Тщикское
- Собирайтесь! Поедем туда, где прошло моё детство!
Женечка с Ирусей принялись укладывать игрушки в чемодан с дырочками, в котором надеялись привезти щенка с Украины, потом решили везти его пустым - авось понадобится. Родина оказалась совсем рядом, в Адыгее. В путешествие взяли общую любимицу - немецкую овчарку Эльбу. Приехали ранним утром. Девочки ахнули: перед ними плескалось Кубанское море, пусть и не настоящее.
Из близких здесь остались папины двоюродные бабушки. Одной из них перевалило за сто лет. Она жила у чужих людей, купивших её усадьбу, в своей мазанке. Дети хозяев похвастались Женьке, что воруют деньги у старухи:
- Всё равно не заметит! Она недавно ослепла. Да и зачем они ей?
Зашли в хату. Под образами в полутьме на лавочке, застеленной серым рядном, сидела прабабушка Мария.
- Миша!
- Узнали? Сколько лет пролетело...
Старушка обернулась и посмотрела сквозь всех голубыми, как у Жениного отца, глазами, только чуть выцветшими. Рядом с ней крутилось веретено, за которым охотился полосатый котёнок. Мария, не вынимая прялки из рук, продолжала беседу:
- Как там Федосья? Здорова? Померла твоя бабка Арина, когда в армии служил. Не пожила в новых хоромах, что вы с батькой поставили. Да и тебе не удалось. Папка с мамкой к твоему брательнику подались, и ты туда же...
Она повернулась к тому месту, где висела икона с лампадкой и быстро перекрестилась.
- Мама твоя Феня сроду была неверующей. Не дала тебя покрестить. Помнишь, как сбежал от попа?
- Помню-помню. Баба Арина меня потом анчихристом обзывала. Мне года четыре было. Тогда и курить научился. С голодухи. Одна макуха, да табак. У нас его много в колхозе сажали. Как в церковь нас водили не забуду. Я сеструху Райку в бок ущипну, она в рёв, нас батюшка со службы - вон. А у бабки лозина наготове... Крепко мне доставалось. Да и было за что.
- Настырный, весь в Феньку, её порода.
Напоследок Мария спросила:
- На гармошке-то играешь? Ладно у тебя выходило.
- Играю.
После семейство Поповых отправилось к другой бабушке Акулине. Ей стукнуло за восемьдесят лет, но выглядела она гораздо моложе. Сестричек поразило то, как бабуля, закинув на плечи мешок с луком, отправлялась на рынок, где торговала овощами, выращенными на своих грядках. Рядом с огородами громоздились скифские курганы, в их раскопках отец сестёр принимал непосредственное участие, это было увлечением всех мальчишек в округе. Находки хранились в Эрмитаже. Маленький Мишка нашёл меч, несколько сосудов, один горшок из бронзы оставили для хозяйства - мать держала в нём масло, монеты, часть сбруи и другие артефакты. Казачьи станицы мирно уживались с черкесскими аулами, издревле населявшие эти земли. Отец рассказывал об их гордых нравах и обычаях. В бабушкином домике целую комнату занимало лимонное дерево, его корни уходили глубоко в пол, а крона упиралась в потолок. Своим видом благоухающий цитрус напоминал рождественскую ёлку, увешанную блестящими жёлтыми шарами.
Родители с детьми бродили по тенистым улицам, заросшим фруктовыми деревьями и виноградниками, по парку, посетили краеведческий музей. Отец навестил старых друзей.
На берегу водохранилища, по старинке называемого Тщикским, Женька с сестрёнкой набрали много ракушек. Так они называли створки перловицы обыкновенной. Моллюски развелись здесь в огромном количестве. Чемоданчик пригодился.
Свидетельство о публикации №219072501225
Юрий Курский 07.06.2020 15:49 Заявить о нарушении
Ирма Волкова 08.06.2020 14:09 Заявить о нарушении