Крепким будет город тот...

О гербах Греции

 
Пифетер
...Афину ты забыл горододержицу?
Эвельпид
Да неужели крепким будет город тот,
Где вместо бога женщина копье и щит,
Как воин, держит, а Клисфен кудель прядет?

Аристофан. «Птицы».
Перевод А. Малецкого

Так в конце V в. до н.э. великий комедиограф Аристофан вышучивал символ Афин — изображение богини, святилище которой дало название городу. Древний миф объясняет выбор Афины покровительницей центра Аттики следующим образом: благодатным даром богини местным жителям стало ее копье, воткнутое в землю. Оно превратилось в оливу, плоды которой заменяли в каменистой стране хлеб и давали отличное масло. А бог Посейдон, также желавший стать покровителем Аттики, не смог убедить в своем первенстве ее жителей, вызвав ударом трезубца из скалы лишь струю соленой морской воды. Видевший эти чудеса первый царь Аттики Кекроп объяснил народу, что море плещется кругом, а вот оливы здесь никогда не было... Так появилось на Акрополе святилище Афины, а много позже знаменитый Фидий создал статую Афины Промахос (Воительницы), установленную так, чтобы верхушка ее копья была видна с кораблей, подплывавших к порту Афин — Пирею, и служила маяком. Изображение мудрой дочери Зевса появилось на знаменах, парусах, печатях и серебряных монетах, на оборотной стороне которых была отчеканена священная птица Афин — сова.

Само понятие город-«полис» было слито в архаической и классической Элладе с понятием государства, которое включало в себя городской центр («ойкос») и его округу («хора»). У каждого города-государства сложился свой общеупотребительный символ, связанный с образами богов — покровителей горожан — и их священными атрибутами. В Фивах это был Геракл, натягивающий лук, на острове Эгина — священная морская черепаха, в Элиде — орел Зевса Олимпийского и оливковый венок, присуждаемый победителям Олимпийских игр, в Аргосе — голова Геры в уборе царицы богов. Также символы могли напоминать о подвигах местночтимых героев. В Сикионе это была Химера, побежденная героем Беллерофонтом, в Псофиде — олень, связанный с культом героя-охотника Мелеагра. В фессалийской Ларисе символом города стала скаковая лошадь, поскольку ими славился север Греции (там же мифы поселили полулюдей-полуконей — кентавров). На монетах Коринфа изображался крылатый конь Пегас, связанный с уже упоминавшимся Беллерофонтом и покровителем города Аполлоном. Отличительным знаком Тиринфа стала палица Геракла, а знаком Дельф — святилища Аполлона — изображение самого бога, играющего на лире. Иногда эмблема была «говорящей» — объяснявшей название города (например, роза на эмблеме Родоса).
Позднее эмблемы полиса стали связывать с какой-либо местной достопримечательностью или историческим событием. Так, эмблемой аркадского города Мантинеи, где в IV в. до н.э. произошла ожесточенная битва между фиванцами и спартанцами, стала богиня Афина в боевом шлеме (прежняя эмблема — Одиссей с веслом в руке, согласно мифу, научивший местных жителей мореплаванию), новой эмблемой острова Родос стал знаменитый Колосс, а города Кносса на Крите — легендарный Лабиринт.

Прошли века. В Греции — стране, имеющей древнейшие в Европе символы городов, — средневековая геральдика, тем не менее, сложилась не вполне. Частая смена властей — византийских, латинских (крестоносцев), венецианских, турецких породила очень пестрые и кратковременные эмблемы. Характерны гербовые щиты Коринфа и Салоник (Фессалоники) XIV в. На первом — большой серебряный равносторонний крест, окруженный четырьмя такими же малыми крестами в красном поле (так называемый крест св. Иоанна), на втором — золотой крест в красном поле, окруженный четырьмя огнивами — византийскими по происхождению символами, означающими охрану святого креста со всех сторон от неверных и всякого зла. Вообще огнива имеют много толкований: полумесяцы, звенья разорванной цепи, четыре греческие буквы В, первые в словах «царь царей, правящий над царями». Завитки огнива напоминают греческую букву С (сигма) — заглавную в названии Салоник. Подобный герб с крестом и четырьмя С-образными завитками сложился в это же время (XIV в.) и в Сербии, где существует до наших дней. Герб Афинского герцогства был шахматно рассечён на красные поля и мех горностая (герб рода Роше).

