Мисима - высокая плата за эстетизм

Книги Мисимы читать легко и приятно, они идеально сбалансированы, похожи на точную математическую формулу или продуманную красоту картин прерафаэлитов. Наверное, такой эффект дает отношение к собственной жизни как к произведению искусства: идеальному роману или картине.

От "Цветущего леса" до сожженного храма

Мне очень нравятся ранние произведения Мисимы, тут подростковый, свежий взгляд на мир, предчувствие беды, которого не могло не быть у чуткого ребенка предвоенного времени. На мой взгляд, его отношение к собственному телу, биографии и творчеству во многом сродни эпатажу Оскара Уайльда, для которого тоже крайне важно было шокировать и восхищать современников. Писатель признавался, что описания жестокостей и убийств - средство избавиться от навязчивых идей в жизни. Мало кому повезло так увлекательно описать собственные фобии. Не думаю, что сложный дар Мисимы возник в результате трагических событий его жизни или исторического фона. В случае с талантом такого уровня сложно говорить, кто оказал большее влияние - он на мир или действительность на него.

Интересно, что после посещения жизнерадостной Греции он пишет "Золотой храм" - гимн красоте и смерти одновременно. Мраморные тела атлетов, пережившие века, воспевают жизнь, но задумчивому японцу они напоминают о смерти. Страх быть обыкновенным, опасение стать самим собой и не понравиться себе - достаточно естественные чувства для формирующегося характера, тем более для становления таланта такой величины. Однако метод борьбы со страхом у автора радикальный. Сложно сказать, что сложнее, научиться жить без прекрасного или придать чуду совершенство уничтожив его, но после прочтения этого романа начинаешь лучше видеть зыбкость и иллюзорность действительности. Мне очень нравится, как Мисима выстраивает линию уничтожения идеального от красивых ножен кортика до сожжения сверкающей мечты. В принципе, читатель подготовлен, финал не шокирует.

Любое произведение Мисимы динамично, книжку сложно отложить, эмоциональный накал практически не снижается. Герой находится на пьедестале (скорее даже на эшафоте), но финал часто возвращает его в мир обычного и банального. Так подчеркнуто сухо звучит "еще поживем" в "Золотом храме" и почти серо размышляет Юити о чистке туфель в скандальном романе "Запретные цвета". После гибели прекрасного борцы с ним не поднимаются на новую высоту, не выходят на путь просветления, они скорее освобождаются от оков.

Романы Мисимы, в отличие от творчества многих его соотечественников, не оставляют мрачного впечатления, заставляют пристальнее вглядываться в собственную жизнь, требуют от читателя полной отдачи, не разрешают оставаться сторонним наблюдателем красивого или отвратительного действия. Образы, создаваемые писателем, не эфемерны, его герои зримы и понятны, несмотря на романтический флер.

Думаю, что жизнь, творчество и печальный финал автора никогда не перестанут вызывать интерес как у любителей сенсаций, так и у поклонников его литературного дара. Многое, шокировавшее современников писателя, уже не поражает пресытившихся сенсациями потомков, тем ярче звучит музыка его книг.


Рецензии
Как же мне нравятся ваши описания, ваш литературный стиль! После этого отзыва мне захотелось прочитать Мисиму.

Алиса Агеева   06.08.2019 09:43     Заявить о нарушении