В ногу со временем

ПОЭТ ЮРИЙ ЛЕБЕДЕВ
Забытые литературные имена

Журналист и поэт Юрий Михайлович Лебедев родился 8 августа 1920 года в Курске в семье служащих. Здесь же прошло его детские и школьные годы. Как сообщает самый известный исследователь литературной жизни Курщины Юрий Александрович Бугров (1935-2017) в книге «Литературные хроники Курского края», учась еще в третьем классе, Юра Лебедев начал писать стихи. Естественно, до газет и журналов они не дошли, но старт его творческой деятельности дали.
После окончания средней школы Лебедев поступил в Курский педагогический институт, который, как известно, начал функционировать с 1934 года, сразу со дня образования самой Курской области. Будучи студентом, продолжал заниматься стихосложением. Окончив институт, работал учителем истории в одной из школ Курска, где его и застигла война. Но судьба так сложилась, что он, хотя и попадал по возрасту под мобилизацию в действующую армию, на фронт не попал, а после освобождения Курска в феврале 1943 года от немецко-фашистских войск стал корреспондентом газеты «Курская правда». И первые его стихи были напечатаны в этой газете уже в июле 1943 года, когда ему было около 23 лет.
Первенцем же его поэтического творчества стало стихотворение-песня «Авиационный тыл», опубликованное 7 июля, в самый разгар Курской битвы. А 19 сентября 1943 года, когда Курская битва была победоносно завершена и курянам стали известны некоторые эпизоды подпольной и партизанской борьбы земляков, в «Курской правде» увидела свет маленькая поэма Юрия Лебедева «Вера Терещенко». Надо полагать, что поэма стала первым художественным произведением о дмитриевской подпольщице и партизанской разведчице, подвиг которой соразмерен с подвигом Зои Космодемьянской. Затем последовали стихотворения  «Стойкость», посвященное Герою Советского Союза Ивану Королькову, и «Ни шагу назад!», посвященное памяти земляка-курянина, сержанта Чернышевского, напечатанные, соответственно, 8 и 27 октября все того же 1943 года.
Чтобы почувствовать вкус и оправданный пафос поэтического слова начинающего поэта, увидеть его знание основных правил и норм стихосложения и поэтики, умение пользоваться инструментами поэзии, процитируем строки из песни «Авиационный тыл» и из поэмы «Вера Терещенко».
Ведёт самолёт на посадку пилот,
Побыв и в бою и в грозе,
И знает, что здесь на земле он найдёт
Заботу и ласку друзей.
Припев:
Семьёю братской
Все мы живём,
По-сталинградски
Врага мы бьём.
Мы люди точного труда
На летном поле,
В победе лётчика всегда
Есть наша доля.

Понятно, что это были слова из песни «Авиационный тыл», а следующие строки из начала и окончания поэмы:
 Я не был раньше с Верою знаком:
Не знаю, как жила она, как пела,
Как волосы с упрямым хохолком
Причесывать волнистые умела.

***
Товарищ, будешь в Дмитриеве, знай:
Убили Веру здесь, и памятью о ней
Пусть будет твой удар по ворогу сильней
В часы атак, в фронтовое ненастье.
За смерть их бей! За слёзы – бей!
За наше прерванное счастье.

