Поэт-фронтовик из Пристени

ПОЭТ НИКИТА ИСТОМИН
Забытые литературные имена

Так уж устроена жизнь, что кого-то мы помним веками, из поколения в поколение, а кого-то, бывшего не хуже своих именитых сверстников и даже однажды блеснувшего на небосклоне бытия, вдруг забываем. Подобное происходит и в литературе Курского края, примером чему может служить судьба поэта Никиты Кузьмича Истомина из Пристани.
Из редких кратких биографических справок, опубликованных в сборниках с его участием, и в книге курского писателя и краеведа Юрия Александровича Бугрова (1935-2017) «Литературные хроники Курского края» видно, что родился он в 1910 году в Орловской губернии в бедной крестьянской семье. И только во время работы над этим очерком, благодаря пристенским журналистам, удалось установить полную дату рождения – 28 мая 1910 года  и место рождения – село Теляжье Русско-Бродцовского района Орловской области, а точнее Малоархангельского уезда Орловской губернии.
В детстве, когда ему было лишь восемь лет, лишился отца, погибшего в боях с белогвардейцами, а потому рано приобщился к труду. Получив на малой родине начальное школьное образование, был секретарем комсомольской организации, а в годы сплошной коллективизации – председателем комитета бедноты. Затем по комсомольской путевке учился на рабфаке в Москве, где и встал на стезю журналистики и литературы. 
Печататься начал в 20-х годах. Первое стихотворение было опубликовано в орловской комсомольской газете. К сожалению, найти это стихотворение не удалось. Во время учебы в столице, как установил ныне покойный краевед и писатель Ю.А. Бугров, Никита Истомин печатал стихи в журналах «Рост» и «Пролетарский авангард». Возможно, получал небольшие гонорары.
Со второй половины 30-х годов проживал на Курщине, работал корреспондентом районных газет. И в 1938 году вместе с поэтами Н. Корнеевым, Л. Шелест и Ф. Белкиным участвовал в издании небольшого поэтического сборника «Стихи», в котором представлен стихотворениями «Улица имени Кирова», «Смерть нашего друга», «Юбилей», «Случай на границе», «На окраине», «Клевер» и «Выстрел». Даже по одним названиям стихотворений видно, что это гражданская, точнее социально-патриотическая поэзия – неизбежный продукт того времени. Впрочем, и лиричности, и образности, и напевности эти стихи не были лишены. Судите сами:
Мягкий блеск трамвайных окон,
Шум и звон стоит вокруг.
С неба огненным потоком
Льётся солнце…

Такими строками начинается стихотворение «Улица имени Кирова», а в стихотворении «Случай на границе» к этим поэтическим особенностям добавляется маршевая ритмика строевой песни и некоторая настороженность, даже тревожность – речь ведь о границе. Достигается это за счет слов с шипящими звуками «ч», «ш»:
Спокойно и чутко стоит часовой,
Деревья сливались с шинелью,
Как взбитое море, над головой
Лохматые ветви шумели.

А вот большое стихотворение «Юбилей» написано в более спокойных лирических тонах. При этом образ главного героя передан достоверно-уважительно:
В рубахе из пылающего ситца,
Весёлый, статный, празднично одет,
За крепкий стол под возгласы садится
Фролов Иван – любимый всеми дед.

Не трудно заметить, что в стихотворениях этого сборника поэт мастерски использует оригинальные, далекие от привычных штампов эпитеты и метафоры, являющиеся его поэтическими находками, что весьма ценно в поэзии. Примером этому могут быть как уже процитированные строки, так и строки первой строфы из стихотворения «Клевер»:
С ласкового юга на далекий север
Забубенный ветер гонит облака.
На раздолье луга синеглазый клевер
Голубым туманом оплела река.

