Микрочип

…Сейчас, когда вот уже двадцать лет всё человечество живёт в непрекращающемся кошмаре, многие стараются вспомнить и понять, когда же всё это началось?
Точно сказать не могу, но расскажу вам про своего двоюродного брата. Как мне кажется, он многое знал, да, к сожалению, уже никому ничего не сможет рассказать.

Двоюродный брат по линии матери. Жил он с моей тётушкой, рано овдовевшей, в одном из не столь отдалённых от столицы городков, так и застывших, кажется, в середине прошлого века.
Парень он был очень смышлёный, с самого детства. Очень любил разные механизмы, радиоприёмники и прочую электронную технику. Когда дети его возраста собирали деревянные пирамидки и бросались в песочнице собачьими какашками, брат раскурочивал радиолы, часы, различные бытовые приборы, стараясь вникнуть в их внутреннее устройство. Раньше, чем начал курить, стал писать программы для компа.
Пошёл он после школы в какой-то технический ВУЗ, окончил его, кажется, даже с красным дипломом. Рано женился, рано и развёлся. Работал в какой-то инженерной конторе, потом в другой, затем я долго не знал, где он и что с ним.
Наконец, вернулся он в родной городок, тем более, что мать, моя тётушка, стала часто хворать и ей понадобился постоянный уход. Жили они в небольшом, но уютном деревянном доме постройки ещё довоенной. Брат начал работать на дому. Занялся он ремонтом бытовой и компьютерной техники. А, поскольку таланты его были в этом деле несомненны, клиенты появились, и достаточно быстро. Известность его росла, и технику привозили из районного центра и даже! Столицы. Кроме того, он дистанционно обслуживал несколько фирм в плане программного обеспечения, писал программы, делал ещё что-то по компьютерной части. В общем, доходов вполне хватало для них с матерью и, конечно, для пополнения и расширения его лаборатории - мастерской. Чего там только не было! Часть приборов осталось ещё от отца, часть он купил на барахолках, что-то собрал сам.
Где-то за неделю до страшного исхода, я заехал к тётушке. В этом городке у меня были кое- какие дела, и моя матушка просила передать привет сестре, с приветом вручить некоторые гостинцы, и просто зайти на чай.
Я посидел с тётушкой, попил чаю и поинтересовался, где же теперь братец?
- Да где же ему быть? У себя в мастерской.
Я прошёл в половину дома, полностью занятую лабораторией брата. Он и спать предпочитал в тут же, в углу стоял небольшой диванчик.
- О, Макс, привет! Ты как раз вовремя. Я тут открыл такую штуку…  Брат был чрезвычайно возбуждён, очки сползли на нос и он постоянно поправлял их рукой. Столы до невозможности заставлены разобранными до основания механизмами, в которых с трудом угадывались различные бытовые приборы, от утюга до микроволновки. Смартфоны, электронные часы, и много чего ещё там было…
Я присел на край стула рядом с заставленным столом.
- Понимаешь, меня давно мучила одна странная догадка… Ремонтируя разные бытовые устройства, я постоянно натыкался на одну странность, но только сейчас её осознал и задумался.
- Задумался, зачем ломаешь технику? - Начал я троллить брата. Он даже не заметил, кажется.
- Во всех ныне выпускаемых электронных приборах есть кое-что, чего там быть не должно. И я не могу понять. Пока не могу понять, зачем это нужно.
Он снял со стола скелет утюга и положил его под настольную лампу.
- Смотри. Вот печатная плата с необходимыми элементами. Для утюга много и не нужно, так, кое-какие регулирующие детали и всё. Но гляди.- Он вынул печатную плату с радиодеталями из утюга и перевернул её.
- Вот. Полюбуйся.
- Что здесь интересного? Я с преувеличенным вниманием и любопытством приблизился к брату.
- Внизу печатной платы установлена микросхема. Вот видишь, такая небольшая, буквально с ноготь мизинца?
На печатной плате, действительно, был припаян чёрный плоский параллелепипед, и, насколько я разбирался в радиотехнике, он вполне соответствовал моим представлениям о микросхемах. По периметру детали шёл ряд контактов, много контактов, впрочем, как и положено микросхеме.
- И что здесь необычного?
- А! Сейчас объясню. Начну с того, что она в конструкции вообще не нужна. И при её удалении, вот гляди,- он достал небольшую коробочку, в которой лежало штук десять таких же точно пластиковых штучек, только выпаянных из приборов, с аккуратно, рядами торчащими контактами.