Остров Родос с XIII в. был подчинен Ордену иоаннитов, а затем, до конца XVI в., оказался владением Венеции. С этим временем связывается средневековый герб острова и одноименного города Родос — серебряный, расширяющийся в концах крест в красном поле (крест св. Иоанна), попавший также на флаг Венецианской республики.
Иерусалимский крест — серебряный в лазоревом поле — стал в те же времена символом острова Крит и города Кандия (Ханья), это было отражением господства на острове рыцарей-крестоносцев. С конца XIX в., когда Крит добился автономии у османских властей, у острова появился крестообразный флаг с серебряным крестом в красно-голубом поле.
Тогда же был утвержден герб автономного острова Самос, на котором щит разделен на три части. В верхней — древняя эмблема — золотая голова льва в красном поле. Внизу — бык на лугу и пеликан со скипетром.

В новое время в Греции, ставшей независимой в 1821—1830 гг., долгое время не было официальных городских эмблем, хотя некоторые из них начали складываться как раз в XIX в. Эмблемы островов и их центров по кругу входили в общий герб Республики Семи свободных островов в 1800-1809 г.г. (Ионические острова и о.Китира), например, символ Керкиры - древний корабль, Закинфоса - треножник, Итаки - портрет Одиссея, Киферы - Афродита, всплывшая из морской пены в раковине).На медалях в честь начала греческого восстания в 1821 г. в городе Миссолунги (Месолонгион) изобразили архангела Гавриила, это объясняется тем, что восстание началось в праздник Благовещения — 25 марта. Постепенно это изображение стало восприниматься как символ города.
В период существования первого греческого правительства на Пелопоннесе (Морее) в Навплионе и Эпидавре использовались печати с изображением венков. Использовалась и эмблема Афин - статуя богини Афины с копьём, сова и оливковые ветви (1822-1829 г.г.).

Постепенно город Афины, провозглашенный в 1835 г. столицей Греции, становился общепризнанной европейской столицей, и в конце XIX в. здесь были возрождены его древние символы — изображения Афины в доспехах и головы богини в шлеме. Наряду с этим также бытовал герб (к 1890 г.), имевший форму непривычного для Греции норманнского щита: правящая королевская династия в стране была датской. На нем Афина изображалась в полный рост, серебряная в лазоревом поле (цвета национального флага), втыкающая в землю копье.
После 1917 г., когда в Греции первый раз низложили королевскую власть, столичный герб приобрел более «национальный» вид. Щит стал круглым — как античная печать или византийский щит. Появился ободок с древним орнаментом и надпись: «Народ Афинский», или Афинский дим — малая административная единица нома Аттика. Богиня с поднятым щитом — эгидой и копьем наизготове, как бы защищала город.
После установления в 1974 г. демократического строя в Греции и вступления ее в 1981 г. в ЕЭС геральдика страны постепенно унифицируется в соответствии с европейскими требованиями, сохраняя в то же время исторические черты. C 1995 г. эмблема Афин изображается с  бюстом богини Афины в шлеме в профиль, в обрамлении оливковых ветвей в окружности, с держащим внутренний круглый щит золотым крестом во внешнем лазоревом круглом щите, также окаймлённом оливковым венком. Внизу - синяя лента с надписью "Дим Афинский".
 