Кстати, этот небольшой, карманного формата сборник четырех курских поэтов вышел в твердой обложке и приличным тиражом – 5175 экземпляров. Ныне таких тиражей уже не существует. Сотня-другая экземпляров – и всё!..
Кроме данного сборника, Никита Истомин публиковался также в курских газетах. Например, в «Курской правде» за 12 января 1941 года было напечатано его лирическое стихотворение «Лыжник». Возможно, именно это стихотворение положило начало большой теме о людях разных профессий в творчестве поэта.
Говоря о развитии литературы в Курском крае в предвоенные годы, Ю.А. Бугров отмечал, что если бы не война, то в союз писателей СССР были бы приняты, скорее всего, Н.Ю. Корнеев, Л.А. Шелест и Н.К. Истомин («Литературные хроники Курского края», стр. 61). По-видимому, это было бы именно так… Но начавшаяся Великая Отечественная война с фашистской Германией и ее сателлитами (а это почти все страны Европы) внесла свои коррективы.
Как и десятки тысяч других курян, Никита Кузьмич Истомин был призван в Красную Армию. И рядовым бойцом сражался с врагом на фронтах, куда его забрасывала солдатская служба и работа корреспондентом в одной из дивизионных газет. Хоть он и был рядовым бойцом, но за ратный труд, как отмечается в биографической справке, опубликованной в  сборнике «Слово бойца» (Воронеж, 1987), имел восемь боевых медалей. А ведь и одну медаль заслужить непросто – надо и смелость, и храбрость, и умение проявить. А тут – сразу восемь. Следовательно, Никита Кузьмич сражался с врагом честно и мужественно, не жалея ни крови, ни самой жизни, не прятался за спины товарищей. На фронте же, в 1945 году, вступил в коммунистическую партию.
В послевоенные годы жил в Пристени и трудился в районной газете «Путь к коммунизму». И хотя семейная жизнь (по рассказам курских писателей, знавших его лично) у него не заладилась, да и в бытовом плане были большие проблемы, он все же активно участвовал в литературной деятельности Курской области. Сочинял стихи и публиковался в районных и областных газетах. А в 1946 году вместе с курскими поэтами Н. Корнеевым, А. Куликовым, Ю. Лебедевым, В. Москаленко, Л. Шелест и А. Щелоковым издал небольшой поэтический сборник «Стихи о войне» (76 страниц, 5435 экземпляров, редактор М.В. Павлов). Примечательно то, что это был первый сборник курских авторов в послевоенную пору. Курск еще не восстановлен от ран войны, а стихи уже идут в народ, воодушевляя, одухотворяя, облагораживая!
В подборке стихов Никиты Истомина – «Прохоровка», «Фронтовая дорога», «Девушка», «Домой» и другие. Как видим, вновь произведения гражданской, патриотической направленности. А чтобы почувствовать их поэтический аромат, в качестве примера стоит привести хотя бы первые строки стихотворения «Прохоровка»:
Вокруг нее земля фугасом взрыта,
Шли самолёты за звеном звено.
Она в народе стала знаменита,
Как подмосковное Бородино.

Здесь нет ни модных ныне поэтических вывертов, ни огненных, сногсшибательных образов – только выверенный стихотворный размер, добротная рифма и ясные простые слова. А еще – сравнение с Бородинской битвой. Позже появится выражение: «три ратных поля России – Куликовское, Бородинское и Прохоровское». Кто знает, не строки ли Истомина послужили этой крылатой фразе…
Что же касается темы войны, то она в творчестве самобытного пристенского поэта будет присутствовать «до дней последних донца», как однажды образно выразился Владимир Маяковский. Последнее стихотворение «Прохоровка – Поныри» им будет опубликовано в «Курской правде» в 1992 году, за полгода до смерти.   
Однако вернемся к хронологии событий. В 1950 году в Курском областном книжном издательстве увидел свет первый выпуск «Курского альманаха». В нем были напечатаны пьеса писателя В. Овечкина, стихи Е. Полянского, И. Юрченко, Н. Истомина, В. Москаленко, Е. Маслова, И. Чемекова и Б. Найговзина, а также прозаические произведения  Ф. Певнева, Е. Василевич, Н. Белых и других. При этом большинство авторов – бывшие фронтовики.
Поэт Истомин представлен стихами «На магистрали», «Рыбак» и «Родник». Процитируем хотя бы первую строфу из стихотворения «Родник», чтобы иметь хоть какое-то представление о развитии его творчества:
Прохладой воздух освежая,
Бежит, журчит среди полей,
То расширяясь, то сужаясь,
В песчаник врывшийся ручей.