- Так вот, при ИХ удалении, прибор продолжает работать, как ни в чём ни бывало! Более того, в конструкции всех приборов, которые я изучил, эта микросхема обычно спрятана глубоко, и найти её можно, только если специально искать.
Честно говоря, возбуждение брата мне не передалось, но я решил остаться и дослушать до конца.
- Ещё странность. Никакой маркировки на них нет. Я подробно изучил при разном увеличении. НИЧЕГО. Ни страны – производителя, ни марки, артикула, заводского номера, ни че го.
- Ты хочешь сказать, что такие чипы есть во всех приборах? И все они одинаковые?
- Точно так. От наручных часов до холодильника. В холодильнике, правда, найти такую штуку сложнее. Деталей больше. А про комп или монитор и говорить нечего. Я не нашёл никакой закономерности в месте установки этих микросхем. В разных приборах они располагаются в узлах, отвечающих за разные функции. Такое ощущение, что они находятся там сами по себе и ничем не управляют!
- А зачем же они нужны?
- Вот!!! – Брат вскочил, прошёлся по проходу между столами, достаточно театрально вороша свои густые волосы. – Вот в чём вопрос! (Ну, точно Гамлет…).
- Я изучил их полтора десятка, но не могу найти ответа. Тут есть у меня пара приборов, (я усмехнулся, ибо меня окружали пара сотен приборов), так вот, я сейчас прозваниваю одну из этих микросхем, и пытаюсь разобраться с её устройством. Вот, гляди…
Одна из микросхем, действительно, была припаяна в середине квадратной доски, окружена другими радиодеталями, и подключена к зловещего вида ящику с множеством индикаторов, мигающих совершенно бессистемно.
- Так, может, вскрытие покажет?- я продолжал свой троллинг.
Поверх очков брать посмотрел на меня как на клинического идиота. Но быстро спохватился, поняв, что имеет дело с полным дилетантом, вздохнул и терпеливо начал:
- если её разрезать, ничего, кроме множества транзисторов, которые здесь настолько мелкие, что нужно смотреть под микроскопом, ты не увидишь. Вся загадка в том, чтобы понять, что за операции она в конечном итоге выполняет. Вот этот прибор, - он указал на мигающий ящик, - опрашивает микросхему и предлагает ей различные комбинации управляющих сигналов с частотой, почти равной привычной частоте работы чипа. Его задача- установить тип входящего сигнала и алгоритм работы самой микросхемы… Ну, простыми словами, определить, что за сигнал подаётся на вход и что получается на выходе. А ещё проще, что она делает в приборах.
- А просто так, для красоты, они не могут устанавливаться?- никак не мог я успокоиться.
Брат пропустил мимо ушей мои слова и продолжал:
- ещё странность. Мне удалось установить две необычности. Первое - в каждом чипе есть свой автономный источник питания. Ну, батарейка то есть. Причём, батарейка крошечная, но очень ёмкая. То есть, если отключить прибор от сети, ну, возьмём тот же утюг, который не подключён к сети постоянно, то микросхема сохраняет питание. А при включении в сеть, питается от сети и подзаряжает свою батарею.
Второе. Вот пока я не пойму, но есть признаки того, что … Только сейчас не удивляйся, ладно? Так вот, есть признаки того, что эти чипы могут управляться с помощью радиосигнала и сами передавать информацию.
Я поперхнулся.
- Утюг с выходом в интернет? Может, это части системы «умный дом»? И это, действительно, нужно для дистанционного управления?
- Сначала я так и подумал. Но вряд ли. И потом, зачем, в таком случае, прятать их так глубоко? Вполне возможно, что и они обладают способностью передавать некий сигнал. Я сканирую постоянно несколько частот, но пока безрезультатно. Похоже, что если сигнал и исходит от них, то он появляется спонтанно, и достаточно краток. И поймать его на множестве возможных частот невозможно. Я, конечно, разработал один алгоритм и сейчас проверяю его…
- Да, появилось это явление лет десять назад. Вот, я беру более старые приборы, и ни в одном не удаётся найти ничего подобного. Обычные приборы, в которых можно каждую деталь описать и проверить.
- Скажи, а это только в китайских приборах?
- Отнюдь. Повсеместно. Вот, смотри,  «сделано в Германии». Вот, якобы, из США. Понятно, что сейчас всё делается в Китае, но вот тебе, к примеру, бразильский прибор. Бразильцы точно в Китае ничего не выпускают, у них своих бедняков девать некуда. А чип точно такой же.