Как видим, поэт, кроме идеологической подоплёки, патриотичности и историчности, приемов драматургии,умело владеет разными приемами стихосложения. Если в первом случае больше мелодичности, музыкальности и маршевой размеренности стиха, то во втором –  значительное место занимает лирико-эпическое повествование, переход из одного стихотворного размера в другой, использование дополнительных строк в строфе, пауз и дольников. Но объединяет их одно – высокий патриотический накал содержания, любовь к Родине, к боевым товарищам, ненависть к врагу, искренняя вера в победу.
Важным показателем поэтического роста Юрия Лебедева стало появление осенью 1946 года его стихов в первом послевоенном сборнике курских авторов «Стихи о войне», напечатанном в Курском книжном издательстве. В сборнике карманного формата на 76 страницах под твердой обложкой были небольшие подборки стихотворений Н. Истомина, Н. Корнеева, А. Куликова, В. Москаленко, Л. Шелест, А. Щелокова. И, естественно, Ю. Лебедева, предоставившего такие произведения, как «Письмо», «Баллада о фронтовике», «Метель», «Так умер командир» – о подполковнике С.Н. Перекальском, «Мы не забудем!», «Идут, бредут фашисты в Курск».
Вот заключительные строки из стихотворения «Письмо», в котором один курянин сообщает другому об увиденном в только что освобожденном от немцев Курске:
…Девичий труп, застывший на морозе,
Пустых окон заснеженный оскал
И знак орла на высохшее берёзе,
С которой немец кору ободрал.
Мне этот вид запомнился отныне,
На сердце лёг людского горя груз.
Я не могу не побывать в Берлине,
Когда за мной разбитый немцем Курск.

А эти, хватающие за душу и перехватывающие дыхание строки из стихотворения «Так умер командир»:
Февральский день…
Мороз, метель…
И дыма тающего тень
Над городом вдали.
Мы шли.
Мы шли вперёд. За каждый спуск
Мы дрались яростно с врагами,
И всё яснее перед нами
Вставал далёкий Курск.

И хотя сборник вышел небольшой, но его тираж был приличным – 5435 экземпляров. Следовательно, он попал во многие библиотеки и школы Курской области и стал доступен широким слоям населения. Удивительное дело: Курск еще не восстановлен после тяжких ран войны, еще вокруг следы от бомб и снарядов, улицы завалены кирпичами и мусором, дома – без крыш, потолков и окон, о чем, кстати, пишет Лебедев, а стихи уже идут в народ, воодушевляя, одухотворяя, облагораживая, подвигая на созидание!
Стихи Лебедева, как и всех авторов этого сборника, не только патриотичны, но и добротны в плане стихосложения.
После выхода сборника «Стихи о войне» Юрий Лебедев на целое десятилетие удалился от активной литературной деятельности. По крайней мере, до 1957 года его произведений ни на страницах «Курской правды» и других газет, ни на страницах «Курских альманахов», издававшихся с 1950 года, где печатались Н. Истомин, Н. Корнеев. В. Москаленко, не появлялось. Впрочем, возможно именно в это время им в Курском книжном издательстве были опубликованы небольшие книжечки для детей «Операция «Поиск», «Весёлая работа», «Чудо-теремок» и «Если мама на работе», о которых иногда говорится в биографических справках о нем в некоторых коллективных сборниках. В пятидесятые годы издание детских книжечек в 12 или 16 страничек было не только политикой, но и практикой Курского областного книжного издательства. Бралось какое-либо произведение автора – стихотворение или небольшой рассказ – густо снабжалось черно-белыми иллюстрациями, печаталось на малом количестве страничек, одевалось в нарядную в два-три цвета рубашку-обложку – и книжечка готова. При этом тираж ее мог быть в несколько тысяч экземпляров. Подобным образом были изданы детские книжки поэта Николая Корнеева, которых, кстати, как и детских книжек Лебедева, в Курской областной научной библиотеке имени Н.Н. Асеева тоже в «полном составе» не отыскать, лишь в личной библиотеке его сына-поэта сохранились. Время и человеческое безразличие неумолимы… К тому же не стоит забывать, что произведения Лебедева с аналогичными книжечкам названиями публиковались в курских газетах. Например, 9 мая 1961 года в «Молодой гвардии было опубликовано стихотворение «Когда мама на работе», а 7 октября 1967 года в «Курской правде» – рассказ «Операция «Поиск».
В 1957 году в Курском книжном издательстве вышел первый номер иллюстрированного рисунками сборника для детей «Радуга». Открывало этот сборник стихотворение Лебедева «Буква М». А несколько ниже были еще два его стихотворения – «Печка» и «Солнечный зайчик».
Важным моментом, на мой взгляд, являлось то, что в сборнике приняли участие Евгений Носов, Фазиль Искандер, Егор Полянский, Михаил Колосов, Федор Голубев, Наталья Овчарова, Александр Говоров, Михаил Горбовцев, Виталий Буханов, Иван Демьянов – все в недалеком будущем известные в России писатели. Были и другие авторы, в том числе участник Великой отечественной войны Николай Немцев.
В этом же году в Курском книжном издательстве увидел свет и литературный альманах «Простор», в котором было лирическое стихотворение Юрия Лебедева «Ночной трамвай», в котором дается картинка ночного Курска.
В эту пору у трамвая
Шум иной и ход быстрей –
Мчит он лихо, рассевая
Полукружье фонарей.

