В чем опасность русского мира для Украины?

Если вы думаете, что нынешняя напряжённость на почве этнических и межконфессиональных отношений в Украине является чем-то новым для украинского общества, вы явно ошибаетесь. Так, ещё осенью 1994 года, на проходившей в Киеве Международной конференции «Свобода вероисповедания: Церковь и государство в Украине», профессор Мичиганского университета Гретхен Кнудсон отмечала, что:

«За три года с момента провозглашения независимости в Украине, в стране возросли разногласия на этнической почве, … и сближение между противоположными сторонами становится всё менее и менее вероятным… Результаты выборов (речь идёт о президентских выборах 1994 г., – прим. автора) показали, что в стране существуют глубокие разногласия во многих вопросах, которые скорее возрастают, нежели уменьшаются со временем… Корни этих разногласий уходят на глубину и охватывают такие факторы как национальность, язык, географическое положение и религия» (1).


Ну, а сегодня ни для кого в Украине и за её пределами не является секретом тот факт, что разногласия эти достигли своего апогея, свидетельством чему может служить конфликт на Востоке страны, захваты православных храмов на Западе Украины, политический, экономический, демографический кризисы и много чего другого.

Тем не менее, украинские СМИ, с подачи представителей праворадикальных националистических группировок, продолжают накручивать ситуацию, сея раздор и ненависть среди наших сограждан. Особенно активно они запугивают украинских граждан так называемой идеей «русского мира». Вторят им и некоторые украинские политики, а вместе с ними – раскольники из самопровозглашённого «Киевского Патриархата» и украинские греко-католики.

Так, например, в одном из недавних своих интервью М. А. Денисенко (больше известный как «Патриарх Филарет») прямо обвинил Блаженнейшего Митрополита Онуфрия в симпатиях к идее «русского мира» (2). К сожалению, вслед за Михаилом Антоновичем, этот бред повторяют и некоторые украинские государственные чиновники. Чего, например, стоят многочисленные обвинения канонической Украинской Православной Церкви в проповеди «русского мира», которые мы постоянно слышим из уст главы Департамента по делам религий Минкульта Украины Андрея Юраша, который, без зазрения совести, назвал священнослужителей и верных УПЦ агентами ФСБ (3).

Причём, никто из обвинителей даже и не думает подкреплять эти свои фантастические домыслы хотя бы каким-то фактическим материалом. Да и как это сделаешь, если, на самом деле, Блаженнейший Митрополит Онуфрий заявил буквально следующее:

«Мы никакой ни русский, ни украинский мир не строим. Мы строим мир Божий. Мы хотим этого мира. Если мир Божий будет в нас, то и Украина будет хорошим государством, сильным, могущественным. Если Бога с нами не будет, то и мы будем жалкими и несчастными» (4).

И, всё-таки, сейчас мне бы хотелось поговорить не о лжесвидетельстве наших раскольников и отдельных украинских чиновников по отношению к УПЦ. Тем более, что взывать к их совести – дело, по всей видимости, безнадёжное. И даже не о том лицемерии Филарета (Денисенко), который не так давно, будучи митрополитом Киевским, сам рассыпался в любви к «русскому миру» (5).

В этой статье мне бы хотелось разобраться с тем, чем же так опасен «русский мир» для украинского общества? Также нам не мешало бы подумать над вопросом о том, какой мир сегодня нужно строить в Украине? А точнее не какой мир (т. к. Блаженнейший совершенно прав, в том смысле, что нам нужно строить мир Божий), а как именно его, т. е. мир Божий, нужно строить украинцам?

Так чем же опасен «русский мир»?

Если верить украинским ура-патриотам и раскольникам, то единственная опасность, которая исходит из идеи «русского мира» состоит только лишь в его имперской идеологии, а точнее в том, что распространяя влияние этих идей, наш северный сосед стремится подчинить себе и обезличить, лишив национальной идентичности, всех, кто попадает в его сферу влияния. И действительно, в разные эпохи нередко бывало так, что те или иные народы, попадавшие в сферу имперского влияния более крупной, государственно-образующей нации, подвергались гнёту и унижению, а нередко находились на грани своего существования. Однако, здесь нужно учитывать одно существенное «но», а именно: сама по себе, имперская идеология не может считаться отличительной особенностью ни «русского мира», ни «славянского мира», ни какого-либо другого этнического образования и мира, им сформированного.

