Упущение Фрейда

На рубеже веков в Психологию властно вошло «бессознательное» начало воли – смешанное исходно с так наз. «подсознательным» (см. «Психологию личности» Пьера Жане). И человек, так гордившийся разумом, усвоивший от античности идеал свободной разумности, вдруг узнал о себе, что им, в основном, управляют бессознательные импульсы, неизвестно откуда взявшиеся (может, от динозавров!), осознаваемые как собственные желания, цели, притяжения, отвращения, и т.п.

В эпоху торжества материализма и позитивной науки весь массив «бессознательного», разумеется(!), производился психологией из внешних воздействий, впечатлений, сообщений и т.п. – проходящих мимо сознания или вытесненных из сознания из-за своей неприемлемости для «Я».
Из религии в «психику», занявшую в языке место «души», ничего не допускалось, – хотя люди с этим не согласились, что привело к оживлению в массах так наз. «парапсихологии».

Однако теперь, в 21-м веке возрождения веры, мы, сохраняя достижения позитивной науки, не можем игнорировать наставления Священного Писания. Опираясь на которое, полагаю для нас важным дать себе отчёт в том, что в нашем «бессознательном» обязательно наличествуют внушения Сатаны, и его представители присутствуют в сознании между представителями бессознательного.
Так что всяк, кто думает, будто он не числится в воинстве Дьявола, и Противник им не управляет, в наше время должен считаться очень наивным, обманывающим себя человеком.

Сказанное выше настолько логично, что мы, конечно же, не являемся пионерами этого воззрения.
Немецкий философ Эдуард Гартман на рубеже веков говорил о том же, помещая в «бессознательное», правда, не Дьявола, а Бога – представленного в таком случае «инстинктом» (!).
«Гартман говорил: «Когда мы смотрим на себя, мы не очень собой довольны. Мы — существа, обладающие низменными вульгарными страстями, довольно ничтожные, мелочные. У нас мало возвышенных, религиозных идей, и большую часть юности мы проводим, забыв о Боге, который, между прочим, нас хранит. Но утешьтесь: внутри нас, в глубине души существует подсознательный инстинкт, который бдит, молится и возвышается вместо нас. Именно он обладает отсутствующей у нас религиозностью». «Это утешает и во многом облегчает трудности существования».

В сказанное Гарманом вовсе не обязательно верить, но возразить по существу нечего!
Единственное – то, что «подсознательный инстинкт» выступает здесь чисто формальным термином, ради смысловой совместимости с «бессознательным». Мы бы позволили себе уточнить, что скрытый в душе возвышенный субъект молитвы и бдения обитает, скорее, в чувстве и отношении ПОЧТЕНИЯ, — не всегда осознаваемом и часто вытесняемом в подсознательное нашей сатанинской гордыней, благодаря которой мы, будучи (по словам Гартмана) «низменными, ничтожными и вульгарными», бываем очень собой довольны.

Наконец, недавняя школа психотерапии — психоанализ — открывает возможность говорить о бессознательной греховности, поскольку, по словам Пьера Жане, «она предполагает, что все феномены нашего существования с самого начала жизни оставляют в нас свой след. Подобно тому, как воспоминания сохраняются и в случае видимой амнезии, у нас есть воспоминания обо всем, что происходило в нашей жизни. Все воспоминания существуют, и если мы ничего о них не знаем, то потому, что они подсознательны».
Соответственно, существуют и вытесненные в «подсознание» воспоминания о дурных поступках, мыслях, желаниях, etc.

И если у вас нет почерпнутого из Библии сознания своей греховности, способного ассимилировать подсознательную греховность, тогда последняя обнаруживается неистребимым чувством своей неполноценности.

Не будем однако забывать, что всё это – только гипотезы.
Как писал Пьер Жане,
«Подсознательное подкупает простотой, поскольку оно позволяет объяснить все с помощью невидимых вещей и гипотез, которые невозможно проверить, поскольку они подсознательны. Оно стало тем удобным ящичком, куда в психологии складывалось все неподвластное объяснению».


Рецензии