Без родины 2 - Глава 35
Мы: я, дядя Саша, и Игорек, стоим на трассе, возле остановки, и ждем автобус из Калуги. Ко мне позвонил дежурный по епархии и попросил встретить «нашего» священника. По этому случаю Дядя Саша захотел испечь хлеб, но тесто не поднялось, и он сделал блины. Теперь рушник в руках дяди Саши, на котором стоит тарелка с блинами и солонка, треплет ветер. Так стоять неудобно, но Пряников терпит, пристально глядя вдаль трассы.
К сожалению, с нами нет Валентины Николаевны. Миша «добил» родную мать своими «художествами», и она лежит в областной кардиологии. Мне Валентины Николаевны в такой день очень не хватает, но с этим ничего не поделаешь.
– Так, где же он? – в который раз спрашивает дядя Саша, имея в виду автобус – сломался?
Я собираюсь сказать что-нибудь успокаивающее, хотя сам волнуюсь не меньше Пряникова, но тут проскочившая мимо нас машина из таксопарка Олега резко тормозит на обочине. Поскольку нам делать нечего, мы смотрим, что будет дальше. А дальше водитель сдает назад, и из такси выходит священник в дорогом подряснике и с затейливым крестом на груди. Ему за тридцать, он телосложения среднего, такого же роста, и вряд ли имеет славянское происхождение. Впрочем, сказать точно невозможно.
Священник неторопливо рассматривает нашу живописную компанию и мотоцикл дяди Саши позади нас, после чего пространно произносит:
– Да… я вижу, что все гораздо хуже, чем мне описывали!
– А вы кто будете? – для порядка спрашиваю я, хотя уже и так ясно.
– О. Никанор, – представляется священник, – вас обо мне предупреждали. Или обязательно документы показать?
Я собираюсь сказать, что верю ему на слово, но тут из такси выходит водитель, и я на несколько секунд лишаюсь дара речи. Это же сам Олег! Положив руки на капот, он смотрит на нас своим, присущим только ему, взглядом, в котором нагловатая уверенность сочетается с вызовом и пренебрежением.
Меня охватывает беспокойство: зачем этот человек здесь? О. Никанор решил приехать на такси, и Олег выполняет заказ? Вряд ли. Олег интриган, каких мало: он ведь точно подгадал момент, чтобы написать в епархию порочащее меня письмо. И теперь наверняка не без умысла «перехватил» о. Никанора до встречи со мной.
– Так и будем стоять молча? Может быть, поедем, покажете, что тут у вас? – выводя меня из задумчивости, недовольно спрашивает священник.
– Да, конечно, – совладав с собой, говорю я, – пожалуй, с приходом начнем вас знакомить от бараков. Ваш водитель знает, где это.
– Что ж, от бараков, так от бараков, – произносит о. Никанор, и, пожав плечами, садится обратно в такси.
Олег, одарив меня колючим взглядом, не торопясь усаживается за руль, и машина уезжает. Дядя Саша, проводив ее взглядом, говорит:
– Да лучше я ими подавлюсь, – и кладет тарелку с блинами в багажное отделение люльки. А Игорек, жестикулируя с растерянным выражением лица, просит объяснить ему, почему священника привез Олег, главный деревенский злодей. Я показываю руками, что сам в недоумении.
По узкой щебеночной дорожке мотоцикл срезает путь, и мы оказываемся в нужном месте одновременно с такси. О. Никанор, не покидая машины, через открытое окно осматривает барак и примыкающие к нему сараи. Морщась от запаха навоза, он брезгливо спрашивает:
– Это что? Зачем я тут?
– В этом бараке сельсовет для нужд прихода комнату выделил, я хотел ее показать. Где-то же вам нужно жить. – Объясняю я.
– В таких условиях я жить не хочу, и не буду! – категорично высказывается священник, отгоняя рукой мух.
В этот момент, заметив во дворе скопление мужчин, из барака выходит Марина с полным тазиком белья. Подойдя к веревке, натянутой между деревянными столбиками, она становится так, чтобы солнце просвечивало ее халат насквозь.
– А тогда, где вы будете жить? – с изумлением спрашиваю я.