А на  современной эмблеме Пирея, древнего порта Афин, который давно стал фактической частью греческой столицы, но сохраняет отдельный статус, изображён портрет Фемистокла - государственного деятеля и полководца древних Афин, с именем которого связано создание сильного военного флота и победа в битве при Саламине. Именно Фемистокл в 483 году до н.э. подал мысль об основании новой афинской гавани в Пирее как более удобном месте по сравнению  с имевшимся портом Фалеры. Памятник Фемистоклу находится рядом с портом и вокзалом Пирея. Статуя же его боевого союзника - царя Леонида - символ эмблемы современной Спарты.
Здесь приводятся и некоторые из других современных официальных городских эмблем. В основном они имеют круглую форму с изображением древних символов. Так, на современной эмблеме Салоник (с 1984 г.)изображен Александр Македонский и имеется надпись: «Народ (дим) Салоник».  Кавалу символизирует изображение Филиппа Македонского, чья резиденция, Филиппы, находилась поблизости. Символом первого города, основанного Александром Македонским — Александруполиса во Фракии — конечно же является сам Александр. Портрет Демокрита из Абдер и древняя эмблема этого города - лошадь и копьё поместили на современную эмблему Ксанти. Профиль речного бога Стримона - знак города Сере.
В современном Коринфе в первой половине ХХ века на гербовом щите города на фоне флаговых бело-голубых цветов Греции изображался Беллерофонт. Но новый герб возвратил "на место" древнюю эмблему - коня Пегаса, который теперь парит в навершии. А вот щит остался западного типа, заострённый внизу; на нём теперь изображается капитель коринфской колонны, появившейся именно здесь, на Истмийском перешейке, в IV веке до н.э. Пегас с древних монет - и в гербе Левкады.
Эмблема Аргоса - волчья голова. Вспомним стихи Софокла ("Электра"):
Перед тобою древний Аргос - родина
Ио, гонимой оводом неистовым...
А это - Аполлона волчье торжище,
Волкоубийцы-бога, стад хранителя...
Волос - крупный город и порт современной Фессалии. Это - древний Иолк(Иолкос), из которого, согласно мифам, начинали своё плавание аргонавты. И на эмблеме города незадолго до олимпийских соревнований 2004 г. появился корабль "Арго", построенный из фессалийских сосен. Древние изображения кораблей вообще используют многие города страны, где многие века основными путями сообщения были морские: Керкира, Тинос, Эретрия. Щит с кораблём, щитодержатели-воины и 23 звезды по числу полисов, воевавших с персами в 480 г.до н.э. - это, конечно же, герб Саламина. Над триерой - призыв из трагедии Эсхила "Персы" - "Вперёд,  сыны Эллады!" Внизу - девиз:"Общая свобода и демократия".
Эмблема Янины - полукруг древнего театра и портрет византийского императора Юстиниана I, при котором город достиг наивысшего расцвета.Также античный театр и лошадь с местной тетрадрахмы - на знаке Лариссы. Нимфа Геркина - символ Ливадии (Беотия).
Знак Хиоса - изображение сфинкса с женской головой - характерный элемент древних памятников острова, и амфора с хиосским вином. Символ Патр - профиль мифического героя Патрея. Голова Колосса Родосского (Аполлон или Гелиос) - эмблема Родоса. Лира Митилены напоминает о том, что остров Лесбос - земля Сафо и Алкея.
Критский административный район — Айос-Николаос — избрал в соответствии с названием (город Святого Николая) христианский символ — голубку, а также солнце и паруса в море. Внизу круглой эмблемы — надпись: «Бьющееся сердце Крита». Символ Ретимно - два дельфина. А Ираклион имеет на эмблеме грифона с древних монет. Также два дельфина и трезубец бога морей Посейдона - в круглом гербе Пороса, похожая эмблема - у Превезы в Эпире. Старинный мост через реку Арахтос символизирует соседнюю Арту.
Святая Екатерина в обрамлении лаврового венка на фоне греческого флага - эмблема Катерини. Монастырь Метеора - визитная карточка Калабаки.
Есть эмблемы, связанные с обретением Грецией заново независимости. Так, в знаке Каламаты (Мессения) - дата начала именно здесь греческого восстания - 23 марта 1821, оливковая ветвь и церковь Ипапанди.
Административный регион монастырей Афона — Айон-Орос (Святая Гора) — выделяется в Греции особо. Его символ напоминает о древней Византии — черный двуглавый орел в золотом поле. Это герб Палеологов — последней императорской династии, при которой оформилась своеобразная монашеская республика — Афон.


Рецензии