Стоит обратить внимание на тот факт, что «Курский альманах» и форматом, и оформлением (имел иллюстрации), и качеством полиграфии в лучшую сторону отличался от сборника «Стихи о войне». Правда, был в мягкой обложке. Зато его тираж – 10260 экземпляров. Это позволяло альманаху попасть во многие библиотеки Курской области и познакомить большее количество читателей с творчеством курских авторов.
Затем произведения Н.К. Истомина печатались в других выпусках «Курского альманаха» (№ 2 – 1951 г. и № 4 – 1954 г.), в 1-м и 2-м выпусках альманаха «Простор» (за 1957 и 1958 годы) и коллективных сборниках для детей «Радуга» (1957 и 1959).
Так, в названных номерах «Курского альманаха» читатель тех лет – а он был охоч и жаден до художественного и поэтического слова, в отличие от наших современников, – мог познакомиться со стихотворениями Истомина «Элеватор», «Путевой обходчик» и другими. В «Просторе» – со стихами «Край мой, край!», «Плотник», «Электротехник», «Волга».
Процитируем несколько строк из стихотворений «Край мой, край!» и «Плотник», напечатанных, соответственно в первом и втором выпуске «Простора»:
Я шагаю по земному шару,
Широко вокруг глазами шарю.
Край мой, край, любимая Россия!
Я люблю дожди твои косые,
Глуби рек, высоких гор отроги,
Вечно в даль зовущие дороги…

Это строки из стихотворения «Край мой, край!», а следующие из «Плотника»:
Играет солнце на деревьях.
В рубахе, пахнущей смолой,
Проходит плотник по деревне
С блестящей, как ручей, пилой.
Шагает улицей широкой,
Гордится творчеством своим:
Глядят на мир глазами окон
Дома, построенные им…

По-видимому, не трудно заметить, что если в первом стихотворение присутствует поэтическая экспрессия и даже некоторая патриотическая пафосность, то во втором – сдержанная гордость за человека труда, человека-созидателя. И в обоих стихотворениях – любовь к Родине, большой и малой. А еще – замечательная образность.
В детских сборниках «Радуга» – с произведениями для детей, среди которых «Пионерское лето» и «Лето». Оба – светлое, доброе, солнечное.
Вот строки из «Пионерского лета» («Радуга», 1957):
Сосны с ламчатых веток
Отряхают росу.
Пионерское лето
Поселилось в лесу.
Затрубило горнистом,
Взвилось в небо флажком,
На площадке зернистым
Засверкало песком.

А эти строки из «Лета» («Радуга», 1959):
Песней звеня над бескрайним простором,
Лето вошло в сенокосную пору
И закидало прокосы лугов
Копнами – шапками первых стогов.
Детям оно перепачкать успело
Пальцы и губы малиною спелой.
Щедро росою хлеба умывает,
Колос полнее зерном наливает
И, проходя по колхозным садам,
Щеки румянит округлым плодам…
Как хорошо просыпаться с рассветом,
Сладко дышать этим утренним ветром.
Солнце опять поднимается в гору.
Знать, и оно в сенокосную пору
С нами одною заботой живёт:
Поздно садится и рано встаёт.
 
