Пряхи судьбы

Фразеологизм «предначертанная судьба», означает, что существует и тот, кто начертал. Ясно, что не человек, а кто-то иной, наделенный такими правами или способностями.
В греческой мифологии судьбу предсказывали пряхи Мойры. Может потому слово судьба в нашем языке женского рода, а в фольклоре мы не раз встречаем выражение «путеводная нить». Образ прях судьбы не раз использовали поэты например Арсений Альвинг:

Колдунья

Склонясь над прялкой - злая парка –
Колдунья старая прядёт.
Огонь в печи, пылая жарко,
Лицо ей освещает ярко
И вид зловещий придаёт.
Кому прядётся пряжа эта,
Уйти от жизни должен кто
В страну заоблачного света,
Туда, где тайна для поэта
И где для смертного – ничто?
Всегда за страшною работой,
Не отрываясь ни на час,
Спеша, как будто ждёт кого-то,
Колдунья с нежною заботой
Готовит саваны для нас.
Вертится с бешеною силой
Земных судеб веретено
И ангел смерти чернокрылый
Стоит над жадною могилой,
Где место каждому дано.
Ему охотно помогает
Колдунья-жизнь: прядёт, прядёт,
И людям саваны сплетает.
А время тихо совершает
Свой неизменный оборот.

Образ ведьм и колдуний севера сформировался еще до нашей эры.
  В западную Европу тогда пришли  кельты и галлы. Они оставили много загадок. Римляне считали их варварами, первые христианские проповедники Св. Мартин и Св. Патрик язычниками.
Возможно, я нашел самое древнее стихотворение о о ведьмах –  гальский стих 1 века н.э. Из его подстрочника с некоторыми пробелами в переводе, восстановил как мог.  Но суть была ясна: в нем галы просили свою богиню (Adsagsona) урезонить ведьму СевЕру (имя главной богини зла). И снять чары ее помощниц (вяжущих узлы на веревочке). Окончание стиха призывает к их суровому наказанию:
 
Когда же их чары
Волшебниц заклятья
Окутают тело,
Туманя мой мозг.
Пошли их обратно
Но каждой отдельно
Найти только надо
Проклятий тех мост.
Судьбу они вяжут
И сплошь узелками,
Что голову может
снесут с чьих-то плеч…
Их надо прогнать всех
А может быть даже:
В ответ на их чары —
Огонь или меч!

В более ранних сообщениях ничего не говорится о жрицах и прорицательницах. Но они существовали и стали важной частью европейского фольклора. Ведь все северные народы были более зависимы от погоды и больше других верили в «силы зла».
Охоты на ведьм севера то затухали, то разгорались вновь с каждым очередным похолоданием.
Когда это было? – скажете вы – Давным-давно!
 Однако последняя ведьма была казнена в 1782 году! «Ведьма» Анна Гельди была после пыток на дыбе обезглавлена.

Образ северной ведьмы позже  даже был окутан романтичностью в сказке Ганса-Христиана Андерсена «Снежная королева». Средневековье уходило в прошлое…


Рецензии