аполитичная я, или совесть есть?

   "Если ты не интересуешься политикой – политика интересуется тобой". Я с любопытством слушаю рассуждения на эту тему и в силу своего вредного характера все время любопытствую: это политика заставляет людей забывать о десяти заповедях, или нечто другое, внутри каждого конкретного человека, рулит им?
Пара примеров для размышления:

• Совесть есть? – 1.
   "За хорошую учебу и примерное поведение" группу первокурсников (СССР) премировали поездкой в Москву с посещением Красной Площади, Исторического музея и Мавзолея Ленина. Мавзолей – "на сладкое". Очередь длинная, дождик заморосил (октябрь), ветер поднялся: замерзли студенты, даже юморить расхотели. Наконец, подошли к двум стражам в одинаковых плащах, дежурящим по обе стороны от "пропускного входа". (По периметру – каре из металлических столбиков с навешенными между ними цепями; там, где "впуск" - цепь снята.)
 
    Студентка Катя, шедшая в середине группы, поравнялась с дяденькой справа, держа замерзшие руки в карманах.
- Руки! – негромко, но повелительно потребовал дяденька.
- За голову? – тоже негромко брякнула замерзшая Катя, оскорбившись тоном.
Она вытащила свои ладошки из карманов, но было поздно.  Дяденька справа  молча отодвинул Катю в сторону.

    Часть студентов уже успела пройти вперед - они пошли в Мавзолей вслед за старшим группы. Другая часть вместе с Катей и преподавательницей истории застряла у барьера.
- Сомова, что случилось? – историчка занервничала, переводя встревоженный взгляд с Кати на стража и обратно.
Катя пожала плечами, еще не понимая, в какую историю вляпалась.
   Строгий дяденька вообще ни в какие объяснения не вдавался: похоже, он стал глухонемым. Бедная Марья Ивановна, наткнувшись на такой стальной игнор, решила, что лучшее – извиниться (за что - выясним потом).  Извинения суровый страж услышал, сделал приглашающий жест на вход: можете пройти...

   Если честно, Катюха и сама не знала, почему она так брякнула: дедушку Ленина любила с детства (наизусть с первого класса помнила "В Горках знал его любой…"). И "за детство счастливое наше" была искренне благодарна и Вождю, и Революции, и Родине. Брякнула, дура, не подумав, и сама не поняла: что брякнула?..

   Катиных родителей вызвали в институт. Проректор по воспитательной работе минут сорок беседовал с ними о дочери и о них самих: где работают, кем работают, как работают; о чем с дочкой говорят, какие книжки читают, какие фильмы смотрят. И т.д., и т.п. Расстроенные родители краснели (а за что?).  Дома с дочерью поговорили по-взрослому: - У тебя совесть есть?! Все: больше никаких танцулек и мини-юбок, поняла?!
 
   Поняла… да не очень: из-за одной глупой фразы – вся жизнь насмарку?! Бессовестной стала?! А то, что правду Марьванне сказала – не считается?! Надо было соврать, что дяденьке на ногу наступила?!
 
  Надо было соврать. Теперь бы соврала... Про совесть Катю и на комсомольском собрании допрашивали. Много раз (практически каждый выступающий к совести взывал). Вывод сделали: бессовестная. Вынесли выговор. Пригрозили выгнать из комсомола, если не проникнется (спасла только отличная учеба). 
    Нет, Катя дедушку Ленина не разлюбила - разлюбила студентов с совестью и преподавателей. А еще почему-то разлюбила строем ходить и строем думать. И еще разлюбила коммунистическое светлое будущее, где общим собранием будут решать, есть у тебя совесть или нет.
 

• Совесть есть? – 2.
   2005-ый. Еду от родственницы из Мурманска. В вагоне несколько гражданских, остальные – дембеля. Ребята на кураже: отслужили свое. Но еще не в гражданке, хотя пуговицы на воротничке расстегнуты – тельник виден, а рукава подвернуты.
   Надо мной на боковой верхней полке последнего купе  – Миша. Замечательный Миша: так обрадовался соседке! Дембельский альбом показал; подарками для мамы и сеструхи похвастался(статуэтки оленей и серый камень с вырезанным на нем северным сиянием). Все рассказал о своем Брянске, куда ему ехать после Москвы. А улыбался как весело! Рыжие конопушки аж сияли от удовольствия!
   На стоянках Миша умудрялся до киоска сбегать: за шоколадкой к чаю, за мороженым, хоть и осень. Хотелось ему, чтобы я за него радовалась. Я радовалась: хороший мальчик вырос у мамы. Может, и мой таким же классным вырастет.