– В Калуге, у меня там нормальная квартира. Я буду приезжать сюда только на службы, в праздничные и выходные дни. А ночевать, если возникнет такая нужда, на базе отдыха, у Олега Ивановича. Он предложил мне снять у него коттедж. – Говорит, заинтересованно разглядывая откровенно улыбающуюся Марину, о. Никанор.
Чтобы женщина не мешала разговору, я становлюсь между ней и такси (чем огорчаю о. Никанора), и говорю:
– Коттедж на берегу Оки будет стоить, как номер в отеле «Хилтон»! Где наш приход столько деньг возьмет?
– Олег Иванович предлагает жилье на безвозмездной основе. – С почтительными интонациями к Олегу, сообщает о. Никанор, и продолжает, – если тут все, поехали к храму. Я сегодня после службы в семинарской церкви еще не ел, мне хочется быстрее закончить с формальностями. Олег Иванович предложил мне отобедать с ним, и я с нетерпением жду этого.
– Ну что ж, поехали к храму, – соглашаюсь я, чувствуя себя обескураженным после откровений присланного к нам священника. А он переводит взгляд на заметную отсюда колокольню с сияющим на солнце куполом, крестится, и такси резко берет с места.
Теперь наш мотоцикл подъезжает с опозданием, и заждавшийся о. Никанор резко говорит:
– Дайте ключи, я сам храм открою!
Заходим в таком порядке: сперва священник, затем Олег, и лишь после него я. Дядя Саша и Игорек остаются на «свежем воздухе». Им находится в обществе Олега противно, как, впрочем, и мне, но в отличие от меня, у них есть выбор.
Как снаружи, так и внутри, восстановленная церковь выглядит, как новая. Правда, фресок на стенах пока нет: Евгений Вячеславович улетел на химиотерапию в Израиль, и с иконописцами обещал встретиться по возвращении. Однако и без фресок хорошо: уже имеющаяся белоснежная краска вызывает ощущение чистоты и покоя. Каждая деталь воссозданной архитектуры заставляет думать о вечном.
Осмотревшись, о. Никанор становится довольным. Особенно ему нравится недавно установленный центральный иконостас и резные царские врата. Похвалив тонкую работу, священник проходит в алтарную часть, где воочию убеждается, что все готово к совершению литургии.
– У вас есть опись имущества? – спрашивает он.
– Да, конечно, – отвечаю я, доставая из стенного шкафа инвентаризационную книгу.
Я отчего-то подумал, что о. Никанор спросил ее для порядка, но он с серьезным выражением лица начинает сверять по описи церковное имущество. Я не принимаю участие в процессе: священнику помогает Олег, при этом ухмыляясь своей гадкой ухмылкой. И делает это так, чтобы ее видел я, но не видел о. Никанор.
Закончив инвентаризацию (имущества мало), о. Никанор спрашивает, сколько у меня ключей.
– Два комплекта. Один я уже отдал вам, а второй, вот он, – я достаю связку из кармана.
– Дайте мне, – протягивает руку о. Никанор. Помедлив немного, я отдаю. Священник тут же передает ключи Олегу.
Я не понимаю, зачем о. Никанор поступил так, и протестую:
– Эти ключи должны быть у меня, как у старосты храма.
– С этой минуты я освобождаю вас от этой обязанности, – пряча глаза, говорит о. Никанор.
– Я был выбран старостой на собрании прихожан. У вас нет таких полномочий, своим решением, отменять волеизъявление жителей Настино. – Возмущаюсь я.
– Сейчас, может быть, и нет полномочий, – направив взгляд на высокий свод, говорит о. Никанор, – но к вечеру они будут. Сегодня я собираюсь провести собрание, на котором меня утвердят главою приходского совета. А при себе я хочу видеть старостой Олега Ивановича! – о. Никанор, будто я не знаю, кто это, показывает рукой. У Олега на губах появляется ликующая улыбка. Мне хочется ударить его по лицу, но я сдерживаюсь: мы же в алтаре. К моим грехам, только драки в святом месте не хватало!
– Наши прихожане никогда не утвердят этого человека старостой! – говорю я, не скрывая гнева.
– Люди из вашего круга общения, может быть, и не утвердят. Но те, кого Олег Иванович приведет на собрание, будьте спокойны, проголосуют правильно. Они преданы церкви более, чем ваш …, – о. Никанор едва не сказал нехорошее словно, но, не окончив предложение, сделал паузу, а затем продолжил, – К тому же я хочу вам заметить, что нового старосту хорошо знают в епархии, и вопрос о ротации согласован с митрополитом. С которым, кстати, Олег Иванович знаком лично!
