Бал-маскарад Джузеппе Верди

Размышления-фантазии об опере


По поводу «Бала» размышляла неоднократно. Вот снова начался очередной поток сознания. Мысли не привязаны к конкретной интерпретации – скорее, представлялся некий воображаемый спектакль, в котором нашли отражения мои мысли.

***

Ричард ведёт себя как ребёнок, который упивается внезапно свалившейся властью. Весь мир – для него! Ничего выдающегося ещё не успел совершить. Да и зачем торопиться – ведь вся жизнь впереди! Окружающих умиляет его беззлобный нрав. Вот только так ли он прост?

Амелия была не в заоблачной дали задолго до своей свадьбы. И вдруг воспылал Ричард к счастливой супруге своего друга. А, может, не вдруг? Влюбил в себя вполне целенаправленно – то стул подвинет, то поднимет платок… И вот уже её взгляд на себе поймал. Будь она свободной, Ричард вряд ли бы поторопился подарить ей обручальное колечко. Жениться-то зачем?

Ренато занят другими делами, жене внимания мало, видать, уделял. Почему бы не воспользоваться? Вот Ричард с детским простодушием и дал волю нахлынувшим чувствам. Ему явно не впервой начать ухаживать за замужней дамой. Что тут плохого – ведь из семьи не уводит и никакого насилия совершать не собирается. Вполне мог он рассуждать примерно так. Глубокой любви нет, хотя в своих чувствах юный герой волне искренен.

А что до всяких заговорщиков и прочих – зачем отвлекаться от радостей жизни из-за таких пустяков? Верные друзья рядом, всегда его спасут. А уж лучший друг Ренато и подавно не подведёт – не раз выручал, выручит и теперь. А пока можно к гадалке пойти ради развлечения. Это ведь так весело! Как, Амелия страдает от любви к нему? Вот так сюрприз!

Ренато тщетно надеется, что юный друг поумнеет. Смотрит на беспечность с высоты своего старшинства. Но рядом с Амелией в минуту её душевных терзаний никого не оказалось. Ренато выгораживал недостойного друга, а вот по-настоящему близкого человека оставил. В итоге во всём винит только себя. Ведь это он снисходительно смотрел на все похождения Ричарда, предупреждал его об опасностях, и вдруг такой удар в спину.

Как дальше жить? Делать вид, что ничего не произошло и по-прежнему защищать его? Или… Вот пойманных заговорщиков привели. Какая тут могла быть альтернатива? Покарать их со всей строгостью, хотя в душе уже понимаешь, что Ричард, мягко говоря, не безгрешен? Или… У Ренато, по сути, выбора не было.

Амелия – сильная, умная, гордая. Она прекрасно осознаёт, что страсть к легкомысленному юнцу недостойна её. Дело здесь не в формальной супружеской верности – Ренато ей ближе и дороже. Испытывала ли она прежде горячую любовь к своему супругу – сложно сказать. Однако кому-кому, но не Ричарду было создавать ему конкуренцию.

Собственные чувства к юному властелину ей непонятны. Чем он смог её прельстить? Не особенно верит она всяким гадалкам, но действует как будто под гипнозом. Сама не осознаёт, как оказалась ночью в столь страшном месте, а тут ещё Ричард… Она то защищается, то пытается вразумить его, как большого ребёнка, то вроде бы даёт волю нахлынувшим чувствам. При этом понимает, что вечно это продолжаться не может – не в её правилах отдавать себя во власть мимолётного порыва.

Всё же она сумела быть выше – и Ричард сам бы отступил перед высотой её души. Видимо понял, что рядом с Амелией ему делать нечего. Собственно, он сделал это, но слишком поздно. Успел невольно нанести удар своему другу. И сам поплатился, и заставил других терзаться от невыносимой боли.

Амелия и Ренато – это люди из одного мира, Ричард (и вторящий ему наивный Оскар) – из другого. Столкнулись два мира, и случилась катастрофа. Вне миров и времён – таинственная Ульрика. Кто она – не вполне ясно. Но она (невольно, а, может быть, вольно) столкнула две галактики.

