из цикла Медвежьи истории

По Сибири Боба возили
– В Америке говорят, что у вас тут медведи на каждом шагу. Что-то я не вижу, – Боб, высокий американец с вытянутым злым лицом, скептически огляделся.
Переводчик Виктор Семенов – друг и компаньон начинающего бизнесмена Игоря Пяткина – чуть не расхохотался. А вот сам Игорь неожиданно даже для себя рассердился: «У них там, на Западе, что, совсем с ума посходили? Хотя бы подумали, откуда в наш век урбанизации взять столько медведей, чтобы они по улицам друг за дружкой бегали?» Но ответил дипломатично:

– Мистер Боб, уверяю вас, я прожил в Сибири всю жизнь и видел медведя всего раз, да и то в зоопарке.
Когда Виктор перевел, американский гость смерил коренного сибиряка недоверчи-вым взглядом, но промолчал.

Вскоре все трое уселись в ожидающую у входа в аэропорт «Толмачево» высокую той-оту прадо, которую специально арендовали вместе с водителем для такого случая, и делегация отбыла.
Пяткин – полноватый крепыш с обаятельной улыбкой – давно думал об открытии собственного заводика по изготовлению каркасных деталей для сборных домов. У самого денег на это, конечно, не было, но нашлись влиятельные друзья, обещавшие помочь. Понятно, не за красивые глаза. Но Игорь, понимая, что сам завод в любом случае не потянет, был готов делиться. В России таких строительных технологий еще не существовало, и будущий владелец завода отыскал подходящий проект за океаном. Как и положено, списались, созвонились, и вот владелец производства, выставленного на продажу, прибыл в Новосибирск.

Рассеянно слушая Виктора, рассказывающего о местных достопримечательностях, Боб всю дорогу напряжённо поглядывал в окошко. Видать, все медведей высматривал. Летний город купался в пыли и удивлял американца обилием колдобин на забитых транспортом улицах. Не удержавшись, мистер поинтересовался, отчего на дороге так много ям. Игорь в ответ пожал плечами.
– Будет и у нас когда-нибудь, как в Америке.

Боб кивнул и протянул руку, собираясь снисходительно похлопать Пяткина по плечу, но Игорь как бы невзначай откинулся на спинку сидения, и Боб промазал.
После сытного обеда с обязательной водочкой слегка разомлевшего американца по-везли в соседний район, где и планировалось строительство завода. В дороге Боб, утомившийся после перелета и нескольких рюмок «русский водка», уснул. Мужики вздохнули с облегчением, и Пяткин шепнул приятелю:
– Нехай поспит буржуй недобитый. А то постоянно улыбаться – это вам не картошку копать. Выматывает.

Виктор согласно кивнул.
Ехать часа четыре. Не близко.

На полдороги Боб проснулся. Протер глаза, приглядываясь к незнакомой обстановке, все вспомнил и запросился в уборную.
Да пожалуйста! Можно было и у обочины остановиться, но тут по правой стороне из-за поворота своевременно нарисовался придорожный трактир. Вовремя, а то, рассказывают, иностранцы на природе не приучены.
За трактиром поднималась тайга, а перед крыльцом ютилось несколько внедорожни-ков. Местные жители старались передвигаться по здешним дорогам только на вездеходной технике.   

Машина съехала с изрядно разбитой бетонки, и шины мягко зашуршали по гравию. Прежде чем выбраться из салона американец обратился к переводчику:
– Медведей точно нет?
Виктор, вежливо улыбаясь, заверил буржуя, что тому не о чем беспокоится. Вокруг – обжитые места, да хищники и сами людей боятся, поскольку у многих  в местных селах имеется оружие.
– О, оружие – это хорошо! – одобрил Боб, потягиваясь у машины. – А где же тут уборная?

Это слово Игорь понял и без перевода. Требуемое помещение оказалось в сторонке от трактира. Дощатый туалет примыкал к такому же дощатому просторному вольеру.
 – Вон, – махнул в сторону сортира Пяткин.
Немного покачиваясь, мистер Боб двинулся в указанном направлении. Когда за спи-ной гостя со скрипом закрылась деревянная дверь, Виктор достал сигареты, а Игорь отошел на пару шагов, чтобы не дышать куревом. С детства не любил этот запах.

