механизм открытия люка, потом это пробовали сделать с Земли.

Подремал в тени станции.

Затем небольшой метеорит повредил оболочку скафандра, пришлось срочно установить нашлепку из защитного геля. На этой аварии Родриго потерял почти треть кислорода.

Словом, когда космический корабль с Земли прибыл к окололунной станции “Лотос”, Родриго без сознания плавал возле злополучного люка.

Один из гостей с Земли, Данила Кулаков, быстро вышел в космос, нашел Родриго и заменил кислородные баллоны у него в скафандре. Другой астролетчик, китаец Ли, в это время в одиночку стыковался со станцией.

Родриго очнулся от бодрящей струи воздуха. Рядом с ним в вакууме порхал Данила.

- Мы успели как раз вовремя! Еще немного, и было бы поздно - сообщил межзвездный коллега.

- Спасибо! Если честно, я уже думал, что мне крышка.

- Всегда готовы! - помахал рукой Данила - Ну что, поплыли к нам? Сейчас Ли закончит стыковку, пройдем на станцию через шлюз.

- Хорошо, поехали.

Сменщик с Земли плавно приблизился к люку со сломанной ручкой.

- Ничего себе. Первый раз такое вижу. Почему его заклинило, интересно?

Взялся за обломок, потянул. Но только совсем в другую сторону, чем в ту, которую раньше тянул Родриго. Обломок рукоятки свободно провернулся, люк с тихим шипением открылся.

- Как это так? - изумленно пробормотал орбитальный звездоплаватель - Надо было просто потянуть вот в эту сторону?

- Я просто шизею! - сообщил не менее удивленный Данила - Ты что, не знал, как эти люки открываются?

Родриго покраснел и поплыл внутрь станции.

Луна улыбалась ему вслед.


Рецензии