Имперская идеология и имперская политика бывают характерны только для империй, которых в истории человечества были десятки. В этом смысле и Империя Великих Моголов, и Империя инков, Римская империя, Византийская империя, Австро-Венгерская, Японская, Российская, Великобритания как империя и т. д., – все они имели имперскую (извиняюсь за тавтологию) идеологию. В том числе, такую идеологию имеют и современные «империи» нового типа – США, Евросоюз, Россия, Китай и т. д.

Другое дело, что в рамках любой империи могут быть сформированы один или даже несколько миров, которые характеризуют, или, точнее сказать, – являются отличительными признаками исторического бытия того или иного этноса, народа и т. д. И если имперская идеология имеет в своей основе, в первую очередь, политическую составляющую, то существование русского, украинского, польского, немецкого, французского и других миров характеризуется культурными, духовными и цивилизационными достижениями той или иной этнической группы людей. Собственно, этот вывод в отношении «русского мира» и подтверждается тем определением, которое дал этому понятию Патриарх Московский Кирилл:

«Для украинцев хочу подчеркнуть, что «русский мир» не означает «российский». Тем более, это не мир Российской Федерации. Это тот самый мир, который вышел из нашей общей купели – Киевской купели Крещения. Это тот самый мир, который существует на уровне веры, интеллекта, духовности и культуры» (6).

Как же нам строить мир Божий?

Так сложилось, что современная Украина является государством поликультурным. В разные времена и эпохи на территории нашей страны жили и продолжают жить люди с разными культурными и духовными установками, а также с разным историческим прошлым: православные и греко-католики, протестанты и мусульмане, атеисты и язычники – все мы являемся равноправными гражданами страны под названием Украина. Страны, большую часть населения которой составляют этнические украинцы, но в которой живут также и русские, поляки, белорусы, греки, евреи, армяне, татары и т.д. В том числе, и украинцы как государствообразующая нация, отличаются друг от друга в разных регионах страны своим культурным, духовным и историческим наследием.

Однако, несмотря на такое богатое культурно-историческое наследие, нас сегодня пытаются, что называется, «вымуштровать» по одному, унифицированному, идеологизированному стандарту. Лично мне это напоминает наше советское прошлое, когда осуществлялась попытка сформировать из людей, проживавших на территории СССР, единый «советский народ». Что из этого вышло, все мы хорошо помним. А точнее, не вышло ничего хорошего. И не вышло оно не только потому, что люди не хотят жить в тоталитарном обществе, в котором игнорируются, унифицируются индивидуальные характеристики человеческой личности. Но и потому, что само развитие общества невозможно вне активного обмена культурным, духовным, интеллектуальным и историческим наследием между людьми.

Самоизоляция и унификация неминуемо ведут к деградации и вымиранию народа. Вот чего не могут сегодня понять современные праворадикальные идеологи. Именно поэтому они всячески пытаются реанимировать наше прошлое, и одновременно изолировать украинцев от влияния других культурных и цивилизационных феноменов. И что мы имеем в итоге? В итоге мы имеем, – вышиванки, писанки, народные песни, мову и, пожалуй, всё! Само по себе, это не плохо. Вопрос состоит только в том, стоит ли на этом ограничивать развитие духовной и интеллектуальной культуры граждан нашей страны?

Не так давно один мой знакомый ездил в Польшу на региональную выставку в составе украинской делегации из г. Винницы. Когда он показал мне фотографии украинского павильона, я ничуть не удивился увиденному, ибо на фото были всё те же вышиванки и крашенные яйца. И уж буквально на днях наш министр иностранных дел ездил в Голландию, где активно агитировал европейцев за ратификацию соглашения между Украиной и ЕС. И, как вы думаете, чем он поспешил удивить голландцев? Думаю, вы не ошиблись, наш министр привез в Европу фольклорный ансамбль. Вот и всё, что мы смогли показать европейцам.

Ещё раз скажу, сама по себе поддержка народных традиций – вещь, безусловно, хорошая. Но мы, всё же, живём не в 19-м веке. Неужели мы настолько наивны, что рассчитываем пленить сердца европейцев своей этнической культурой? Это ведь для нас она родная и лучшая в мире, а у них есть своя народная культура, которую они любят больше, чем нашу. И даже если им и понравятся выступления наших фольклорных коллективов, то на второй, третий раз они обязательно спросят, – а что у вас есть ещё? Чем ещё вы можете доказать, что вы достойны быть в сообществе развитых цивилизованных стран? Они попросят нас поделиться современными культурными достижениями, и тут, однозначно, мы сядем в лужу. И знаете почему? Да потому, что для своего нормального функционирования общество, как и человек, не может жить только прошлым, они должны развиваться. Иначе, как мы уже говорили, нас ждёт деградация и вымирание, что мы и наблюдаем в последнее время (7). Но для того, чтобы было развитие, – нужно не тормозить, а развивать культурный обмен. Причем развивать этот обмен нужно во всех без исключения направлениях: и в направлении русского мира, и в направлении европейского мира, в направлении мира Востока и других самобытных культур и цивилизаций.