Говоря об этом периоде творчества поэта из Пристени, необходимо отметить, что в альманахах и сборниках его стихи соседствовали со стихами начинающих поэтов Виктора Москаленко, Юрия Лебедева, Ивана Юрченко и других, но и с произведениями членов Союза писателей СССР Валентина Овечкина и Михаила Колосова. А также – со стихами Николая Корнеева, Егора Полянского и Надежды Григорьевой, которые, начиная с 1956 года, тоже станут членами Союза писателей. Кроме того, здесь были рассказы и повести Федора Певнева, Михаила Горбовцева, Михаила Обухова, Евгения Носова, Федора Голубева – также в период с 1956 по 1962 год ставшими профессиональными писателями. Это означает то, что стихи Истомина были высокой пробы и того же уровня, что и произведения его собратьев по перу, которые осенью 1958 года создали Курское отделение Союза писателей РСФСР, придав тем самым новый импульс литературному развитию соловьиного края. В противном случае стихи пристенского поэта в эти альманахи и сборники не попали бы. Отбор был жесткий, да и цензура не дремала.
Другим важным моментом, на который стоит обратить внимание, является то, что в «Курском альманахе» и других вышеназванных изданиях Истомин почему-то фигурировал не как Никита, а как Николай. С чем это связано, ныне трудно сказать… То ли сам пожелал быть Николаем, то ли составители допустили ошибку… Впрочем, это не важно, важно то, что в пятидесятые годы он публиковался почти во всех курских изданиях.
На следующий год после учреждения Курской писательской организации в Курске был издан сборник местных поэтов «День поэзии». В нем произведения Н. Асеева, В. Буханова, А Говорова, В. Гордейчева, Н. Григорьевой, Д. Ковалева, Н. Корнеева, В. Москаленко,  М. Обухова, Н. Овчаровой, Е. Полянского, Н. Сидоренко, А. Флягина, И. Юрченко и некоторых других. Как видим, столько замечательных имен, столько известных поэтов России! И здесь же три лирических стихотворения Никиты Истомина – «Снег», «Весенняя улица» и «Мальчишка». Стихотворение «Снег» небольшое и, несмотря на зиму, – светлое, воздушное, вызывающе радостное настроение, – поэтому процитируем его полностью.
Свежий снег, весёлый снег,
Этой ночью выпавший,
Лапы выбелил сосне
И березы выпушил.
И от крупки снеговой
На ветру провеянной
Вдруг классической зимой
На меня повеяло.
Лес стоит, в снегу увяз…
Прохожу опушкою
С чувством, будто бы сейчас
Начитался Пушкина.