   Друзья его периодически звали на спевки (в первых купе народ гитару терзал и тусовался напоследок). Миша на минутку, если очень настойчиво звали, отлучался – и опять ко мне делиться своей радостью: соскучился Рыжик по женскому обществу.
- Вашему сыну сколько? Давайте его за мою сеструху сосватаем! У меня сеструха – лучшая девчонка в Брянске! Породнимся с Вами, а что? Вы – хорошая, добрая: сын тоже такой, да же?
- Миша!.. Сынок еще мал для женитьбы! А хочешь, я тебе невесту подберу? У меня много замечательных девчонок знакомых…
- Не, тут я сам. Вот приеду, приоденусь в штатское – и начну серьезный поиск подходящей кандидатуры…


    Милиционер с размалеванной девицей подошли к нам где-то за полчаса до остановки в Петрозаводске.
- Этот? – спросил милиционер девицу, указав на Мишу.
- Он, - кивнула девица уверенно.
- Собирайся, - приказал охранник порядка на ж/д. – С вещами.

   Миша сразу повзрослел. Нахмурился. Вместо добродушного мальчишки-весельчака – взрослый парень. Воин. Спросил серьезно: - Товарищ младший сержант, что не так?
   Девица хмыкнула, пошла по проходу, вихляя задом в обтягивающих джинсах. Она свое дело сделала.
- Собирайся. Там скажут.
Мент тоже хмыкнул. Зловеще так, многообещающе.

- Что происходит?! – я хлопала глазами, не в силах понять такой поворот сюжета, - за что Вы его забираете?!
- За изнасилование, - пояснил мне лениво законник. – Вы кто? Предъявите документы.
Он взял мой паспорт важно, просмотрел страницы, сверил фото с моей физиономией, сощурив строгие глаза. Вернул: - Не лезьте, гражданочка, не в свое дело.
- Какое изнасилование?! – не могла я "не лезть", - когда?! Миша от Мурманска со мной едет, все время здесь сидел!
- И в туалет не выходил? – скривил "начальник" рот, усмехаясь. – Или Вы и в туалете были с ним рядом?
Выходил Миша в туалет… но этого не может быть!!! Изнасиловал девицу, а потом мне домашние секреты рассказывал?! Чушь!!! Врет девица!!!

   Миша между тем собрал вещи, аккуратно сложив все в спортивную сумку. Поезд подъезжал к вокзалу. Стоянка в Петрозаводске 20 минут.
- Если я не вернусь до отправления – позвоните маме, хорошо? Миша протянул мне листок из записной книжки с номером. - Не волнуйтесь за меня, разберемся. Пошли, младший сержант.


   Миша вернулся. Спокойный, сдержанный. Вещи распаковывать не стал – забросил сумку на полку и сам туда же впрыгнул.
- Разобрались? – спросила я, облегченно выдохнув.
- Угу. Деньги и сувениры забрали – и "разобрались". Спасибо Вам… им свидетели не нужны.
(Так значит это все подстроено?! Способ заработать бабла такой?! Офигеть, какая либерализация: было ваше – стало наше!..)
- Миша, а как же без денег до Брянска? Давай дам сколько нужно…
- Меня друг встретит, все нормально… Спасибо… Блин, сувениры-то им зачем?!..


   P.S. Вот так. Да, это частный случай. Да, развивающийся капитализм – это та еще помойка. Да, политика в прямом смысле тут играет по-крупному: "кто не вписался – тот не вписался" (помоги себе сам). Но… а совесть есть?..
 Опять я про совесть...


Рецензии
Галина,ну вобщем понятно с солдатом,железнодорожное мошенничество,совесть там искать незачем. А с Катей политика при чём? Конечно жаль что ей нервы трепали долго за безобидную девичью глупость,но ведь она должна была понимать что Мавзолей это не галантерейный магазин,там всё по взрослому,и эти взрослые правила выполнять её должны были научить. Спасибо,было интересно,успехов вам!

Николай Катаев 2   07.08.2021 07:51     Заявить о нарушении
Доброго дня, уважаемый Николай!
Спасибо за отзыв. Знаете, мне наивно кажется, что в любом поступке любого человека совесть - мерило и человека, и поступка). А Катя... Катя "попала под раздачу" системы воспитания, в которой обвиняюшие не о Катиной "промашке" переживали, а о том, как свою верность системе продемонстрировать. Если бы было иначе - они бы сказали Вашими словами:"она должна была понимать что Мавзолей это не галантерейный магазин,там всё по взрослому"...

Галина Давыдова 2   07.08.2021 09:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.