Как, скажите мне, можно быть сегодня образованным человеком в Украине (да и вообще в мире), не будучи знакомым с русской литературой, например, или не будучи знакомым с феноменом русской религиозной философии? Не будучи знакомым с европейской живописью, восточной архитектурой, классической европейской музыкой, не будучи знакомым с феноменами древних цивилизаций Египта, Индии, Китая, Японии и т. д., и т. п.? Как, скажите мне, можно называться интеллектуалом, не будучи знакомым с произведениями Достоевского, Чехова, Толстого, Соловьева, Бердяева и т. д., не будучи знакомым с великой французской литературой, основами европейской и восточной философии, не будучи знакомым с основами новоевропейской науки? А о знакомстве с культурой Древней Руси и говорить нечего. Ибо, что греха таить, именно наследие Древней Руси должно составлять для нас, граждан Украины, предмет особого изучения. В том числе, для образованного человека в нашей стране странно было бы пройти мимо и изучения основ православной веры. Веры, без которой просто невозможно представить себе само существование украинского государства.

В этом смысле, совершенно прав Блаженнейший Митрополит Онуфрий: нам действительно нужно, в первую очередь, стоить мир Божий, базирующийся на заповедях Евангелия. На взаимном уважении друг ко другу, базирующийся на взаимной любви и взаимопомощи. Причем строить его нужно так, чтобы, по совету апостола Павла, этот мир включал в себя все лучшие культурные и цивилизационные достижения человечества. В этом новом мире, в принципе, не должно быть противопоставления русского и украинского, польского и немецкого и т. д., потому что мир, построенный на заповедях Евангелия, – мир Божий – не может быть миром вражды и разрушения. Мир Божий – это всегда мир созидания.

Боязнь чужеродного влияния порождается страхом и осознанием собственной слабости: вот, мол, придут, к примеру, русские или поляки, и украинцы потеряют национальную идентичность. Но ведь это – равносильно признанию своего собственного исторического поражения, ибо в современном, быстроменяющемся мире уже невозможно жить в изоляции. Т. е. мы вынуждены будем принять цивилизационный вызов и открыться навстречу новым реальностям. И нужно быть к этому готовыми.

Культурная изоляция, а также этническая и религиозная унификация не смогут решить тех разногласий, которые возникли в нашем обществе на почве межнациональных и межконфессиональных отношений (о которых шла речь в самом начале этой статьи). Для преодоления этих проблем нам нужна не изоляция, а открытость навстречу цивилизационным достижениям разных народов и культур. Если мы хотим стать полноправными членами европейского сообщества, то мы должны воплощать в жизнь европейские ценности, основанные на уважительном отношении и изучении мирового культурного наследия, а не запугивать людей русским, польским, еврейским и другими мирами. Именно этот путь цивилизационного развития обозначил в одном из своих посланий апостол Павел, когда сказал: «Всё испытывайте, хорошего держитесь!» (1 Фессал. 5:21).

Только так мы будем двигаться вперёд, и только так сможем явить миру новую, возрождённую, современную украинскую культуру, и сможем преодолеть тот глубокий кризис, возникший в украинском обществе ещё на заре независимости, кризис, который продолжается вот уже более четверти века. Нельзя любовь ко своей, родной украинской культуре строить на ненависти ко всему чужеродному. Любовь может быть разной, и поэтому нам так важно, умея любить своё, научиться ещё любить всё лучшее и прекрасное, что есть в мировом культурном и духовном наследии. Ещё раз скажу: только так мы сможем выйти из кризиса и обрести надежду на будущее.

Ссылки:
1. Свобода вероисповедания: церковь и государство в Украине. Материалы международной научной конференции. Киев, 28-30 сентября 1994 г. «Право». 1996 г., стр. 187. (Перевод автора).

2. «О том, как Денисенко русский мир
3. Все, что нужно знать о захватах храмов в
4. «О том, как Денисенко русский мир
5. Там же.

6. Интервью Патриарха Кирилла украинским тележурналистам: «Церковь не может ограничиваться проповедью индивидуальной нравственности». Июль 2010 года.http://www.patriarchia.ru/db/text/1223635.html

«Что будет с Украиной через 20 лет?»


Рецензии