Поэтической особенностью этого стихотворения является то, что в нем наряду с классическими точными рифами автор применил ассонансные: «выпавший – выпушил», «провеянной – повеяло», «опушкою – Пушкина». Это вновь говорит о возрастающем мастерстве поэта.
Еще в 1959 году Курское книжное издательство выпустило в свет первый персональный сборник стихов Никиты Истомина – «Край мой родной». Он небольшой (карманного формата», и в нем всего 32 страницы текста под мягкой обложкой. Тираж – 2000 экземпляров. Но как говорится, мал золотник – да дорог. В нем не менее двадцати стихотворений. Часть из них, как, например, «На магистрали», «Снег», «Весенняя улица», «Юбилей», уже прошла апробацию в газетах и альманахах, но были и новые – «Радуга», «Метель», «Дождь», «Мальчишка», «Тропинка», «Охотник», «На заре» и другие.
Интересной особенностью появления этого сборничка Истомина стало то, что на него уже 16 мая 1959 года в газете «Курская правда» рецензионной статьей «Пестрые страницы» отрегировала коллега по журналистскому цеху (и литературному тоже) Надежда Григорьева. Процитировав ряд стихотворений, она отметила как сильные стороны: «…у него неплохой глаз, многие детали запоминаются, …в теплых человеческих портретах по-настоящему живет обаяние родного края» так и слабые: «…образы и сравнения звучат надуманно, холодно звучит любовная лирика».
С чем-то критическим стоит согласиться, но только не «с холодным звучанием любовной лирики». Тут, как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет»…   
В 1960 году в Курске вышел новом литературный альманахе «На родной земле». В нем произведения поэтов  Н. Корнеева, Е. Полянского, Ю. Лебедева, Н. Григорьевой, а также проза Ф. Голубева и еще двух-трех курских авторов. Поэт Никита Истомин представлен стихотворениями «У трактористов» и «Лесовод».
Сплыл паводок весенний по реке,
Запели в небе жаворонки звонко.
Открытый всем ветрам на бугорке
Стоит дощатый полевой вагонщик, –
в котором, как понимаем, в час обеденного перерыва собираются сельские трактористы, чтобы перекусить и обменяться мнениями по житейским и трудовым проблемам.
С этого же года «Курская правда» довольно часто обращается к творчеству Никиты Кузьмича и по нескольку раз в году печатает его стихи. (Всего на ее страницах обнаружено более 40 публикаций как отдельных стихотворений, так и целых подборок. А в 1980 году напечатана даже поэма «Память».)
Наступил 1962 год, и у поэта из Пристани в Курском книжном издательстве вышел второй персональный сборник «Родные зори». Он в два раза больше первого по количеству страниц, да и тираж поприличнее – 3000 экземпляров. В сборнике как стихи из предыдущего (такая существовала практика у поэтов), так и новые – «Курская дуга», «У моря», «Яблони зацвели», «Весна пришла», «В осеннем саду», «Пирушка», «Рябина» и другие. Особенностью сборника являлось также то, что значительную его часть составляли стихи для детей. Это было прелюдией к детским книжечкам «Гори, костёр», «Стихи для детей» и «Что мы видели в лесу», изданным в первой половине 60-х годов. Кроме того, в этом сборнике на внутренней части обложки имеется фотография автора.
Авторские книжечки Истомина, как и у большинства курских поэтов того времени, небольшие, но кое-какие гонорары они ему приносили. Государство хоть и не жило богато, но о творческих людях заботу проявляла. Даже районные газеты и те от трех до пяти рублей за стихи платили. Знаю это по опыту своего отца, время от времени печатавшего в конышевской газете «Знамя колхозника» лирические стихи и басни.
В 1963году в Курске 10-тысячным тиражом вышел коллективный сборник «Сердце моё – земля», в котором были стихи Н.К. Истомина «С песней о мире» и «Месячник сада».
Всюду звучит наша песня о мире,
С нею взлетает в небо пилот,
Пахарь шагает в колхозные шири,
Слесарь спешит поутру на завод.

Эти с легким пафосом поэтические строки – из первого стихотворения, а следующие, написанные совсем в ином ритмическом ключе – из второго. Но там и там – гордость за страну, за ее необъятные просторы, за мощь, создаваемую руками простых людей-тружеников:
 Осень, прохлада,
Пора листопада,
В руки лопата –
Месячник сада.
Вянет трава
На буграх и в лощинах.
Саженцы мчатся
На автомашинах.
Груши и яблони,
Вишни и сливы,
Те, что всегда,
Как невесты красивы…

