Воспоминания об Олимпиаде-80

Для большинства  жителей Советского Союза Олимпийские игры в Москве в 1980 году были одним из самых важных событий этого високосного года.  К Олимпиаде готовились не только спортсмены, тренеры, спортивные функционеры и государственные мужи, но и все болельщики, в которых превратились на время Олимпиады почти все жители СССР.

Часть соревнований Олимпиады-1980 проводилась в других городах Советского Союза, а именно: парусная регата стартовала в Таллине; предварительные игры и четвертьфиналы футбольного турнира состоялись в Киеве, Ленинграде и Минске; соревнования по пулевой стрельбе прошли на стрельбище «Динамо» в подмосковных Мытищах.

Как зрелый мужчина, к тому же с детства увлекающийся спортом, я не мог пропустить репортажи с Олимпийских игр. Поехать в Москву у меня возможности не было, поэтому я решил максимум внимания уделить телевизионным просмотрам соревнований из столицы.  Для этого я специально взял отпуск на июль, чтобы смотреть Олимпиаду, и в перерывах между репортажами начать делать ремонт квартиры, которую получил годом раньше. Дом был новый, опытные люди советовали начать ремонт не ранее, чем через год, чтобы дом устоялся.  За прошедший год я сумел купить нужные материалы, и с первым днем отпуска приступил к ремонту. Мне в этом помогал мой отец,  очень мастеровитый человек, хотя и учитель по профессии. Но он был селянин, которого научили премудростям многих мужских обязанностей еще в детстве.

Для тех, кто не помнит, скажу, что в конце 1979 года наши войска были введены в Афганистан по просьбе местного правительства. Это официально, на самом деле наши спецназовцы устранили президента Афганистана Амина, посадили на его место своего ставленника Кармаля, который и попросил ввести войска для подавления сопротивления своему правительству.  Для советских людей это было секретным, а вот западные страны о всех обстоятельствах знали, расценили как агрессию, и в отместку призвали игнорировать участие своих спортсменов в Олимпийских играх в Москве.  Сейчас мы знаем, что ввод наших войск и затяжная война были спровоцированы, и решение о вводе, принятое на заседании Политбюро под давлением Андропова и Устинова, было ошибочным, но так или иначе, разрядке в международных отношениях наступил конец, и «холодная война» обострилась. 

Так или иначе, но на Олимпиаде не приехали многие делегации западных стран – США, Великобритании, ФРГ, Франции и ряда других (всего более 50 стран).  Некоторые спортсмены из этих стран принимали участие в нейтральном статусе, в честь их побед поднимали не государственный флаг их страны, а флаг МОК, где на белом полотнище было пять переплетенных колец, символизирующих дружбу спортсменов 5 континентов. Одним из таких спортсменов был бегун на средние дистанции англичанин Себастьян Коэ, сейчас президент международной федерации легкой атлетики.  Точно также в статусе нейтральных спортсменов выступали наши олимпийцы на последних зимних Олимпийских играх в Южной Корее.

Естественно, отсутствие многих сильнейших спортсменов мира в некоторых видах спорта снизило уровень результатов, показанных на Олимпийских играх. В частности, не самые высокие результаты были показаны в некоторых видах легкой атлетики, в плавании, в баскетболе. Но это, пожалуй, и все виды спорта, где сказалось на результатах отсутствие сильнейших спортсменов. Ведь в те годы спортсмены СССР, ГДР и других стран демократической ориентации занимали в мировой табеле о рангах ведущие позиции, немцы из ГДР устойчиво побеждали сборную США в неофициальном командном зачете.  20 миллионов немцев против 200 миллионов американцев, а выступали лучше.

Как вы понимаете, большая часть строительных материалов для ремонта размещалась в квартире, и проход между листами ДСП, нагромождений банок с краской, плиткой и всяких других материалов был ограничен, но это не мешало освободить место для дивана, кресел и телевизора напротив, и вся наша семья смотрела открытие Олимпиады. Правда, маленькая дочь не очень долго выдержала, да и сыновья лишь временами выглядывали, чтобы увидеть, как будет зажжен олимпийский огонь в чаше на стадионе. 