Необходимо отметить, что в «Просторе» приняли участие более двадцати курских авторов. Среди них Н. Корнеев, М. Козловский, И. Юрченко, Н. Истомин, В. Москаленко, Е. Полянский, Е. Носов, Ф. Голубев, М. Лейбельман, В. Афанасьев, М. Сушков, Г. Тимошина, А. Ищенко.
Но самым важным событием в творческой жизни Юрия Михайловича все же стало появление его персонального сборника басен, фельетонов и сатирических стихотворений «Медвежий штат». Сборник вышел в мягкой обложке тиражом – 5000 экземпляров. На 60 страницах сборника не менее двадцати басен, составляющих первый раздел, и десять фельетонов и сатирических стихов, оставляющих второй раздел.
Среди басен назовем хотя бы некоторые: «Медвежий штат», «Барсук», «Индюк», «Вол», «Медведь страхуется», «Два сапога – не пара!», «Не тот ярлык», «Чиж с претензиями», «Петух критикует», «Пчела и Муха», «Овца», «Сорока», Скворец» и другие.
Второй раздел составляли сатирические стихи «Скоро, да не споро», «В анкету глядя…», «Федот не тот», «Работяга, «Вельможа», «Жестокий критик», «Пал Палыч бушует», «Чуткость», «Лицо мещанина» и «Его мораль».
На появление «Медвежьего штата» вскоре отреагировал поэт и член СП СССР с 1957 года Николай Юрьевич Корнеев, опубликовавший 1 февраля 1958 года в «Курской правде» рецензионную статью «Два сборника».
«Недавно областное книжное издательство выпустило сборники басен и сатирических стихов «Слово и дело» В. Москаленко и «Медвежий штат» Ю. Лебедева», – пишет он в статье, вводя читателя в курс дела. А далее, уже непосредственно о детище Лебедева сообщает: – «Медвежий штат» – первый сборник сатирических стихов Юрия Лебедева, но автор не нуждается в скидках на это. Из строфы в строфу ощущаешь его дарование, крепнущее мастерство». И проводит краткий анализ отдельных басен и стихотворений с цитированием понравившихся строк, но мы остановимся все же на сказанном выше, ибо в этих словах всегда сдержанного на похвалы поэта – признание способностей и таланта Лебедева. А это дорогого стоит!
Следующий выпуск альманаха «Простор» осуществился в 1958 году, в том самом году, когда в Курске по инициативе известного в СССР писателя Валентина Владимировича Овечкина была учреждена Курская писательская организация – областное отделение Союза писателей РСФСР. Основой организации стали писатели Валентин Овечкин, Михаил Колосов, Федор Певнев, Михаил Горбовцев, Михаил Обухов, Николай Корнеев, а первым руководителем был избран бывший юрист Михаил Колосов. В 1958 году к ним добавился поэт Егор Полянский, а в 1959 – прозаик Евгений Носов. В этом выпуске «Простора» уже было три сатирических стихотворения Юрия Лебедева – «Я» и «Мы», «Поэт и пятна» и «Ни то, ни сё». В качестве примера приведем несколько строк из стихотворения «Я» и «Мы»:
Петрова за самокритичность
Хвалили часто: ведь Петров
Всегда всецело и частично
Признать ошибки был готов.

