Рассказ видения Опахалова

    Режиссеру  провинциального театра «Зеркало» Ване Опахалову не спалось. И было из-за чего. Зритель не шел на спектакли. Билеты продавались плохо. Зарплату платить было нечем. Некоторые актеры уже в открытую поговаривали, что если Опахалов ничего не придумает, чтобы спасти  ситуацию, он уйдут к конкурентам.
   
Ваня знал, что у конкурентов ситуация тоже не ахти, но сама по себе мысль ему была не приятна.…  И что только не делал, чтобы спасти ситуацию…. И классику ставил и с пьесами современных авторов экспериментировал…  Зритель приходил на первые пару недель а потом опять-рутина, в зале на спектаклях сидело по 30-40 человек…
   
 Ваня ворочался с боку на бок, пытаясь уснуть, но сон издевался над ним и не желал посещать его… Ваня пробовал считать овец, но и тут промашка вышла, вместо овец он вспоминал какие то фрагменты репетиций, недоделанные дела…
    
Опахалов вздохнул и встал с кровати. На кухне поставил чайник на плиту и сел почитать какую то газету, пока вода закипит…  На глаза попалась заметка о том, что в столичном театре поставлен балет «Отелло». Ваня хмыкнул, Интересно, подумал он, а как Мавр будет душить Дездемонну, под какую музыку и кто играет Дездемонну, наверняка Волочкова? Про это он прочитать не смог, так как край газеты был оторван…
   
 Ход мыслей прервал свист чайника и он, плеснув в чашечку с заваркой кипятка, быстренько  отхлебнул несколько глотков и опять завалился в свою постель. На часах было три часа утра…
   
 И вдруг только голова его коснулась подушки, как Ваня, куда- то,  моментально провалился в темноту. А когда  вдруг ярко зажегся свет, то он оказался в Большом театре, на балете «Отелло». В программке, которую он держал в руках, было написано, что авангардный спектакль-балето-драму поставил его конкурент, Вася Чемоданов…
   
 А когда после увертюры открылся занавес, то он обомлел, на сцене, в балетных пачках и рейтузах были его актеры… 
     Роль Отелло танцевал, хотя трудно назвать то, что вытворял 63 летний герой любовник Игнантий Кочаров, танцем…
    Он был весь в  гуталине и когда он в  позе efface, с приподнятой задней ногой, и вытянутой вперед рукой, противоположной опорной ноге, пыхтя и кряхтя, пытался  доскакать до Дездемонны, а та, на полупальцах с поднятой ногой под углом в  90 градусов шарахается  от него в другую сторону, Ваня замер… И восторженно подумал – ай да Вася, такое придумал…
   
 Досмотреть балето-драму ему не удалось… Разбудил будильник… И хотя Ваня не выспался, но настроение у него было превосходное. Он знал, как вернуть зрителя в театр. 
    В этот же день он собрал всю труппу и объявил о своем решении поставить в театре Отелло, но в авангардном стиле… Это будет балет, но со словами… И Отелло будет играть Игнатий Кочаров… На роль Дездемоны была  приглашена балерина провинциального театра со звучной фамилией  Медвежонкина…
На роль Родриго пригласили известного ловеласа Ручкина Степу, который, как он сам сказал, когда то занимался в балетной студии, и сыграть или станцевать Родриго для него раз плюнуть… 
   
Роль Яго досталась Илье Захребетному, который все подслушивал и доносил Опахалову. Сказать по честному Илюша был бездарь, каких свет не видывал, но из-за умения быть во всех дырках безмолвной статичной затычкой, Опахалов и держал его. Правда Ваня не представлял, как он будет выглядеть в балетных рейтузах и в пуантах. Ну, это детали, разберемся,- думал Опахалов.
   
 Так, далее роль Кассио он решил назначить Анатолия Щеточку… Он тоже почти ученый, поступил в аспирантуру  на психологический, но Мельпомена оказалась сильнее и он бросив учебу, в силу своего природного таланта корчить рожи гримасничать, вызывал в зрительном зале хохот. А в этой роли Анатолию придется сменить амплуа и стать серьезным… Надо человеку расти…
    Сенатором Барабанцио он хотел стать сам, но подумав, отдал эту роль Петру Квочкину, добродушному толстяку, который много лет играет одну и ту же роль, лакея, который выходит с подносом и говорит: -«Вот ваш кофий, барин»,- и гордо переваливаясь уходит…
   
И каждый раз у него эта фраза звучит по разному… Вот что значит –талант…
Женой Яго Эмилию будет играть жена Ильи Захребетного, Туся Захребетная… Болтушка и кокетка… Как раз для этой роли она годится как ни кто.
Так, кто там еще остался? Грациано, брат Брабанцио, Монтано , предшественник Отелло по управлению Кипром, Шут , в услужении Отелло,  и Бьянка , любовница Кассио.
   
 Ерунда… Грациано сыграет, спляшет или станцует  Демид Демидовский, новенький. Должен же он себя проявить как то.
    
Монтано достанется Грандевскому, он такой родовитый, у него осанка министра…
Шутом будет  Александр Тутышкин, он сам говорил, что обучался искусству клоунады, а ему все время даются драматические роли, где его все время бьют или убивают…
Ну и Любовницей будет… любовницей будет… Люся Россомахина… Ей играть такие роли не в первой… Опыта навалом.
   