И вот во цвете лет пришлось Ричарду умереть. Перед гибелью сожалеет, что и пожить не успел, и в историю войти не с чем. Бессмысленная смерть. Ренато не собирался выгораживать себя. Да, нанесёт удар, а потом сдастся правосудию. Сам вынес себе приговор – по его меркам абсолютно справедливый. Смерть была бы самой лёгкой карой, но ему уготована более тяжёлая участь. Теперь вместе с Амелией оплачет бесславную смерть юного друга, причиной которой стал он сам. Ричард, простив своих убийц, лишь увеличил эти мучения.

И уже не хочется выводить из этого какие-то уроки морали. Правых и виноватых здесь нет. Люди живут по разным нравственным законам. Для Ричарда любовь – источник мимолётного удовольствия. И вдруг пришлось платить по счёту. Прозрел, но поздно. Для Амелии и Ренато существует высший нравственный долг, а любовь – не игрушка, в которую можно поиграть между делом.

И вот чем всё обернулось.


Рецензии
Спасибо за поток,... то есть за ваши размышления-фантазии, Наталья.

М-дя. Не зря говорят, что знание делает свободным, но несчастным.
Если абстрагироваться от интерпретации с "музыкой, которая создана для вокала, и вокалом, как продолжением музыки (как кто-то выразился об оперном творчестве Джузеппе Верди), то особо и говорить не о чём.

"Сюжет оперы основан на истории убийства короля Швеции Густава III, но был сильно изменён по требованию цензуры. В настоящее время при многих постановках используются изначальные шведские имена" (взято из Википедии).

К прототипу ГГ Ричарда королю Швеции Густаву III, после двух совершенных им государственных переворотов и многих деяний, достойных века просвещения (создание той же шведской оперы, напр.), никак не отнесёшь ваш пассаж: " Ричард ведёт себя как ребёнок, который упивается внезапно свалившейся властью. Весь мир – для него! Ничего выдающегося ещё не успел совершить. Да и зачем торопиться – ведь вся жизнь впереди! Окружающих умиляет его беззлобный нрав".
Ни в либретто оперы ни в текстах оперных партий ничего подобного не обнаружил.

Пикантности облику прототипа добавляет то обстоятельство, что
"По воспоминаниям современников, по отношению к женскому полу Густав III выказывал абсолютное равнодушие. Вместе с тем он окружил себя молодыми фаворитами, так что министр юстиции Энгестрём негодовал, что своим примером король распространил в стране «грех мужеложства, который до сей поры был почти неизвестен в этих краях»" (в той же Википедии).

Совсем другие взаимодействующие миры представляются мне при прослушивании оперы. Опять господин-вельможа, воспылавший чувствами к чужой даме, стоящей на более низкой ступеньке иерархической лестницы, - было подобное в "Женитьбе Фигаро", в "Тоске" etc...

Лично мне и в случае с "Балом-маскарадом" Верди плохую службу служит знание сюжета исполняемого произведения, дополненное текстами на русском языке - иногда лучше вообще не знать содержания!
С учётом того, где, когда написано произведение, кому предназначалось для прослушивания, и подавно, только остаётся, что абстрагироваться от содержания-размышлений-фантазий и наслаждаться прекрасной музыкой и великолепным вокалом исполнителей.
Удач, здоровья, благополучия.
С уважением, Владимир

Пранор 2   11.12.2022 10:19     Заявить о нарушении
Владимир, и Вам спасибо!
Этот пассаж я когда-то написала для форума "Папагено".

Наталья Наумова Дель Ветти   11.12.2022 12:03   Заявить о нарушении
Спасибо за наводку на форум.
Уже пасусь там и встретил новые имена среди любимых мной сопранок.
Удач, здоровья.
С уважением, Владимир

Пранор 2   11.12.2022 22:56   Заявить о нарушении