Символом любой олимпиады является олимпийский огонь. 19 июня 1980 года, ровно за месяц до открытия Игр, олимпийский огонь по традиции был зажжён в греческой Олимпии. Общая протяжённость эстафеты составила 4992 км. Длина этапа эстафеты по территории Греции — 1170 км (проходил через Олимпию, Афины, Дельфы, Ларису, Верию, Сере, Промахон). По территории Болгарии огонь преодолел 935 км (София, Пловдив, Шипка, Плевен). Длина румынского этапа — 593 км (Бухарест, Плоешти, Фокшаны, Яссы).

5 июля 1980 года огонь пересёк границу Советского Союза в районе посёлка Леушены Молдавской ССР. По территории СССР огонь проделал путь в 2294 км. В Молдавской ССР огонь побывал в таких городах как Кишинёв, Бельцы, Единцы и другие. В Украинской ССР маршрут пролегал через Черновцы, Винницу, Житомир, Киев, Полтаву, Харьков. В РСФСР путь эстафеты лежал через Белгород, Орёл, Курск, Тулу, Чехов, Подольск.

В Москве, где этап эстафеты составил около 54 км, факел встретили на развязке Минского и Можайского шоссе, затем огонь пронесли через Триумфальную арку на Кутузовском проспекте, на площади 50-летия Октября прошла торжественная церемония с участием представителей МОК, спортивных федераций, администрации Москвы. Ночь перед открытием Игр огонь провёл в здании Моссовета на улице Горького. В день открытия огонь пронесли по проспекту Маркса, Волхонке, Метростроевской улице, Комсомольскому проспекту, после чего факелоносцы направились в Лужники.

Есть смысл рассказать о том, как был устроен факел с олимпийским огнем, на каждой Олимпиаде он был разный.  Разработку дизайна и устройства факела Олимпиады-80 вначале поручили японской компании, являвшейся одним из спонсоров московских Игр. Но предложенный вариант факела в форме тростника не понравился,  и ответственное задание перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу имени Климова. Японцы извинились и выплатили неустойку в 30 тысяч долларов.

Факел Олимпиады был разработан в рекордно короткие сроки, за один месяц. Художники Мухинского училища разработали дизайн факела, а на заводе имени Климова под чутким контролем Бориса Тучина собрали.
В первых вариантах факела было решено использовать канадскую модель поджига — на жидком топливе со сменяющейся головкой. Но затем конструкцию изменили на газовую — факел имел ёмкость со сжиженным газом, продуманную систему смешивания его с воздухом и защиты горения пламени от порывов ветра. Так как на солнце газовое пламя было прозрачно и плохо видно, в верхней части имелось место для ампулы с оливковым маслом для придания огню красивого розового оттенка и ароматизации. Факел был достаточно удобным и технологичным: 550 миллиметров в длину и весом 900 грамм. Материал: алюминий, сталь, газовый баллон из капрона.

Первым на стадионе в Лужниках появился трёхкратный олимпийский чемпион Виктор Санеев, который внёс на стадион факел с олимпийским огнём. Сделав круг по дорожке стадиона, он передал факел советскому баскетболисту, олимпийскому чемпиону-72 Сергею Белову.

Над рядами Восточной трибуны возникла импровизированная дорожка из белоснежных щитов. Белов пробежал по ней, подняв пылающий факел высоко над головой. От имени всех участников олимпийскую клятву произнёс герой Игр в Монреале гимнаст Николай Андрианов, а от имени судей клятву принёс прославленный советский борец Александр Медведь. На информационном табло стадиона появилось изображение советских космонавтов Леонида Попова и Валерия Рюмина. Они из космоса обратились с приветствием к олимпийцам и пожелали им счастливых стартов.

Одна за другой национальные олимпийские команды проследовали по беговой дорожке стадиона в традиционном марше приветствия. Лорд Килланин, председатель Олимпийского комитета, поблагодарил приехавших, несмотря на бойкот, атлетов. Затем Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев объявил XXII летние Олимпийские игры открытыми.

