Тщикское

     Однажды папа Жени скомандовал:

- Собирайтесь! Поедем туда, где прошло моё детство!

Женечка с Ирусей принялись укладывать игрушки в чемодан с дырочками, в котором надеялись привезти щенка с Украины, потом решили везти его пустым - авось понадобится. Родина оказалась совсем рядом, в Адыгее. В путешествие взяли общую любимицу - немецкую овчарку Эльбу. Приехали ранним утром. Девочки ахнули: перед ними плескалось Кубанское море, пускай и не настоящее.

   Из близких здесь остались папины двоюродные бабушки. Одной из них перевалило за сто лет. Она жила у чужих людей, купивших её усадьбу, в своей мазанке. Дети хозяев похвастались Женьке, что воруют деньги у старухи:

- Всё равно не заметит! Она недавно ослепла. Да и зачем они ей?

Зашли в хату. Под образами в полутьме на лавочке, застеленной серым рядном, сидела прабабушка Мария.

- Миша!
- Узнали? Сколько лет пролетело...

Старушка обернулась и посмотрела сквозь всех голубыми, как у Жениного отца, глазами, только чуть выцветшими. Рядом с ней крутилось веретено, за которым охотился полосатый котёнок. Мария, не вынимая прялки из рук, продолжала беседу:

- Как там Федосья? Здорова? Померла твоя бабка Арина, когда в армии служил. Не пожила в новых хоромах, что вы с батькой поставили. Да и тебе не удалось. Папка с мамкой к твоему брательнику подались, и ты туда же... Да ведь и мы не из этих краёв. Из Апшеронки, бежали оттудова, когда казачков наших гоняли. Были у меня ещё племяшки, Мотя и Маруся, тёзка моя. Сергея, их братика, горячка в могилу свела. Аринка-то на свадьбе гуляла с молодым хахалем. Посылали за ней... Рыдала потом, убивалась. И дочек не уберегла, красуни были. Погубил их отчим, ирод окаянный.

Она повернулась к тому месту, где висела икона с лампадкой и быстро перекрестилась.

- Сестрица потом всё грехи отмаливала. Да поздно. Внучат всех покрестила. Мама твоя Феня сроду была неверующей. Помнишь, как сбежал от попа?
- Помню-помню. Баба Арина меня потом анчихристом обзывала. Мне года четыре было. Тогда и курить научился. С голодухи. Одна макуха, да табачок. У нас его много в колхозе сажали. Как в церковь нас водили не забуду. Я сеструху Райку в бок ущипну, она в рёв, нас батюшка со службы - вон. А у бабуси лозина наготове... Крепко мне доставалось. Да и было за что.
- Настырный, весь в Феньку, её порода.

Напоследок Мария спросила:

- На гармошке-то играешь? Ладно у тебя выходило.
- Играю.

     После семейство Поповых отправилось к другой бабушке Акулине. Ей стукнуло за восемьдесят лет, но выглядела она гораздо моложе. Сестричек поразило то, как бабуля, закинув на плечи мешок с луком, отправлялась на рынок, где торговала овощами, выращенными на своих грядках. Рядом с огородами громоздились скифские курганы, в их раскопках отец сестёр принимал непосредственное участие, это было увлечением всех мальчишек в округе. Находки хранились в Эрмитаже. Маленький Мишка нашёл меч, несколько сосудов, один горшок из бронзы оставили для хозяйства - мать держала в нём масло, монеты, часть сбруи и другие артефакты. Казачьи станицы мирно уживались с черкесскими аулами, издревле населявшие эти земли. Отец рассказывал об их гордых нравах и обычаях. Например, русским парням нельзя было даже смотреть на адыгских красавиц. Зато мужчины с удовольствием соревновались в совместных скачках. В бабушкином домике целую комнату занимало лимонное дерево, его корни уходили глубоко в пол, а крона упиралась в потолок. Своим видом благоухающий цитрус напоминал рождественскую ёлку, увешанную блестящими жёлтыми шарами.

     Родители с детьми бродили по тенистым улицам, заросшим фруктовыми деревьями и виноградниками, по парку, посетили краеведческий музей. Им рассказали историю села Красногвардейского. После окончания Кавказской войны в эти края перебрались жители Курской губернии. Их участки располагались вдоль берега болота Тщик. Вокруг росли дубы. Переселенцы основали хутор, занялись раскорчёвкой леса под пашню, затем появилась первая маслобойня, мельница. К началу двадцатого века в селе начал действовать завод по производству черепицы, кузница. Открылась торговая точка. При советской власти провели гравийную дорогу,  построили школу, больницу. Отец навестил старых друзей.

     Из-за своего упрямства Женькин папа не поступил в институт, в отличие от своего старшего брата, выучившегося на инженера. Чтобы восполнить пробел в образовании, отец до старости много читал, штудировал языки, писал, став внештатным корреспондентом местной газеты. Дочь пополняла его библиотеку, привозила книги на английском, покупая их в лучших книжных магазинах. Михаил Афанасьевич радовался как ребёнок. Будучи беспартийным, папа имел утопически-коммунистические взгляды. Когда семья обзавелась собственным домом, он вернул государству трёхкомнатную квартиру, считая, что им лишнего не нужно. Отец всегда был атеистом, но перед смертью крестился. Умирал долго, мучительно, не желая мириться со страшной болезнью. Во время его похорон в конце лета стояла ясная погода. На поминках народ разговорился, вот уже послышался чей-то смех. Неожиданно поднялся сильный ветер, почти ураган, и перевернул накрытые столы во дворе. Евгения почти физически ощутила невидимое присутствие отца. Даже по ту сторону жизни он не хотел сдаваться. 

     На берегу водохранилища, по старинке называемого Тщикским, Женька с сестрёнкой набрали много ракушек. Так они называли створки перловицы обыкновенной. Моллюски развелись здесь в огромном количестве. Чемоданчик пригодился.

     Больше Поповы сюда не приезжали.


Рецензии
Южное место . Там наверное на Кубанском море сейчас какой нибудь санаторий построили .

Юрий Курский   07.06.2020 15:49     Заявить о нарушении
Нет, кажется там полное запустение, насколько я знаю...

Ирма Волкова   08.06.2020 14:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.