 Кстати, в этом выпуске «Простора» были прозаические произведения Е. Носова, М. Колосова, Ф. Голубева, поэма Е. Полянского, стихи Н. Корнеева, В. Москаленко, Н. Истомина, Публицистику демонстрировали  очерки М. Горбовцева, С. Востокова и литературоведческая статья Исаака Баскевича «Дерзать, думать, сметь!» о пьесе В. Овечкина «Навстречу ветру». Журналист и литератор И.И. Юрченко отметился в альманахе и подборкой стихов, и рассказом «Среди степей». Кроме этого, были произведения и других авторов, в том числе стихи А. Говорова, А. Колупаева, Н. Григорьевой, Е. Моложаевой, И. Шемякова; проза П. Савинова, Г. Чащина и А. Горбатова.
К чему такие подробности? А к тому, чтобы видеть процесс развития литературы в Курском крае в пятидесятые годы, чтобы понимать, что поэт Юрий Лебедев творил не в безжизненном пространстве, а в тесном взаимодействии с другими курскими писателями и литераторами. А здесь, как и в любом сообществе, есть место и соревновательности, и сверке литературных часов, и новым навыкам огранки собственных произведений.
1959 год вновь порадовал поэта выходом нового персонального сборника детей-дошколят «Строим сами» и публикацией его произведений во втором выпуске детского сборника «Радуга» и в коллективном сборнике «День поэзии».
В «Радуге» были рассказ «Бабкины помощники» и стихотворение «Умелые руки». В рассказе речь ведется о том, как ребятишки, играя в футбол, помяли мячом рассаду у пожилой женщины, но, осознав свой проступок, они, чтобы загладить вину, поступили по-тимуровски: стали помогать старушке поливать рассаду. А из стихотворения стоит привести такие строки, чтобы понять его познавательно-воспитательную суть:
Инструмент любой полезен
У работника в руках.
Разве гвоздь в доску полет,
Если нету молотка?

 В сборнике «День поэзии» приняли участие самые известные поэты-куряне – Н. Асеев, В. Буханов, А. Говоров, В. Гордейчев, Н. Григорьева, Н. Истомин, Д. Ковалев, А. Колупаев, Н. Корнеев, В. Москаленко, М. Обухов, Н. Овчарова, Е. Полянский, Н. Сидоренко, И. Юрченко. И здесь же были напечатаны лирические стихотворения Юрия Лебедева «Девочка с глобусом» и «Можжевельник». Вновь светлые, наполненные добротой и познавательностью небольшие произведения. Чтобы не быть голословным, в качестве примера несколько строк из стихотворения «Девочка с глобусом»:
Круглый, глянцевый, крутолобый,
Видимый так близко в первый раз,
Девочка несет учебный глобус
На урок к себе в четвертый класс.

Впрочем, суть стихотворения не в этих замечательных строчках, а в следующих, где поэт выражает свою глубокую уверенность, что будущее подрастающего поколения, будущее всего человечества, всей земли – в надежных руках:
Нет, она такое не уронит!
Солнечный обжитый и земной.
Крепко держит в маленьких ладонях
Девочка огромный шар земной.