– А я могу присутствовать на этом, вашем собрании? – спрашиваю я.
– Можете, конечно, – отвечает о. Никанор, – но лучше не надо. Или вы хотите послушать негатив в свой адрес? Подробное перечисление причин, по которым св. Церковь не может вам доверять?
– Вас послушаешь, и складывается впечатление, что мне лучше здесь совсем не появляться! – От сильнейшего волнения я сжимаю и разжимаю кулаки.
– В алтаре, разумеется, я вас видеть не желаю. – Говорит о. Никанор, отходя на шаг к Олегу, видимо «за моральной» поддержкой. – Но бывать на службах, запретить не могу. Хотя, мне это будет неприятно. Ведь из-за вас в храм не придут приличные люди! Вы окажетесь между мной и приходом, лишите возможности проявить себя. Наши имена начнут постоянно упоминать вместе, что, в конце концов, скажется на моей репутации, и наверняка дойдет до митрополита. Это может привести к опале и ссылке в жуткую монастырскую Тмутаракань…
Более не в силах слушать эту чушь, я разворачиваюсь и иду к выходу.
– Что с тобой? – спрашивает дядя Саша, когда я подхожу к мотоциклу – Олег достал?
– Хуже, – отвечаю я мрачно, – выгнали из храма с позором, и не хотят, чтобы я тут появлялся.
– А я говорил, не надо так сильно стараться, подсидят, – говорит Пряников, протягивая мне огурец. Друзья, пока меня не было, решили перекусить. Достали пресловутые блины, и кое-что из еды.
– Не шкурные интересы преследовал, на общество работал, – расстроено говорю я, кушая без аппетита и вкуса, лишь бы себя занять.
– А о. Никанор хоть понимает, что после такого, к нему никто не придет? – интересуется Пряников.
– Ну почему не придет? Местные, может быть, и не придут, но в селе летом полно дачников и сезонных рабочих. Они при деньгах, и им все равно, что представляет собой священник. Крестить и панихиду справлять, кто-то должен!
– А куда местным ходить?
– Да куда и ходили: к о. Лаврентию. Он батюшка благодатный, с ним Настинцы, без духовного назидания, точно не останутся!
– И что же, ты вот так, без боя, все оставишь и уйдешь? – удивляется Пряников.
– Бой о. Никанору даст сама жизнь. Как и Олегу, – отвечаю я, – три года тому назад я был совсем другим человеком, забота о храме изменила меня. Возможно, Бог решил, что пришла их очередь. Надеюсь, Олег понимает, за что взялся, и перед кем придется держать ответ. Что же касается о. Никанора, то его ждут испытания, которые ему и не снились. И дай Бог, чтобы он справился…
Я смолкаю: те, о ком я говорю, выходят из храма, садятся в такси, и, не заводя двигатель, смотрят на нас. Похоже, боятся, что, если они отъедут раньше, мы сгоряча устроим пакость.
– Желают, чтоб мы первые уехали, – произносит дядя Саша и вопросительно смотрит на меня, ожидая, что я предложу.
– Ну, так отчаливаем. – Грустно говорю я, с болью в сердце глядя на храм. Я предчувствовал то, что случилось.
– Тебя куда? – спрашивает Пряников.
– Откуда забирал, на базу отдыха Афанасия Юрьевича. Илья, наверное, уже привез мне новое колесо. Поставлю его на «ГАЗель», и поеду домой.
– Ты монтаж закончить хотел, – напоминает Пряников, – и вечером с нами на рыбалку собирался!
– Не-а, настроение испортилось. В другой раз. – Вздыхаю я. На глазах у меня появляются слезы.
– Понимаю… – сочувственно произносит дядя Саша, и демонстративно, так, чтобы о. Никанор и Олег видели, водружает на голову колпак из фольги. Игорек достает старую немецкую каску с приделанными к ней коровьими рогами, я одеваю «афганку» с широкими полями. Наш мотоцикл, салютуя искрами из выхлопной трубы, гордо устремляемся вперед.