Думали об одном и том же. Получится ли что-нибудь путное с этим Бобом? Не пус-тышку ли тянут? Только на визит американца кучу денег пришлось отвалить. Причем, пока исключительно из собственных запасов. А они у отставного капитана ГАИ Пяткина не шибко-то великие.
Внезапно дверь туалета распахнулась настежь, и из его неглубоких недр с воплем вырвался американец, пытаясь на ходу натянуть брюки. Запутавшись в штанинах, с размаху саданулся на гравий. Растерявшиеся в первый момент мужики бросились к Бобу. 

Тот что-то тараторил по-американски, со страхом оборачиваясь и тыкая в нутро туалета пальцем. Прислушивавшийся Виктор недоуменно повернулся к Игорю:
– Говорит, на него медведь напал. И хотел съесть. Требует, чтобы мы скорей отсюда уехали.
Игорь на некоторое время впал в ступор. Какой медведь? Откуда?

– Помоги парню штаны надеть,– он решительно направился к туалету, справедливо рассудив, что, если где и есть ответы, то только там.
Со штанами справились. Ремень американец застегивал, уже прыгая в машину. Хлоп-нув дверцей, снова затараторил. Виктор растерянно внимал, удивляясь все больше. Водитель с интересом слушал непонятную речь, но перебивать не решался.
Вскоре тойота качнулась, и на переднее сиденье плюхнулся Игорь. Взглянув на бешено вращающегося глазами Боба, он понял:  убедить американца в том, что медведи в России не ходят по улицам, теперь не удастся никогда.

– Поехали. В другой забегаловке перекусим.
Водитель, не задавая вопросов, вырулил на бетонку.
По дороге, обменявшись сведениями, прояснили, что же произошло.

Будучи отрезанным от мира и свежего воздуха перекосившейся дверью уличного туалета, американец поморщился. Пахло явно не духами. Еще и способ избавления от остатков жизнедеятельности не внушал доверие. Всего лишь дырка, вырезанная в ненадежных на первый взгляд досках. Но выбирать не приходилось. Спустив штаны, мистер Боб устроился хоть и без удобств, но терпимо. И только тут понял, что туалетной бумаги в заведении не предусмотрено. Он еще раз оглядел дощатые стены. Ничего.

За стенкой же что-то шуршало и пыхтело. Боб решил, что там лошадь или корова. У себя в Штатах он бывал на ферме и знал, что эта скотина довольно шумная. Правда, стука копыт не слышно. Странно. Американец приник глазом к щели между досками и... забыл о туалетной бумаге. В направлении туалета мчался огромный медведь! Длина загона вряд ли превышала четырех метров, и, чтобы преодолеть их, косолапому надо было сделать два или три прыжка, но несчастному американцу показалось, что хищник приближается нескончаемо долго. И в тот момент, когда медведь всем телом ударился о хлипкие доски перегородки, мистер в ужасе бросился на улицу.
Бывает и такое. Придорожный трактирщик завел мишку, чтобы приманивать посети-телей. Ну а вольер поставил там, где глаз лег. А, может, чувство юмора у него такое.

Водитель весь остаток пути косился на мистера Боба, от которого несло тем самым туалетом, и вздыхал. Мужики тоже терпели и тоже молчали.
Место для завода американец одобрил, выглядывая в окошко машины. Пообещав, что закончит все процедуры по продаже, как только вернется домой, быстро поднял стекло. Пока возвращались обговорили условия сделки и выслушали целую кучу советов. Или коммерческая жилка взяла свое, или Боб позабыл о неприятном инциденте.
Но от ужина отказался наотрез.
В потемках вернулись в город. Из машины Боб вышел только у аэропорта «Толмаче-во» и, не прощаясь, рванул искать туалет.

Эпилог

Сделка не состоялась. Американец задумал подсунуть Игрою списанный двадцать лет назад заводик, годный разве что в утиль. Выяснилось всё после изучения документов, которые прислал американец.
И вот гадай теперь... То ли гость захотел отомстить русским за медведя, то ли изначально собирался надуть доверчивых хозяев.
Сдается, медведь тут все-таки не причем.


Рецензии