Не менее насыщенным в литературной судьбе Юрия Лебедева стал и 1960 год. В этом году в Курском книжном издательстве увидели свет его очередной персональный сборник стихотворений «Мартовский ручей», публикации в альманахе «На родной земле» и на страницах газет «Курская правда» и «Молодая гвардия».
Сборник «Мартовский ручей» вновь в мягкой обложке, в нем 44 страницы со стихами и баснями, его тираж – 3000 рублей.
Раздел стихотворений составляют «Можжевельник», «Сын», «Старый учитель», «Тускарь», «Слава», «Окраина», «Хлеб идёт!», «В дороге», «Ночной трамвай», «Ромашки», «Осеннее», «Подснежники», Весенние листья», «Весна», «Девочка с глобусом, «Зимой» и другие.
Во второй раздел вошли басни «Вол», «Гроза окрестностей», «Медведь-демагог», «Петух критикует» и несколько других.
На появление этого сборника обратила внимание преподаватель пединститута А. Васильева, напечатавшая 19 января 1961 года в «Курской правде» обзорно-критическую статью «Поэтический ручей». В статье немало цитирований строк стихов и басен, есть как положительные, так и критические отзывы и замечания. В целом статья благожелательная, хотя ее окончание и носит назидательный дидактический характер: «Взыскательность автора к себе очень нужна. Поэтический ручей, вливаясь в многоводную реку советской поэзии, должен быть светлым и чистым». Как правило, подобное говорят те, кто о поэзии судит по учебникам и методическим пособиям, а сам и одного стихотворения написать не может, не говоря уже о сборнике.
В альманахе «На родной земле»  были опубликованы стихи «Подснежники». «Счастье», «В дороге» и «Весенние листья». Чтобы почувствовать аром этих лирических произведений, процитируем первые строфы стихотворений «Подснежники» и «Весенние листья»:
Расплескало небо по валежнику
Капельки густой голубизны.
Зацвели в осиннике подснежники –
Первые разведчики цветы.

***
Апрель распахивает почки,
Как колыбельки, поутру.
И к солнцу тянутся листочки,
Похожие на детвору.

В газете Курская правда» в этом году 3 мая было стихотворение «На пути больших свершений», а в «Молодой гвардии» 1 октября – стихи, посвященные пионерской организации страны.
Кстати, литературное сотрудничество с «Курской правдой» после длительного перерыва, начавшегося с победного 1945 года, Лебедев возобновил еще 14 декабря 1958 года, опубликовав стихотворение «Сказка на улице». В 1959 году здесь были опубликованы стихи «Тускарь» (15 июля), «В дороге» (16 августа) и «В бору зимой» (20 декабря).

Начало шестидесятых годов в стране ознаменовалось денежной реформой, полетом в космос Юрия Гагарина и Карибским кризисом между США и СССР, едва не приведшему к ядерной войне. Шестидесятые годы – это годы наивысшего подъема экономики и культуры, годы созидания.
Юрий Лебедев не мог находиться вне основных созидательных процессов этого времени. Его произведения – стихи, басни, рассказы – регулярно появляются на страницах «Курской правды» и «Молодой гвардии». Особенно активно это стало происходить с 1965 года, когда в Курске по решению из столицы было ликвидировано Курское книжное издательство. Но и до этого момента в «Курской правде» им были опубликованы стихи «Пятый этаж», «Лицо бюрократа», «Громыхнул», «Тревога», басня «Слон и Моська» и рассказ «Комар носа не подточит». А в «Молодой гвардии» – стихотворение для детей «Когда мама на работе» и стихи для взрослых  «На заводе» и «Кандидат».
Кроме того, в 1963 году он поучаствовал в издании коллективного сборника курских писателей и литераторов «Сердце моё – земля», в котором было стихотворение «Баллада о пятом этаже», повествующее о том, как рабочие-строители получают новые квартиры и создают крепкие советские семьи. Впрочем, строчки из первой строфы стихотворения:
Напористый ветер в кабину стучится,
Синеет вдали горизонт.
И белое облачко над крановщицей
Плывет, как раскинутый зонт.

