Момент отрезвления

«Претерпевший же до конца спасется».
Матфея 24:13

Каждый человек на протяжении жизни один на один сталкивается с острым жалом отношения к жизни и смерти. Это условное жало по-разному действует на человека: кого отрезвляет, кого заставляет своим уколом обратить внимание на свои недостатки – момент отрезвления приходит в сознание каждого человека по-разному.

Помню, когда-то я был знаком с одним человеком уже в таком возрасте, в который обычно человек начинает всерьёз задумываться: «Для чего я живу?»
Славик, по всей видимости, избегал этой темы в себе: в той среде, в которой он находился в своё время – мимо такого вопроса никак не пройдёшь: он задевает тебя каждый день то чаще, то реже.

Житейское бытие Славика проходило в основном на службе в зоне. Потом пришёл срок пенсии, и он  разгулялся не на шутку: будто бы держали его на цепи долгое время да вдруг отпустили и даже ошейник сняли – гуляй парень куда хочешь и с кем хочешь!
Самое простое – это удариться в пьянство, куда Славик и увяз по самые уши.
Его друзья-сослуживцы отпали: кого увело новое увлечение: бизнес, а в нём деньги; кто-то омолодился, женившись на молоденькой жене, годившейся ему в дочери, а кто-то всё вместе увязал в бурную деятельную жизнь.

Славик не ожидал того, что с ним может приключиться такое: он был далёк от веры, а тем более от Православной Церкви – этого слепого людского сброда, но, вот тебе, пожалуйста! – допился он, как говорят в народе: «до чёртиков».

Я увидел его однажды на службе в нашем свято-Николаевском храме; у меня в полном смысле – глаза на лоб полезли от удивления:
-Славик! А ты как здесь оказался? Ты же всегда был далёк от веры.
-Да, далёк, даже «Отче наш» не знал, а просидел в подвале сутки с этой молитвой, так в себя пришёл! Ты представляешь, я вообще никогда не читал «Отче наш» и не слышал эту молитву полностью, а откуда она во мне взялась? Вот, то-то же…

Так удивительно духовный мир касается душ людских.
Также и меня вчера коснулся он: уж я-то считал себя вполне созревшим к смерти, ведь уже несколько лет, как готовлюсь ежедневно к своей кончине.
И вот вчера примерно в обеденное время, почувствовал в себе особенно большое недомогание в теле, даже оставил чтение псалтыри и лёг в постель с мыслью:
«Полежу немного – сил наберусь, а потом продолжу чтение». Но ни потом, ни ночью я не почувствовал облегчения:
«Наверное, действительно умирать пора. Оказывается, это так просто происходит…»

Сил до самого утра не прибывало, внутри тела до пояса тряслись поджилки: что парализованная половина тела, что условно здоровая – были в таком состоянии немощи, что всякое движение давалось с необычным трудом.
Я уже более-менее научился быть внимательным к собственному телу и душе, но оказалось, что ещё недостаточно сосредоточенно умею владеть собой. Нет, страха какого-либо не ощутил, но и мысли о Боге у меня не было, а ведь казалось мне, что воскликну как Александр Сергеевич Пушкин перед смертью: «В горнее, в горнее!»
Видимо, далёк я ещё от этого самого «горнего», пока что во мне играет гордынька, а с нею и все прилежащие страстишки и полезнее для меня будет возглашать: «В геенну! В огнь вечный! В ад кромешный!»

Слава Тебе, Господи! – попыхчу ещё в себе сколько-то времени до той самой точки созревания, на которую я способен, как это провидит Бог.
«Претерпевший же до конца спасется».

Июль, 2019


Рецензии