Несмотря такую демонстрацию крепости духа, я, оказавшись у себя в общежитии, окончательно раскисаю. Сижу за компьютером и безвольно смотрю на экран ноутбука, на фотографию летящего в синем небе самолета. Мне хочется спросить у него, куда он летит, и зачем, но ведь он же не ответит…
Как у меня жизнь интересно сложилась – сначала меня прогнали из родного города, где я был счастлив, а теперь из храма, которому я отдал столько сил. И я вновь растерян и подавлен.
Нет, не то, чтобы я рассчитывал стать в Настино священником. Хотя, иногда такая мысль появлялась. Скорее, мне нравилось быть причастным к значимому делу, ощущать, что мое существование не проходит в бессмысленной суете. Теперь же, как и тринадцать лет назад, нужно опять искать себя. Но если раньше я не сомневался в том, что найду, то сейчас, на пятом десятке, ощущаю ужасную апатию.
Звенит стоящий в углу стола телефон. Я тяну с ответом, но потом снимаю трубку. Жители десятого дома жалуются на связь, угрожают сообщить о повреждении вышестоящему начальству. Молча выслушав их претензии, я даю отбой. Кабель на десятый дом (по сотне причин) рвут с завидной регулярностью, и на месте жильцов я бы относился к этому философски.
Конечно, можно гордиться тем, что благодаря моим стараниям в Дальнем очень хорошая связь (среди Богом забытых поселков), но мысль об этом не доставляет мне удовольствия. То, что я скучный сельский монтер, угнетает меня, эта профессия никак не соответствует моему внутреннему миру.
Телефон трещит опять. Меня беспокоят из абонентского отдела, спрашивают, когда я устраню повреждение на 10 дом. Я отвечаю – «завтра!», и в ужасной тоске делаю то, что на трезвую голову еще никогда не делал: захожу на страничку Наташи (Наргиз) в социальной сети.
Видеть ее очень тяжело. Я продолжаю любить Наташу, а она почти не изменилась. Мне кажется, что это только я, вдали от родины, так постарел. Но еще тяжелей смотреть на фотографии двух юношей рядом с ней, сознавая, что я их, как сейчас принято говорить, «биологический» отец. А ведь могли жить вместе, полноценной семьей: с мужем Наргиз развелась через два года после моего отъезда. Однако для такого счастья я должен был остаться на родине и тоже сменить имя.
Наргиз нравиться снимать улицы родного города, и рассказывать о своей жизни в нем. Я иду вслед ней по проспектам, я стою рядом с ней на бульваре, я вижу ее глазами, как на закате солнце опускается в море. Соленое, ласковое море нашего детства.
Я захожу на страницы друзей Наргиз. Это Костя (Керим), его сестра Карина (Камиля), Эльдар, и еще много-много других, милых моему сердцу людей, которые сделали прекрасную карьеру, стали финансово успешными и состоялись в семейном плане.
А стоило ли мне так упорно оставаться русским? К чему это меня, в конце концов, привело? К тому, что даже спустя столько лет жизни в России, я так и не знаю, что это такое, быть русским?
Горько вздохнув, я лезу в ящик стола и достаю бутылку водки. Задумчиво держа ее в руке, я вспоминаю своего больничного дружка Колю Жукова. Как я смеялся над его «водочным самурайством». Вспоминаю и Сашку, как он сказал, «что в районе больше делать нечего, только водку жрать, да по бабам бегать». Я осуждал их, а по факту делаю то же самое, что и они. И закончу, похоже, как Коля Жуков….
Тоска такая, что даже пить неохота. Случайно я замечаю пакет с надписью «открывать только в крайнем случае». Мне кажется, что этот случай наступил, и медленно разрезаю упаковочную бумагу ножницами. На стол падают молитвенные четки о. Григория и скуфейка о. Германа.
Два человека, с которых я брал пример, пророческим даром знали все, что будет со мной, и, уезжая, оставили мне приглашение вступить в их священное братство. Причем насчет монастыря даже гадать не стоит: о. Корнелий (конечно, с благословения о. Владимира), наверняка мне койку уже приготовил. Я одеваю на голову скуфейку, смотрю на себя в зеркало, и неожиданно понимаю, что сегодня не конец моей истории, а только ее начало. И что в действительности я знаю ответ на мой главный вопрос. Быть русским – во что бы то ни стало идти за Христом и беззаветно служить отчизне…
Свидетельство о публикации №219072400355