Как видим, Никита Истомин не только чудесный лирик, но и прекрасный бытописатель. Что же касается соседей Истомина по сборнику, то это были как уже известные на Курщине и в России поэты Владимир Гордейчев, Николай Корнеев, Егор Полянский, так и начинающие – Ю. Авдеев, Е. Коршунов, Е. Моложаева, В. Москаленко, В. Трошин и другие. А прозу представляли Евгений Носов, Федор Голубев, Михаил Козловский, Михаил Колосов, Павел Зуев, Владимир Прусаков и Иван Юрченко.
Но вот наступил 1965 год. И по циркуляру из Москвы Курское книжное издательство прекратило свое существование. Это был огромный удар как по курским писателям и литераторам, так и развитию литературы в Курской области в целом. Теперь предстояло выстаивать длиннющие очереди в Центрально-Черноземном книжном издательстве, обслуживающем пять областей – Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую и Тамбовскую, – чтобы опубликоваться хотя бы в коллективных сборниках, не говоря уже об издании персональных книг. А раз авторские сборники не могли выйти, то и речи о приеме в Союз писателей СССР уже быть не могло. Замкнутый круг…
Надо понимать, что этот тяжкий удар непосредственно пришелся и по поэту Истомину, который, судя по всему, уже готовился для приема в Союз писателей. Но… на 13 долгих лет прекратился прием курян. И только в 1978 году поэту Юрию Першину и прозаику Владимиру Деткову с помощью Евгения Носова и Петра Сальникова удастся пробить брешь в этом замкнутом круге.
С 1965 до начала 1990-х годов стихи Истомина публиковались в основном на страницах «Курской правды», где было опубликовано не менее четырех десятков стихотворений, среди которых «Красное село», «Солнце», «Черемуха», «Поселок мой», «Наш путь», «Зимняя дорога», «Яблони зацвели». Есть тут и стихи для детей: «Огурец», Под пнём горбатым», «Сережкина береза» (1966), а также небольшая лирическая поэма «Память» (17.08.1980), в которой он рассказывает о своем непростом жизненном и творческом пути. Завершают поэму вот такие строки, характеризующие его жизнь:
…Зовет меня
        к поискам творческим,
К работе, что потрудней.
Таким и остаться хочется
До самых последних дней.

Как видим, хватило бы на новый поэтический сборник. Но…
Впрочем, как сказано в биографической справке о нем («Слово бойца». – Воронеж, 1985), именно в этот период времени ему удалось «засветиться» одним-двумя стихотворениями в таких уважаемых в стране журналах, как  «Смена», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Красная Нива». Совсем недурно. Ныне многие бы пожелали отметиться в этих изданиях своими произведениями, да не могут… Кроме того, его стихи были напечатаны в коллективных сборниках «Курские края» (1972), «Слово бойца» (1985) и «Рукопожатие» (1987).
Искать стихи в журналах – дело хлопотное, поэтому лучше обратиться к сборникам. И начнем, пожалуй, с «Курских краев», в котором опубликованы произведения Н. Асеева, М. Светлова, Н. Корнеева, Е. Полянского, И. Юрченко, Н. Сидоренко, В. Гордейчева, М. Луконина, Ю. Лебедева, Ю. Першина, Л. Боченкова и некоторых других. Отличное соседство для Никиты Истомина, который представлен здесь стихотворением «Магистрали».
На юг и на север составы
Грохочут один за другим –
И виснет над станцией Ржава
Чубами вихрастыми дым.

В сборнике «Слово бойца» стихи Никиты Кузьмича – «Память», «Черемуха», «Седина» и «Зависть» – соседствуют с подборками стихов поэтов-фронтовиков В. Алёхина, И. Баскевича, Н. Корнеева, В. Москаленко, Е. Можаевой, Н. Овчаровой. Здесь же стихи погибших в годы Великой Отечественной войны поэтов-курян – В. Кубанева и В. Шульчева.
Словно подчеркивая глубинную философию этого обстоятельства, в стихотворении «Память» есть такие строки:
Ты в памяти,
В сердце своём сберёг,
Что было с тобою когда-то.
Немало тревожных путей-дорог
Прошёл в шинели солдата.
Пилотка со звёздочкою, автомат…
На фотографии давней
Ты в этой шинели кем-то заснят
Где-то в сторонке дальней.

А в стихотворении «Седина» такие:
…В раздумье ветеран сидел.
И разве мог кто догадаться,
Что он на фронте поседел,
Когда ему лишь было двадцать.

