Огненный меч языка

Огненный меч языка

Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

          Я - внезапный излом,
          Я - играющий гром,
          Я - прозрачный ручей,
          Я - для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая -
Все пойму, все возьму, у других отнимая.

          Вечно юный, как сон,
          Сильный тем, что влюблен
          И в себя и в других,
          Я - изысканный стих.

К. Бальмонт.


Святой апостол Иаков(Яков) сравнивает орган человеческий речи – язык с огнем, который, даже будучи очень маленьким, может зажечь очень много вещества. Апостол говорит, что наш язык, хоть и небольшой орган, но многое делает и «…в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. (Язык -) …это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3.5-12).


Речь – это не просто сочетание  звуков, отражающих наше состояние и движение мысли.
      Речь есть выражение содержания самой сути человека - его души или сердца.

        В Священном Писании говорится: «…исходящее из уст - из сердца исходит»
                (Матф.15.18).

     Наш язык – это своеобразный «генератор» энергий: энергий нашего сердца и души.




Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.
Весенний луч, играющий по дверце.
В нем Та, что приняла не взмах меча,
А семь мечей в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.
Кукушка. У колодца молодицы.
Зеленый луг. Веселый хоровод.
Канун на небе. В черном — бег зарницы.

Костер бродяг за лесом, на горе,
Про Соловья-разбойника былины.
«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный грозд рябины.

Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. Тоска острее стали.
Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
Ярит борзых и гончих доезжачий.
Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?
Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

Я снаряжу тебя в далекий путь.
Из тесноты идут вразброд дороги.
Как хорошо в чужих краях вздохнуть
О нем — там, в синем — о родном пороге.

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
В размах грозы сцепляются зарницы.
К Царь-граду не ходил ли наш Олег?
Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

И ты пойдешь дорогой Ермака,
Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
Тебя потопит льдяная река,
Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

Поняв, что речь речного серебра
Не удержать в окованном вертепе,
Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.

Гремучим сновиденьем наяву
Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
Венчая полноводную Неву
С Янтарным морем в вечном договоре.

Ты клад найдешь, которого искал,
Зальешь и запоешь умы и страны.
Не твой ли он, колдующий Байкал,
Где в озере под дном не спят вулканы?

Добросил ты свой гулкий табор-стан,
Свой говор златозвонкий, среброкрылый,
До той черты, где Тихий океан
Заворожил подсолнечные силы.

Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
Как радуга над нашим водоемом.
Ты в черный час вместишься в малый вздох.
Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

К. Бальмонт.


 Это такой «генератор», который может работать только в двух режимах: либо созидательном, либо разрушительном.

                Слово может исцелить, слово может убить...


Апостол Павел говорит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (4.29)

«Несовершенства» можно так сказать, нашей речи имеют одну природу - это разновидности нелюбви(отсутствие высшей любви) , злословия или просто зла,завести, то есть самых страшных и мощных смертоносных действий, которые только могут быть в нашем мире... Тех, что разрушают нас самих и наш мир...
редко человеческое сердце и уста, наше слово и язык являют собой источник действительно благой речи или, как сказано в Писании, «сладкой воды»"медовые уста" , а   чаще всего человек изливает из себя потоки "грязи" или "горькой воды" .
 Речь человека прямо отражает его внутреннее состояние: богатство или нищету его души, верность или извращенность чувств и мыслей, правильное или ложное мировосприятие. Об этом ясно сказано в Священном Писании: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук. 6.45). Брань человека нам откровенно демонстрирует – какая грязь находится у него в душе!
 «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Марк 7.21-23).
 В сердце сквернослова – зло, мрак и невежество. Бедное сердце – и уста бедные.
Медовые уста, или медовая речь- есть дар медовый "сот сердца". В красоте которого скрыта божественная Мудрость-исток Истины.
Дар речи – это дар способности достичь богоподобия, быть богом по благодати. Бог – Сам Истина и говорит Истину.
Если храм вашей души чист и красив. И Огонь являет место быть. То слово, дитя рождённое красотой вашей мысли.  Творит сию красоту наяву, созерцая дивный Храм во всем сущем...и сердцем единясь с сим, рождает мир божественного света и любви...

