Дуб. Кора или корни

Однажды молодой человек, живущий недалеко от меня и так же как  частенько ездящий мимо одного из московских храмов на автобусе, подшучивал на людьми, которые, проезжая мимо церковного здания, не забывают неторопливо и, как ему кажется, демонстративно осеняют себя Крестным знамением. Мне тоже какое-то время казалось это коротеньким спектаклем, ориентированным на небольшой зрительный зал размером с автобус. Но и потом я стал припоминать интересные факты. Вспомнил академика Ивана Павлова, который в дореволюционное время не  был ни ревнителем православия, ни ярым монархистом. После революции этот знаменитый муж, по рассказам современником, стал публично носить царские ордена и останавливаться перед каждым храмом и не торопливо накладывать на себя крестное знамение. Еще вспомнилось, как один приятель восторгом рассказывал, как в Эфиопии перед храмом останавливается  автобус, и все пассажиры во главе с водителем как один крестятся, и только потом  автобус трогается и едет дальше. Задумался я  и получается, что этот вопрос можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, человек знает силу Крестного знамения и крестится, проезжает, молясь мимо каждого храма. С другой стороны, он выказывает свое отношение к православному храму, демонстрирует почитание, позиционирует себя как верующий человек. Для других это, несомненно, важно. Один подумает: "Вот псих", - другой посмеется, третий задумается: "А в этом что-то есть..." Получается, второе значение этого православного обряда: миссионерское. Люди не  желающие прикоснутся к православию или уставшие от  очень назойливых миссионеров, видят, что люди для чего-то благоговейно крестятся. Тут нельзя забывать и  о еще одной стороне этого действия: Крест это оружие, которое отгоняет силы тьмы, и если приподнять темный полог, то луч пробегает, пусть на короткое время, и может коснуться сердца и поменять многое в человеке. Конечно, мы не настолько светлы и уж точно не всегда светлы, но каждый должен в меру своих сил воевать данным ему оружием. Поэтому надо отгонять  свою иронию, превозмогать леность и чаще осенять себя Крестным знамением. И в личных целях, и в миссионерских, и в мистических. И такое маленькое действие напоминает нам слова: "Сим победиши..."
Но не только такие возвышенные мысли приходят на ум, когда размышляешь о проблеме Крестного знамения. Около церковные историки-истерики вопят, что  число православных христиан, которые ходят регулярно по воскресениям и праздникам  в храмы составляет 2-3% процента населения  России. Отсюда они утешают себя, мол, что эта страна, как и Запад, не христианская страна вовсе. Конечно, людей, которых в советское время называли религиозными фанатиками,  может только чуть побольше этих пресловутых 2-3 %. Но нам придется задать этим "статистам" скорее всего неприятный для них вопрос: "Какой процент в Древнем Израиле был таких фанатично верующих людей?  Насколько я понимаю, для правоверного иудея было достаточно посещать Храм всего три раза в год. А синагога иногда выполняла функции не только  и не столько молитвенного здания, сколько общественного и культурного. Или прикинем, как много мусульман регулярно ходит в мечеть, а не  только на большие праздники и выполняет общепринятые предписания ислама? Зато людей, приходящих в храм только на Рождество и Пасху, дружно высмеивают в православных анекдотах, не считая их даже верующими. Тут надо заметить, что сердце человека открыто только Богу и только Он знает, куда движется человек. И захожанин может стать глубоко верующим человеком и довольно в скорое время. И, кроме того, если на этот вопрос смотреть не с точки зрения личной веры, а точки зрения церковно-общественной, которая определяет позицию Православия в мире, то для нас становится важен любой человек, относящий себя к православной традиции.
Сегодня проходя по Ордынке, слышу, как молодая девушка кричит в трубку: " Я в Дивеево была". С удивлением видишь, как  молодой человек, что называется по виду культурный и образованный креститься на храм, и это несколько утешает. Другое дело, что  церковное общество растеклось по миру и далеко за границы нашей страны, но ядро наше весьма ослабело: Это православные старцы, монахи, достигшие определенного уровня святости, от которых исходит свет, который укрепляет в вере других людей. Таких стало совсем мало, если не сказать, что они вообще исчезли. В тоже время и перед революцией, и  в годы безбожия и совсем недавно такие светильники были. Что же происходит? Очевидно это из-за сильного и уверенного давления мира. Получается если "извести естественным путем" святых то христианство прекратится. Потому что не будет реального, всеми видимого, всеми осязаемого результата? А люди верующие или маловерующие, просто крестящиеся на храм, хоть и составляют неотъемлемую часть Церкви, Церковного организма, но если не будет живых святых, то Тело умрет. прервется золотая цепь, о которой писал преподобный Симеон Новый Богослов . Будет, прекрасная кора, будут молоденькие ветки, но дерево без корня умрет. Внутри постепенно превращается в труху и умирает. Но есть Бог - Солнце, которое животворит старое дерево своими лучами, а иногда даже и все зажигает вокруг, и дерево  может обогреть, но уголь хорошее удобрение, а повреждение больных участков способствует замене их здоровыми. Пожар  17 года укрепил Церковь - дерево дало новые корни. Кровь мучеников возродила Церковный Организм, тяжелая жертва только укрепила дерево.
Страшно же когда сушат, подрубают корни, умышленно, по глупости, или тайно, как вредительство, в качестве скрытой мести святым, и дерево начинает засыхать, не дает молодого плода, потому что отмирают корни. Можно укреплять обычай осенять себя Крестным знамением, кланяясь луковкам храмов с православными Крестами. Но мы не можем производить святых, не знакомы с  практическими навыками их изготовления. Мы можем выработать эти навыки только, когда будем их выращивать из себя. Но есть ли готовые идти по этому пути? Не ради славы, денег, ответственного поста, а ради любви к Богу. Надо ощутить, понять, что это такое. Для этого не хватит логического пути, нужно возлюбить Бога, вырастить любовь в себе. Чтобы с  преподобным Силуаном можно было воспеть: "Сердце мое возлюбило Тебя, и молю Тебя: дай мне до конца пребыть в любви Твоей; дай мне ради любви Твоей терпеть все скорби и болезни».
Андрей Болконский заметил старый дуб, казалось бы уже не живой, а через несколько дней увидел его ожившим, совсем зеленым. И все в нем было здорово и хорошо: и молодые зеленые побеги, и крепкие ветки, и морщинистая кора, и крепкий могучий ствол. Не доступны нашему взору внутренние части, плохо заметны и корни. И но и они были: без них дерева не могло бы быть, и они держали дерево. И все в нем было необходимо и кора, и, конечно, корни.
 


Рецензии