Покидал я дом тётушки, нагруженный какими-то консервами для матушки, какими-то вышивками и информацией брата. Я не скажу, что сильно задумался над увиденным и сказанным им, но был озадачен. Впрочем, ненадолго.  Деловая текучка быстро освободила меня от мыслей о странных радиодеталях.
Звонок раздался в вечер субботы.
Звонил брат. Он был настолько возбуждён, что начал заикаться, как это часто бывало в детстве.
- Макс, срочно приезжай. Я нашёл! Я понял, что это и для чего они нужны. И кто ими управляет! Приезжай скорее. Я не могу говорить по телефону.. . Потому что…- Он перешёл на зловещий шёпот.- Мне кажется, ОНИ меня нашли.
- Кто?
- Приезжай скорее!- связь прервалась, я пытался перезвонить, но абонент сделался недоступен. Я позвонил тётушке, но она тоже была отключена.
Я объяснил ситуацию дома, заказал такси (субботний вечер, вы же понимаете… За руль уже строго не рекомендовано), и поехал к брату.
Неладное и тревожное я увидел уже при въезде в городок.
Зарево над тем местом, где должен был быть дом тётушки.
Такси пробралось насколько можно близко к дому, вернее, тому, что с ним происходило.
Я выскочил из машины и стал продираться через толпу зевак, полиции и пожарных.
Дом был объят пламенем, которое возвышалось метров на десять выше конька крыши. Присутствовали все необходимые спутники большого пожара - оглушительный треск лопающегося дерева, нестерпимый жар, отлетающие в разные стороны горящие части, клубы искр, меховые шапки дыма и прочие спецэффекты…
С ужасом я услышал от зевак, что жильцы остались в доме…

************************************************

… Дом сгорел до фундамента, вместе со всеми пристройками и садовым домиком. Соседние дома пожарные непрерывно поливали водой, так что они не пострадали.
Тётушка и брат остались там…
Я впоследствии общался с пожарными экспертами, с полицией, давая показания как ближайший родственник (который смог оказаться поблизости). Эксперты были поражены тем, что им удалось установить. Вернее, НЕ УСТАНОВИТЬ. Не удалось понять, откуда начался пожар. По словам специалистов, картина была такой, как будто вспыхнуло во множестве мест в доме. Во множестве бытовых и электронных приборов… И дальше у дома не было шансов.
Почему же не спаслись брат и тётушка?
Страшный ответ на этот несложный, но важный вопрос мне дали немного позднее, после тщательного исследования останков людей и дома…
Я не говорил, что у брата был кардиостимулятор? Так вот, он просто взорвался внутри тела, разворотив грудную клетку задолго до того, как до трупа добрался огонь.
А тётушка сидела перед телевизором и смотрела любимый сериал, когда старый, массивный, недавно капитально отремонтированный в мастерской, телевизор разлетелся на куски, ранив её осколками кинескопа и не оставив возможности спастись…

Макс Димур.
20 июля 2019 года.


Рецензии