               Истина открыта сердцу полненому радости и любви...

                ***

Я с каждым могу говорить на его языке,
Склоняю ли взор свой к ручью или к тёмной реке.

Я знаю, что некогда, в воздухе, тёмном от гроз,
Среди длиннокрылых, меж братьев, я был альбатрос.

Я знаю, что некогда, в рыхлой весенней земле,
Червём, я с червём наслаждался в чарующей мгле.

Я с солнцем сливался, и мною рассвет был зажжён,
И солнцу, в Египте, звучал, на рассвете, Мемнон.

Я был беспощадным, когда набегал на врагов,
Но, кровью омывшись, я снова был светел и нов.

С врагом я, врагом, состязался в неравной борьбе,
И молча я вто;рил, сражённый: «О, слава тебе!»

И мной, безымянным, не раз изумлён был Сократ.
И ныне о мудром, со мной, обо мне, говорят.

Я с каждым могу говорить на его языке,
Ищи меня в небе, ищи меня в тёмной реке.


К. Бальмонт.


Речь- есть меч Огненный...

            ***
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу – зренье
Или актёру – голос и движенье,
А женщине прекрасной – красоту?

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами –
Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

А.Ахматова.


     Марина Цветаева
 «Ох, речи мои морочные»

...Ох, речи мои морочные,
Обронные жемчуга!
Ох, реки мои молочные,
Кисельные берега!

          ***

Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.

Планетами, приметами, окольных
Притч рытвинами… Между да и нет
Он даже размахнувшись с колокольни
Крюк выморочит… Ибо путь комет –

Поэтов путь. Развеянные звенья
Причинности – вот связь его! Кверх лбом –
Отчаетесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарём.
Он тот, кто смешивает карты,
Обманывает вес и счёт,
Он тот, кто спрашивает с парты,
Кто Канта наголову бьёт,

Кто в каменном гробу Бастилий
Как дерево в своей красе.
Тот, чьи следы – всегда простыли,
Тот поезд, на который все
Опаздывают…
         – ибо путь комет

Поэтов путь: жжя, а не согревая.
Рвя, а не взращивая – взрыв и взлом –
Твоя стезя, гривастая кривая,
Не предугадана календарём!


                2

Есть в мире лишние, добавочные,
Не вписанные в окоём.
(Нечислящимся в ваших справочниках,
Им свалочная яма – дом).

Есть в мире полые, затолканные,
Немотствующие – навоз,
Гвоздь – вашему подолу шёлковому!
Грязь брезгует из-под колес!

Есть в мире мнимые, невидимые:
(Знак: лепрозариумов крап!)
Есть в мире Иовы, что Иову
Завидовали бы – когда б:

Поэты мы – и в рифму с париями,
Но выступив из берегов,
Мы бога у богинь оспариваем
И девственницу у богов!


                3

Что же мне делать, слепцу и пасынку,
В мире, где каждый и отч и зряч,
Где по анафемам, как по насыпям –
Страсти! где насморком
Назван – плач!

Что же мне делать, ребром и промыслом
Певчей! – как провод! загар! Сибирь!
По наважденьям своим – как по мосту!
С их невесомостью
В мире гирь.

Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший – сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!

Марина Цветаева.




Рецензии:


Замечательная Тема, ведь так часто люди говорят не то совсем, что хочет сказать их сердце, Высшее Я, там в чаше накоплений живут главные слова, а добрые созидательные оберегающие творящие крылатые слова от чистого искреннего сердца всегда являются Красотой и Оберегом и Бальзамом Исцеления, Вдохновением, Покровом лучистым, родниковой ключевой водой простоты! Пусть услышат своё Сердце! Ведь сердце должно петь и гармонично колокольно звенеть!\\


Рецензии