 Распределив роли, Опахалов решил собрать их всех на первую читку… 
В зрительном зале собрались почти все исполнители. Не было Люси и Тутышкина. Говорять, они опаздают, потому что ведут какой то концерт… Ну, ладно… Семеро двух не ждут. Или одного… Не важно… Пора начинать. Опахалов оглядел зал, пристально посмотрел на каждого, кто сидел в зале, и начал…
   
-Други мои, мы приступаем к постановке эпохального, я не побоюсь этого слова, эксперимента, где впервые за всю историю балета и театра, эти два течения сольются, как «воды Арагви и Куры»… вдруг ляпнул Опахалов… Правда в голове у него уже зародилось сомнение, а правильно ли и к месту ли он привел эти строчки… Они вроде бы из другого произведения. Но отступать было поздно, и он продолжал:
   
 - Мы идем на беспрецедентный эксперимент в искусстве – соединяя драму и балет… То есть там где слов будет недостаточно, мы передадим эмоции через балетное Па… 
 
  Труппа загудела. Опахалов поднял руку в верх, требуя тишины…
   - Да, мы первые попробуем это… И я уверен, успех нас ждет… Я уже договорился с хореографом-балетмейстером помогать нам в репетициях. И он согласился, удивившись нашей творческой смелости…
   
 Затем Опахалов распределил роли.
   
 Особых возражений он не услышал. А потом решил коротко, чтобы напомнить сюжет, пересказать о чем пьеса…
 
  И так,- начал он,- действие начинается в Венеции. У дома сенатора Брабанцио венецианский дворянин Родриго, безответно влюблённый в дочь сенатора Дездемону, упрекает своего дружка Яго за то, что тот принял чин поручика от Отелло, родовитого мавра, генерала на венецианской службе.
   
 Опахалов вдруг встал на цыпочки и, задрав ножку, подскочил к Илюше Захребетному, игравшего Яго, схватил его за грудки и стал так яростно трясти, что казалось, еще мгновение, и голова Яго отвалится…
   
Потом он резко оттолкнул его и начал жестикулировать, делая не совсем приличные, а если быть точнее, совсем неприличные жесты…  Так он хотел показать силу упреков Брабанцио…
   
 Неприличные жесты раззадорили Яго-Захребетного, и он, шагом тореадора, подпрыгивая  и лупя себя по ляжкам и груди, вроде бы как начал оправдываться перед Брабанцио, типа, он и сам ненавидит своевольного африканца за то, что тот в обход Яго, профессионального военного, назначил своим заместителем (лейтенантом) Кассио, учёного-математика, который к тому же моложе Яго годами.

Яго намерен отомстить и Отелло и Кассио. Яго корчил рожи, тряс головой, подняв палец к верху подпрыгивал и потом крутил пальцем у виска. Потом опять хлопал себя по ляжкам и, скрестив руки на груди, громко свистнул. Ну, наверное, чтобы  показать этим свистом, что тому амба…
 
-И тут от препирательств просыпается Брабанцио., продолжал Опахалов.
Они с Захребетным взявшись за руки, и подняв правые ножки, подпрыгали к Брабанцио и начали его толкать, тянуть каждый в свою сторону. При этом Яго изображал женщину показывая на себе ее формы. Большая грудь, большие бедра… А Родриго при этом, изображал побег ее …  с мавром, делая при этом страшные глаза.
 
-Ну, как, понятно,- что мы вам сейчас показали… Готовьтесь, работа нас ждет трудная, но интересная…

 Труппа молчала и с недоумением смотрела то на Захребетина, то на Опахалова…
 
- Вы что курили,- вдруг спросила Туся Захребетная, - как я при моеи артрите и скалиозе буду дрыгать ногами и делать какие то па-ма-плие…
 
-Кому не нравится, выход вы знаете где… с трудовой,- грозно произнес режиссер Опахалов. Туся тут же села и что-то стала бубнить под нос.
 
-Ваня, а дальше то что происходит, расскажи, коротенько, - проблеял Петя Квочкин.
 
-Ну, значит так…По сюжету, ты, как бы в отчаянии, ты уверен, что твое дите стало жертвой колдовства… Хитрец Яго сливается, а Барбанцио и Родриго бегут, типа за караульными, чтобы с их помощью арестовать похитителя…
Я вижу тут шикарную массовку, они бегают, выкрикивают лозунги на пуантах и все время делают обороты Man;ge…

 А в это время,  Яго, типа, хочет помочь хорошему человеку, ябедничает Отелло, который только сто окольцевал  Дездемону, что ее  отец накушался винища и уже на всех парусах прет сюда чтобы начистить ему эфиопскую морду…
 
Но Отелло не трус. Он жестами говорит, что прятаться он не собирается, типа, он благородный мавр не желает скрываться.
 
 Короче, там какие то разборки с Доже, главой республики, мы это пропускаем, идем дальше…
 
А, вот… Идет заседание Совета у Дожа и тут впрыгивает гонец, кричит, полундра, братцы, на нас турки напали, хотят наш Кипр отобрать…
Отелло отправляют на войну с турками. А Дездемону – домой. Но не тут то было… Дездемона не хочет домой… Она хочет за своим героическим мужем… Как жена декабриста…

 -Потрясающе,- сквозь набежавшую слезу сказала балерина Медвежонкина… Я вся в нетерпении. Когда будем репетировать…
 
-Завтра и начнем,-сказал Ваня и победоносно посмотрел на онемевшую труппу. –Успех я вам гарантирую…

 И работа закипела…
 
Через три месяца театр Вани  Опахалова стал известным не только в масштабах области, но и пожалуй, в России. Его пытались переманить несколько столичных театров, но Ваня гордо говорил, что свое детище он не бросит…


Рецензии
Жаль, что не согласился Опахалов на столицу, я бы с удовольствием сходила на такой шедевр!)))

Дениза Эвет   02.06.2020 23:05     Заявить о нарушении