В танцевальных и спортивных сюжетах церемонии открытия, длившейся около 3-х часов, участвовало свыше 16 тысяч спортсменов, самодеятельных и профессиональных артистов. Комментировали церемонию Валентина Леонтьева и Александр Каверзнев

Естественно, все эти 3 часа открытия Олимпийских игр я наблюдал по телевизору. Но не в цветном изображении, а черно-белом, и всей красоты открытия Олимпиады я оценить не мог. Но, тем не менее, оценил усилия нашей страны, чтобы красочно провести открытие Олимпиады, дающей старт соревнованиям уже на следующий день после открытия.

Одним из первых видов, в котором соревновались спортсмены, была командная гонка велосипедистов на 100 км.   Понятно, что с учетом  семичасовой разницы во времени между Хабаровском и Москвой все вечерние соревнования мне доводилось смотреть ночью. Я смотрел репортаж с гонки, когда почувствовал, что в моем организме происходят какие-то непонятные явления.  Заболела спина. Вначале я подумал, что слишком натрудил её днем, когда мы с отцом укладывали ДСП на пол,  и много времени приходилось работать в наклоне.  Но потом понял, что это не радикулит и не прострел. Боль становилась все сильнее и сильнее, и я был вынужден разбудить жену, она постучала по спине, я понял, что симптом Пастернацкого положителен, и что это почечная колика. Она была первой в моей жизни.  К тому времени, когда приехала скорая помощь, я был готов лезть на стену от боли.

Дальнейшие несколько дней мне было не до Олимпиады.  Обследование показало, что у меня камень в правом мочеточнике, требуется операция.  Потом подготовка к ней в течение пары дней, операция, послеоперационный  период, и лишь дней через восемь я впервые подошел к телевизору в холле урологического отделения.  Но многим лежащим в отделении женщинам Олимпиада была неинтересна, они смотрели свои передачи, кинофильмы, поэтому я пошел в ординаторскую. Врачи знали, что я врач, что парторг другой крупной больницы, что полтора года назад меня сватали в главные врачи этой больницы, поэтому никто не возражал, когда во второй половине дня и вечером я приходил в ординаторскую и смотрел репортажи с олимпийских арен.

Сейчас, почти через сорок лет после той Олимпиады, много стерлось с памяти. Но что-то осталось, вот этими воспоминаниями я и хочу поделиться. Сразу хочу сказать, что Олимпиада-80 прошла триумфально для наших спортсменов.  Общее число медалей составило 195, из  них 80 золотых медалей Ю 69 серебряных и 46 бронзовых медалей, причем они были завоеваны во всех видах спорта на этих Олимпийских играх. Это был самый большой улов на летних Олимпийских играх за всю их историю.  Конечно, отсутствие некоторых  выдающихся спортсменов из-за рубежа  повлияло на число завоеванных золотых медалей, как и на следующей 1984 года в США, которую бойкотировали уже спортсмены социалистического лагеря. Но Олимпиада  1988 года в Сеуле, где собрались все сильнейшие,  показала, что в мировом спорте доминируют спортсмены из социалистических стран, в первую очередь СССР и ГДР.

А пока я радовался победе нашего велосипедиста Сергея  Сухорученкова в групповой гонке у велосипедистов, второй после триумфа Виктора Капитонова на Олимпиаде-60 в итальянском Риме.  Хотя наши легкоатлеты и победили в некоторых видах легкой атлетике, в частности в спринте, но это были не полноценные победы, потому что сильнейших не было.  Но вот в других легкоатлетических дисциплинах выступали все сильнейшие, и серебряная медаль нашего Виктора Санеева в тройном прыжке после трех побед на предыдущих Олимпиадах меня расстроила, хотя золото досталось нашему спортсмену.  Радовался я и победам пловца Владимира Сальникова на дистанциях 400 и 1500 метров вольным стилем,  потому что он побил олимпийские рекорды на обеих дистанциях, а на полуторке и мировой рекорд.

Внимательно я следил за соревнованиями штангистов. Наша сборная выставила сильнейших, решил даже тряхнуть стариной знаменитый Василий Алексеев, двукратный олимпийский чемпион, обладатель 80 мировых рекордов в тяжелом весе.  Он три года не выходил на соревновательный помост. И это сказалось, он не поднял начальный вес в рывке, получил «баранку», как говорят штангисты.  Но все равно звание сильнейшего осталось в нашей команде. После побед Юрия Власова,  Леонида Жаботинского (дважды) и Алексеева (дважды) олимпийским чемпионом стал Султан Рахманов.  «Забаранил» и олимпийский чемпион Давид Ригерт, а вот Юрик Варданян из Армении выступил феноменально. Выступая в категории до 82,5 кг, он выиграл золотую медаль, установил пять мировых рекордов и первым из средневесов поднял по сумме двух упражнений 400 кг (180 кг в рывке и 220 в толчке).