В период с 1965 по 1970 год на страницах «Курской правды» Юрием Лебедевым опубликовано около 30 произведений – две юморески, восемь рассказов, поэма «Пионерское знамя» и почти два десятка стихотворении. И в «Молодой гвардии» за это время – восемь стихотворений. Это говорит о насыщенной литературной жизни, протекающей на фоне его постоянной журналистской деятельности, часто связанной с разъездами и творческими командировками. Кроме того, в 1967 году Лебедев поучаствовал в коллективном сборнике молодых поэтов Черноземья – «Начало».
Сборник «Начало» в твердом перелете и суперобложке, есть фото авторов и краткие биографические справки; его тираж – 10 000 экземпляров. В сборнике стихи трёх с половиной десятков авторов из Черноземья. Но курян  мало – только Юрий Лебедев да Владимир Трошин. Лебедев представлен тремя лирическими стихотворениями: «Подснежники», «Начало дня» и «Облака…».

С 1971 по 1980 год творческая активность Юрия Михайловича пошла на убыль. Тем не менее в «Курской правде» он напечатал две басни («Кукушонок» и «А Васька слушает…»), два фельетона («Передатчик директив» и «Столы»)  и более десятка стихотворений. А еще в 1972 году его произведения увидели свет в сборнике «Курские края», изданном в Курке по заказу комитета по культуре по Курской области, и в коллективном сборнике «Тропа», изданном в Воронеже Центрально-Черноземным книжным издательством. 
В первом сборнике («Курские края») было стихотворение «Тускарь», ранее уже упоминаемое нами, их которого стоит процитировать первую строфу, чтобы вслед за автором увидеть реку вот в таком разрезе:
То замирая гладью тусклой,
То жидким солнцем засверкав,
Приносит в город речка Тускарь
Простор лугов и запах трав.

Ничего не скажешь: стихотворение замечательное, хорошо знакомое курским читателям по предыдущим публикациям, но еще замечательнее то, что соседями по сборнику и Лебедева такие авторы, как Н. Асеев, М. Светлов, Н. Корнеев, Е. Полянский, И. Юрченко, Н. Сидоренко, В. Гордейчев, М. Луконин, Н. Истомин, Ю. Першина, Л. Боченкова и некоторые другие. Отличное соседство!
Во втором сборнике («Тропа»), изданном в Воронеже», курян мало: четыре поэта – «Л. Боченков, И. Зиборов, В. Леньшин и Ю. Лебедев. Лебедев представлен небольшой подборкой: «Это счастье, друзья…», «Курский герб» и «Я не верю». Приведем хотя бы одну строфу из «Курского герба»:
…И не только прошлого остатки
Воскрешают явственно собой
Эти три летящих куропатки
По небесной ленте голубой.

После 60-летнего юбилея Юрий Лебедев четырежды опубликовался в «Курской правде», порадовав читателя двумя баснями и двумя стихотворениями, и один раз (19.04.1986) отметился в «Молодой гвардии» стихотворением «Вот бы так!». А еще в 1981 году его басни «Страус», «Я» и «Мы» и «Широкая натура» были напечатаны в сборнике «Возьми на заметку», изданном в Воронеже, которого, к сожалению, в курских библиотеках ныне не сыскать.
Умер Юрий Михайлович Лебедев 16 февраля 1990 года. Похоронен в Курске.
Подводя итог сказанному, стоит отметить, что Юрий Лебедев был настоящим самобытным поэтом, тонко чувствовавшим социальный запрос времени, поэтические вибрации собственной души, музыку стиха, умеющим свои чувства, не расплескав, донести до читателя. Его лирика одухотворяюща, чиста, нравственна, патриотична, гуманна, а басни – наполнены не только иронией, но и разящей сатирой, заставляющей читателя задумываться над тем, как сделать жизнь светлее и ярче, без засилья болтунов, карьеристов, зазнаек, лентяев, клеветников и прочих проходимцев. Естественно, не все в творчестве поэта было однозначно высоко и равноценно, но тем не менее он многие годы шел в едином строю с такими признанными мастерами поэтического слова, как Николай Корнеев и Егор Полянский. А это говорит о многом. И долг курян не дать забвению взять верх над нашей памятью и похитить у нас имя большого поэта и баснописца.


Рецензии