Мы что, еще кому-то что-то должны?
*** САМЫЕ-САМЫЕ ***
Мы, евреи, нация всемирно известная.
Это вам не чукчи, о которых знают только в России. Да и то благодаря анекдотам.
Нам, правда, на количество анекдотов с евреем в главной роли тоже жаловаться грех. И все же такая широкая известность постигла нас совсем по другим причинам.
Окружающие внушали нам, и небезуспешно, что мы – самые-самые! Самые жадные, самые умные, самые хитрые, и многое другое.
Это делало нас предметом осторожного любопытства, пристального внимания, лютых преследований и безудержного самолюбования.
Роль предмета всеобщей любви нам, правда, как-то не задалась. Создается впечатление, что под нее даже сценарий не написан.
Хотя, начиная с эпохи Просвещения мы с завидным упорством дилетанта все чаще пытаемся пробоваться на эту роль у разных режиссеров.
Но – пока не звонят…
*** ОТСУТСТВИЕ НАЛИЦО ***
Все знают о нас все.
Вот только нас самих никто не спрашивает: почему, мол, вы такие известные? Хотя у нас об этом есть, понятно, свое мнение.
Вот оно: стали мы всемирно известны потому, что много дали миру.
И духовные основы цивилизации мы дали, и основы гуманизма. И в создание материально-технической и научной базы цивилизации вложились, как говорится, не по-детски.
Кроме того, мы дали миру пророков. Родоначальник их, Моше, написал Книгу книг. Весь мир пользуется, пожалуйста.
И другие пророки наши тоже не на кофейной гуще гадали.
Ишайягу, например, написал, что мы станем светочем для народов. Божья воля типа. То есть – назвался, не назвался, - полезай в светочи.
И тут начинаются проблемы.
Если смотреть на то, сколько мы дали миру – ну чем не светоч? Если же обратить внимание на состояние мира, народов… кое темно и безобразно есть… Отсутствие светоча налицо.
Почему? Надо все же выяснить причину тьмы, в которую погружен мир. А потом поискать у себя, – есть ли у нас что-то подходящее, чтобы ее рассеять.
*** ОДНО И ТО ЖЕ ЛИЦО ***
Есть две видимых причины неустройств в мире.
Первое – люди не в ладу друг с другом. И второе – люди не в ладах с природой.
Но, как в старом анекдоте о фининспекторе и Финкельштейне, при ближайшем рассмотрении выясняется, что это одно и то же лицо.
То есть быть не в ладу друг с другом и противоречить природе – это одно и то же.
Причина? Человечество – часть общей живой структуры природы. Люди своим эгоизмом рвут себя на части? Рвут. Вот этим рвут и все живые связи с общей системой, природой.
То есть та тьма, в которую погружен мир – это эгоистичность человеческой природы.
Дм, но что можем сделать мы, евреи, – самые эгоистичные из всех? Подсветить своим эгоизмом?
Мы и так светились им две тысячи лет, свету это не прибавило.
*** ЧТО ДЕЛАТЬ? ***
Ну, во-первых, не впадать в панику.
А просто, может быть, просмотреть наш самый главный вклад в общую копилку. Да нет, не финансы и не список нобелей, а ту самую Книгу книг.
Ой, а покороче что-то можно?
Да, конечно, ее в концентрированном виде изложил почти две тыщи лет назад раби Акива: "Возлюби ближнего своего" – главное правило Торы".
Ой, а еще легче можно что-то? Да, есть и "лайт-вариант": "Не делай другому то, что ненавистно тебе".
Вроде бы логично. Если жить по этим принципам, то вырисовывается такая светлая перспектива, что аж смотреть больно, - как же мы это до сих пор...
Ну так чего тянуть резину?
Распечатать это в сотнях миллионов экземпляров, пустить по мировой сети, и ходить себе по всему миру в футболках с этими надписями и везде клеить стикеры: "Возлюби ближнего как самого себя!" Чем не светоч?
Да тем и не светоч, что где это видано, чтобы какие-то лозунги, самые распрекрасные, подтолкнули людей менять свою природу?
Особенно, когда лозунги выдвигает такой вот народец. В котором люди только и делают, что грызутся друг с другом, убивают друг друга на дорогах, у которых сорок враждующих партий и секторов населения на клочок земли и треть из которых только и думает чтоб ердануть куда поспокойнее.
И "эти" нас будут учить?
*** ОСТАЛИСЬ СУЩИЕ МЕЛОЧИ ***
Короче, как ни крути, а от судьбы не уйти. Нужно просто самим освоить ту ступень развития, человека и общества, которая прорисовывается сквозь эти вечные принципы.
Как говорили в приснопамятном Союзе, "внедрить в жизнь".
Только так мы сможем выполнить наш долг перед миром.
И здесь следует третий вопрос: а что, после того, что мы дали миру, просто так, – на, бери, - за нами еще остались долги?
В принципе, за нами остался главный долг – выполнить свое предназначение, о котором говорили наши пророки – стать светочем для народов.
Все остальное мы уже сделали.
Свидетельство о публикации №219072400585