Коллективный сборник «Рукопожатие», как и его предшественник «Слово бойца», вышел в Воронеже. В нем произведения авторов пяти областей Центрального Черноземья. Курян, кроме поэта-фронтовика Никиты Кузьмича Истомина, опубликовавшего в сборнике стихи «Его портрет», «В Ялте», «У мельника» и «Одной дорогой вместе…», представляли поэты нового поколения Владимир Конорев, Вадим Корнеев, Виктор Леньшин, Виктор Давыдков и Вячеслав Нарыков. Они еще не члены Союза писателей, но не за горами то время, когда и Конорев, и Давыдков, и Нарыков, и Вадим Корнеев обретут членство в СП России.
Если в стихотворении «Седина» из предыдущего сборника автор рассказывает о ранней седине, покрывшей его волосы из-за военного лихолетья, то в стихотворении «Его портрет» речь не только о портрете Ленина, но и своем далеком детстве.
Встает перед глазами год двадцатый,
Когда мне было только десять лет,
Мать, помню, мелом побелила хату
И хлебом на стене приклеила портрет.
Приветливо Ильич взглянул с портрета,
Я знал о нём, хотя был ростом мал.
Мать ласково сказала: «Ленин это.
Он землю дал нам, он господ прогнал».

Поэт и не предполагал, что застанет то время, когда имя Ленина новые властители сделают ругательным, а в России вновь появятся господа, которые быстренько приберут к рукам землю с ее природными и рукотворными богатствами, народ же, создавший все эти богатства, опять станут презрительно называть быдлом.
Умер поэт Никита Кузьмич Истомин 1 марта1993 и похоронен в Пристени. (3 марта в «Курской правде» был напечатан небольшой некролог.) Но незадолго до своей смерти он успел написать и опубликовать 4 июля 1992 года в «Курской правде» стихотворение «Прохоровка – Поныри», которое начинается такой строфой:
Давно позади всё это,
Но я позабыть не могу,
Тот год грозовой, то лето.
Ту огненную дугу.

Поколение воинов-победителей – будь то поэт, прозаик, рабочий, колхозник, инженер, врач или учитель – свято хранило память о войне и добытой ими в смертельных боях Великой Победе. И не только хранили, но и завещали новым поколениям продолжить это благородное дело. И нам, наследникам Победы, в целом это удается. А вот помнить об отдельных личностях – к сожалению, удается не всегда. Имя поэта из Пристани практически забыто. Хотя он, как мне видится, вместе с писателем из поколения «детей войны» Михаилом Николаевичем Еськовым представляет литературную гордость Пристенского района. 
К сказанному остается добавить, что последняя публикация стихов Н.К. Истомина была в 5-м номере журнала «Подъем» за 1995 год, где напечатано стихотворение «Седина». А в Курской областной научной библиотеке имени Н.Н. Асеева есть не только альманахи с его стихами, но и некоторые авторские сборники, о которых речь шла выше. Следовательно, «ищите и обрящете»… А главное – помните.


Рецензии
Уважаемый Николай Дмитриевич!
Хочу сказать огромное спасибо за очерк о Никите Кузьмиче Истомине, за детальное исследование его поэтического творчества! Мне было 14 лет, когда не стало дедушки Никиты Кузьмича. Но в памяти остался образ доброго, умного, искреннего человека, готового для человека душу отдать. Моя мама очень любила своего отца, сильно переживала его уход из жизни. Пока мама была жива, она делилась воспоминаниями своего детства, юности. В семье царили любовь и уважение, жили душа в душу. У Никиты Кузьмича было пятеро детей (сейчас, к сожалению, в живых только трое), в настоящее время 8 внуков, 11 правнуков и праправнуков. Вспоминаем мы Никиту Кузьмича очень часто, и всегда по-доброму. Своего сына я назвала Никитой - в честь любимого деда. Обидно, конечно, что почему-то коллеги по цеху упоминают о том, что семейная жизнь Никиты Кузьмича не заладилась. Но мы, его семья, знаем, что это было не так. А бытовые проблемы – у кого их нет… И даже если так случилось, что очерк попал в цикл «Забытые литературные имена», мы помним дедушку. Помним как поэта, помним как просто хорошего человека. Гордимся им. Бережно храним фотографии, изданные книги со стихами. Человек жив, пока жива память о нем.
С уважением, Лилия Переславцева

Лилия Переславцева   08.07.2021 16:05     Заявить о нарушении