Мой личный сказочник

Значительную часть моего досуга в детстве составляло прослушивание сказок деда. Зачастую он брал за основу что-то из фольклора, всем известные рассказы и былины, и преобразовывал на свой лад. Возможно, он хотел внести в них больше смысла, чтобы я сделала правильные, по его мнению, выводы. А может ему требовалось найти применение своему воображению, и внучка, внемлющая его историям с открытым ртом, оказалась полезной.

Любимой моей сказкой была «Курочка Ряба», конечно же, в измененном виде. В истории дедушки мышка не разбила яйцо, всё было достаточно благополучно. Бабка с дедом развели больше несущих золотые яйца кур, поставили производство на поток…. В общем, открыли свой бизнес и жили без проблем некоторое время. Некоторое, потому что приехали «большие» люди из «большого» города с предложением, которое показалось старикам выгодным для них, но это было не так – их обманули. Поэтому остались они без денег, без кур и без яиц.

В оригинале золотое яйцо символизировало человеческое счастье – хрупкое и легко разрушаемое. Не знаю, что конкретно хотел сказать дед в своей истории. То же самое – нужно ценить то, что у тебя есть, а не пытаться приумножить своё счастье? Или всё-таки он так учил меня разборчивости в людях и недоверию незнакомцам? Зная моего старшего родственника, с почти стопроцентной уверенностью могу сказать, что второе. Хотя, возможно, ему просто хотелось накрутить сюжет, чтобы мне больше понравилось.

Таких сказок у дедушки было много, хотя иногда он повторялся, дополняя свои истории или кардинально меняя ход повествования. Я часто просила его придумать альтернативный конец к старым рассказам. Мне было интересно, как сильно герои могли изменить свои жизни, если бы поступили иначе в той или иной ситуации. Частенько, уже лёжа в темноте и засыпая, я сама размышляла об этом и создавала новые миры для персонажей дедушкиных сказок. Позже это вошло в привычку. Я до сих пор в постели перед сном придумываю маленькие истории, или представляю, что могло бы случиться с героями фильмов, сериалов или книг, если бы сюжет повернул в другую сторону.

Ту же самую «Рябу» мы с дедом переделывали много раз. Я старалась подавать новые достойные идеи на растерзание сказочнику. Иногда получалось очень даже неплохо. Наша командная работа доставляла мне огромное удовольствие. Ему, надеюсь, тоже.
Дед вообще большой выдумщик. Сколько раз он спасал меня с заданиями по литературе…. Не счесть. Особенно хорошо у него получалось стихосложение. Однажды мы с ним написали целую поэму о ростовском богатыре, донском казаке. Основную идею и подвиги дедушка выдумал сам, не ориентируясь на всем известные былины. Я сделала двухстраничную «книгу» из ватмана и аккуратным почерком, вырисовывая каждую букву, записала туда наше произведение. Мы с бабушкой нашли где-то картинку с красивым статным богатырём, вырезали её и приклеили на обложку, так же украсив её узорами. Стоит ли говорить, что я получила пять?

Меня так же всегда забавляло, что поздравления для бабушкиной подруги он начинал со слов «Дорогая наша Клава, наша радость и забава…», ну а дальше характерные для него язвительные шуточки. Впрочем, этот зачин он вспоминал, даже когда речь случайно заходила о Клаве.

Так же он поздравлял другую мою бабушку, мы даже придумали с ним один стишок «Бабочка Любочка». Вроде там всего-то было пару строчек, которые всё время повторялись. Когда я показала его бабушке Любе, она очень смеялась.

Возможно, богатое воображение деда повлияло на моё желание заниматься наукой и изучать тайны мироздания. Однажды вечером, прогуливаясь по территории нашей гостиницы, в которой мы жили во время отдыха на море, я докапывалась до него своими очередными «почему, как и зачем», а он пытался найти ответ на них. Одним из вопросов был «как люди могли произойти от обезьян?». Мы присели на лавочку и, смотря на яркое звёздное небо, обсуждали эволюционную теорию. В какой-то момент дедушка замолчал, а потом сказал: «Вообще-то, мне кажется, что на Землю прилетели инопланетяне и оплодотворили обезьян. Вот так и получились люди». И улыбнулся своей хитрой ухмылкой. Мне было тогда около 7 лет, и мне эта теория показалась весьма занятной, хотя изначально повергла в шок.

Сейчас дедушка болеет, он уже совсем не тот, что прежде. Огонь в глазах угас. Мне нескончаемо грустно видеть это, но воспоминания о том, как он каждый день старался придумать для меня новую поучительную историю,  как он находил ответы на все мои бесконечные вопросы, как он рассказывал мне обо всём, что он знал и видел, греют мне душу. Дед и сейчас остаётся для меня добродушным великаном (он почти два метра ростом!), который в нужный момент может отпустить смелую шуточку, вызывая тем самым у всех присутствующих смущенный смех.

Погрузившись в воспоминания, я представляю себе, как мы втроём - бабушка, дедушка и я - идём по закатному пляжу. Дед сажает меня к себе на могучие плечи под причитания бабушки, она накидывает на меня куртку, чтобы я не простудилась из-за морского ветерка. Мы медленно идём к своей гостинице, ведь нужно запастись силами: впереди взбираться в горку. Но я совсем не думаю об этом, мне так спокойно на душе. И кажется, что так будет всегда.


Рецензии