Оставаясь лидером в своей весовой категории в течение следующего олимпийского цикла, Юрик Варданян был явным фаворитом и Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, но не смог принять в них участие из-за решения политического руководства СССР о бойкоте Игр советскими спортсменами. Выступая на соревнованиях «Дружба-84», вновь 5 раз по ходу одного турнира бил мировые рекорды, а установленный им рекорд по сумме упражнений (405 кг) в дальнейшем так и остался непревзойдённым вплоть до 1993 года, когда Международная федерация тяжёлой атлетики изменила границы весовых категорий. Этот результат был на 50 килограмм больше того, что показал победитель Олимпиады в Лос-Анджелесе Петре Бекеру (Румыния).

Я был огорчен, что проиграли наши баскетболисты, уступившие сборной Югославии. Тогда у нас была хорошая сборная, но югославская оказались лучше.  Но затот порадовали наши волейбольные дружины, и мужская под руководством тренера Вячеслава Платонова, и женская, которую готовил тренер Николай Карполь, тогда еще совсем молодой.  Он до сих пор тренирует команду «Уралочка», уже 50 лет, как он встал у руля этой команды из Свердловской области.  Воспитал за эти годы не одно поколение известных всему миру волейболисток, в том числе гениальную Катю Гамову, двукратную чемпионку мира.

Проведение Олимпиады в Москве затушевало трагическое событие – смерть Владимира Высоцкого. Но, несмотря на это, проводить в последний путь талантливого артиста, поэта и исполнителя  пришло очень много москвичей, особенно с учетом того, что многие москвичи по просьбе городских властей уехали за город, на дачи, или в гости к родственникам. Для это работающим давали очередные отпуска.

Перед закрытием Олимпийских игр я попросил меня выписать, хотя функционировал свищ из правой почки, держалась субфебрильная температура,  и было повышенное СЭО. Все это свидетельствовало о том, что в организме есть какая-то инфекция. Но решил, что мне надо проконсультироваться у своего коллеги, лучшего по лечению хирургических инфекций в городе хирурга Лени Жесткова, и не ошибся.  Назначенное им лечение помогло. Но это случилось уже после закрытия Олимпийских игр.  Его я смотрел у себя дома.  Незабываемое зрелище! Особенно когда в небо поднимался олимпийский мишка, и на трибунах такой же мишка заплакал.  А потом все наблюдали, как потихоньку уменьшалось пламя олимпийского огня, и, наконец, он совсем погас. Очень сильное впечатление такой финал произвел на всех болельщиков в мире, всех, кто был на трибунах Лужников и у экранов  телевизоров. А песня Пахмутовой и Добронравова, которую спели Анциферова и Лещенко, навсегда вошла в сокровищницу мировой песенной классики.

Через несколько лет я оказался на всесоюзном  съезде рентгенологов в Таллинне. Нам показали, где проходили соревнования Олимпийской регаты, где горел олимпийский огонь в 1980 году. Все очень функционально и удобно,  сделано со знанием специфики этого вида спорта.  Побывал я и на олимпийском гребном канале в Крылатском, тоже уже после Олимпиады. Там созданы все условия для тренировок и соревнований, только вот наши гребцы уже давно не радуют своих болельщиков.  Впрочем, как и другие спортсмены в большинстве видов спорта. Ни легкоатлеты, ни штангисты, которые были в советское время одними из сильнейших в мире, не радуют своими результатами.  Об Олимпиаде в Москве, давшей толчок развитию спорта в СССР, в «демократической» России мало упоминают, как и о спорте вообще.  И наша российская сборная  по количеству золотых медалей на летних Олимпиадах чаще третья-четвертая, а не первая, как это было все годы, пока существовал Советский Союз.  И это лично меня, в прошлом активного спортсмена и болельщика, удручает.


Рецензии