Что же такое клинковое оружие?

Классификация оружия вещь достаточно сложная. Причем может быть на самых разных принципах. Я считаю, что делить его надо по признакам, влияющих на применение и технику владения. Для начала надо понять, что такое клинок. Разбирая самые разные клинки, ищем наиболее общие признаки. И получаем, что клинок - это пластина, имеющая заточку, то есть место, когда её толщина уменьшается до нуля. Сама по себе пласти;на — тело, ограниченное двумя параллельными плоскостями, расстояние между которыми, называемое толщиной пластины h, которое мало по сравнению с его другими размерами . Причём пластина не обязательна быть из металла. Но обычно это именно металл - другие материалы редко обладают необходимым комплексом свойств. Но саму пластину надо бы как то удерживать, что бы совместить её с механической системой организма. И тут клинковое оружие можно поделить на две огромные категории:

1. Собственно клинковое, где удерживается за продолжение клинка.

2. Штанговое, где между хотя бы одной точкой захвата и клинком есть иной материал. Например дерево. Или тот же металл, но соединённый например заклёпками или иными методами сборки конструкции.

Теперь посмотрим на пластину. Клинковое оружие может иметь заточку по одной, двум или даже трём граням - не забываем. что остриё - тоже грань, когда толщина сходит до нуля. И пластина должна обладать некими свойствами. Для чего нужна пластина? Для передачи кинетической энергии оружия на некую площадку, где создаёт критическое давление, приводящее к разрушению мишени. Но она же сама должна выдерживать весьма высокие нагрузки. И саму пластину можно разделить на :

1. равномерную, то есть, если выбирать в ней равные объёмы, которые так же будут иметь одинаковый вес, то расстояние между ЦМ этих объёмов или равные или отличаются незначительно.

2. С акцентированной массой, то есть у пластины есть некое количество единичных масс, расстояние между которыми резко отличается от остальных. Это может быть или из -з изменения габаритов пластины или из-за разного материала, имеющего иную плотность.

3. Плавно сбегающая. То есть когда расстояние между ЦМ единичных объёмов изменяется незначительно, но по плавной кривой.

4. Комбинированная.

Что нам даёт такое деление? Это позволяет куда проще разбираться с так называемым моментом инерции. У каждого простого тела он свой, а вот их сочетание рассчитывается по достаточно простому алгоритму. То есть это просто деление на простые тела. Так, у прямого стержня есть замечательное свойство: при ударе на границе 1/3 длинны, возникший момент сил заставляет тело вращаться вокруг конца стержня, удалённого на 2/3 длинны от точки удара. То есть мы не получим удара в точке захвата. Не будет так называемой отдачи. Что самое забавное - точка удара стержня не зависит от точки расположения ЦМ. Но точка удара и ТМ разнесены, так что они образуют пару сил, которая изгибает клинок. И противостоять этому клинок должен. Иначе он просто разрушится. И получаем нашего первого и главного героя: боевой клинок, который способен выдержать самые большие нагрузки, которые позволяют ему преодолевать защитные свойства средств индивидуальной защиты. Снизить нагрузку на клинок можно сблизив точку удара и ЦМ. В пределе мы получим топор: у него масса сосредоточена в головке, располагаясь прямо над точкой удара, а куда более лёгкая рукоять куда меньше влияет на инерцию. Это резко снижает нагрузку на конструкции. Ну пока не ударишь не головкой, а рукоятью, что часто приводит к поломке.

Другой крайний случай - сосредоточение массы в точке захвата это короткий нож, кинжал и кастет, который так же может иметь как рубящее, так и колющее лезвие.

При этом оба варианта не требуют именно только рубящего удара, как топор - им так же можно нанести весьма мощный колющий удар., а если это большой боевой трезубец, или алебарда , то это будет основной удар данным трезубцем и весьма важным для алебарды. А вот кинжалом можно нанести рубящий удар. И тут появляется круговой мах. То есть нанося рубящий удар в точке контакта мы останавливаем руку, которая наносила мах и позволяем клинку провернутся вокруг запястья. По закону сохранения момента импульса, импульс сохраняется, то есть при таком ударе в клинке возникает новый центр, момента импульса. который при круговом движении выполняет роль массы. Почему? Единичный объём имеет массу и некий рычаг, произведения которых и создаёт момент инерции. А их сумма и образуют результирующий момент. И при достаточном подкуруте кистью, точка удара и точка момента могут практически совпасть, что резко повысит КПД удара и снизит нагрузку на клинок. Причём не зависимо от расположения центра тяжести. Так предельная реализации этих конструкций кистень и кнут, которые оба работают именно на данном принципе. Хотя оба не клинковые... Но вот если у кистеня могут быть колющие острия, а у кнута твёрдый острый кончик. То можно и считать их клинками.Условно. Но эти примеры как раз и говорят о том, что очень важен шарнир. Для клинков в точке захвата. И данная техника предполагает четыре варианта реализации:

1. Плотная посадка на рукояти, которая позволяет воздействовать на клинок просто вращением.

2. Особое устройство свободной рукояти, которая позволяет осуществлять подобное воздействие мизинцем и безымянным.

3. Пальцевая техника управления клинком. Обычно предполагает диагональный хват и встречное воздействие указательного и мизинца с безымянным.

4. Двуручный хват.

Всё это ведёт к четырём разным вариантам конструкции:

1. Плотная посадка характерна для ранних средневековых мечей и многих индийских клинков. Как вариант - наличие колец, штырей и прочих устройств для воздействия на клинок, в том числе и хват через гарду или поперечник.

2. Классическая сабельная рукоять, с отгибом черена вниз и зацепом.

3. Вот тут нет ни чего сложного в устройстве рукояти, правда она должна быть намного длиннее.

4. Ну и классические двуручные мечи или штанговое оружие.

Таким образом мы можем разделить клинки сразу по двум признакам: расположение центра баланса и устройство рукояти.

1. Центр тяжести сильно смещён вперёд. В пределе это топор и булава. Оба вида оружия могут иметь разного типа лезвия, но механика удара у них одинакова. Клинковое оружие такое создаёт с использованием расширения лезвия, изгибом лезвия, утолщением лезвия. Всё это смещает ЦТ вперёд, сближая точку удара и ЦТ, повышая КПД и снижая нагрузку на лезвие.

Конкретные варианты реализации в боевых клинках: меч фальшион, сабля с расширением - елманью, изогнутые сабли. У менее прочных клинков нечто такое появляется как шашка и мачете. У ножей данный тип распределения называется тесак.

2. Сабельная рукоять. Ну тут даже особо разбирать нечего: от прямых сабель - например палашей, до самых классических турецких.

3. Классические мечи эпохи высокого Возрождения. Или же для штангового оружия - так называемые фехтовальные копья или ассегаи. Глефы и прочее. прочее, прочее... Это просто необозримая группа.

4. Двуручники. Всё, что удерживается двумя руками. От копья, до двуручного топора и меча.


Как видим - ни чего особо сложного: стоит только выбрать несколько важных признаков и всё.


Рецензии