Пушистые лекари

Когда была маленькой, я всегда мечтала, чтобы у меня была своя живность в виде кошечки, или собачки, или пташки, или еще меньше – хомячков, или, наконец, рыбок. Собачка почему-то должна быть только беленького цвета, породы - королевский пудель. Птичка - разноцветный большой попугай. Да-да, тот, который на плече у пирата всегда сидел по картинкам из книг и, который должен жить почти пятидесяти лет, а не маленький, жизнь которого только двадцать.  Ара должен сразу быть говорящим.  Кошки для меня все были одинаковы – породистые или беспородные, одинаково любила всех. Рыбок, завидев где-либо в аквариуме, замирала на миг. Наслаждению моему не было предела. Всегда восхищалась от их изящества и красоты.
Я всегда себе задавала вопрос: «Как можно не любить наших меньших братьев?». Вариант ответа где-то услышала в автобусе: «Мы любим братьев наших меньших потому, что это единственные существа, которые нас не критикуют!» Мне показалось, что это близко к истине. И, действительно, чтобы мы ни сделали – они нас обожают, не рассуждая и не осуждая. И когда ты совершаешь какой-то неблаговидный поступок – а кто из нас без греха? – только в собачьих преданных глазах ты не прочтёшь укора по этому поводу.
И, может быть, именно поэтому наши милые «уши-лапы-хвост» - члены семьи выступают в роли домашних лекарей. Известны факты, что кошка в доме помогает хозяину избавиться от гипертонии или, что наличие собаки в доме снижает риск повторных инфарктов. Домашние крысы, хомяки, тушканчики и прочие забавные грызуны полезны в домах, где есть дети. Эти зверьки учат быть заботливыми и помогают развивать чувство юмора. Считается также, что в доме, где живет хомяк, все всегда будут сыты.
Согласно китайскому учению Фэн-шуй, рыбки привлекают в дом богатство. В аквариуме должно быть количество рыбок, кратное число «девять» (то есть девять, восемнадцать или двадцать семь). В идеале – на каждые восемь золотых должна приходиться одна чёрная рыбка. Качественно обустроенный аквариум и хороший уход – гарантия стабильности в личной жизни.
Общение с черепахой – символом мудрости и долголетия – способно привнести в жизнь спокойствие и уравновешенность. Как и рыбки, черепаха также привлекает денежные потоки и помогает избавляться от долгов.
Канарейки, попугайчики и другие домашние птицы оживляют атмосферу дома и вносят в неё позитивные нотки – их владельцы начинают замечать приятные мелочи, о которых раньше и не подозревали. Кроме того, птичка способна предсказывать будущее. Если она, например, весь день мечется по клетке – это к несчастью, тихо прячется в уголке – к болезни, а если поёт и хорошо выглядит, то в ближайшее время хозяину ничто не угрожает.
Но факт остаётся фактом…
Ольга Арнольд в книге «Хвостатые психотерапевты» приводит жизненный пример: «…. Вы устали на работе, поругались, возвращаться домой вам пришлось в переполненном автобусе, который к тому же застрял в пробке, да и зарплату, как обычно, задержали… Увы, картина знакомая многим. И тут вас встречает ваш любимый кот, который никогда не пропустит момента вашего прихода: он трется о ваши ноги, он мурлычет, он заглядывает вам в глаза… Вы мгновенно отключаетесь от своих неприятностей, отвлекаетесь от всех пережитых за день стрессов. Незаметно для себя вы сбрасываете напряжение и расслабляетесь. И, соответственно, у вас тут же снижается артериальное давление, если оно было повышено.
И еще, в нашей заполненной стрессами жизни милые домашние питомцы отвлекают нас от наших проблем (правда, тут же создают новые) и развлекают…».
До определённого момента у меня животных не было вообще. Причины я узнала позже, были разные, независящиеся от меня. Механизм этого явления рассмотреть всё же интересно. Отсюда начну поподробнее.
Воспитываясь и учась в Вольске, животных не было, по крайней мере, у меня не отложилось в памяти, чтобы на территории бегала хоть какая-то живность. А вот за пределами этих стен их было видимо-невидимо. По какой причине их нельзя было держать в школе, я ещё тогда не знала.
Гуляя с девочками по городу, мимо нас всегда пробегали или собачки, или кошечки, тут-то я старалась мимо себя не пропустить ни одной дворняги. При сближении с ними, старалась приобнять крепко и не отпускать от себя, гладила их по головке, говорила ласковые слова, смотрела в их добрые, счастливые, радостные глазки и сердечко моё маленькое всегда радовалось с ними. Так хотелось, чтобы это существо было рядом, а то и навсегда, не думая о последствиях.
Такая же причина была и в другом городе, в который я переехала позже. Этим городом был Пугачёв. Всех ребят после окончания учебы в школе, каждый год отправляли в лагеря. В детском лагере «Берёзка», что располагался в трёх километрах от города Пугачёва, животных было строго запрещено держать.
Стояла жаркое лето. С утра всей гурьбой девочек искупались в речке «Иргиз», позагорали, немного поиграли на улице в «вышибалы», снова искупались и пошли отдыхать по домикам, их ещё мы называли «бараками». Вдруг откуда не возьмись на пороге нашего домика для девочек появилась она – кошечка, красавица с круглыми глазами, словно черные пуговки. Породы- неизвестно какой.  Черного цвета со вставками мышиного цвета, манишка на груди и лапки беленькие. Грация, как у багиры. На вид ей было где-то пять-шесть месяцев. Одна из девочек пригласила её словом «кис-кис» и она тут как тут, как и была. В наш «коллектив» она быстро влилась. Кличка к ней «прилипла» Машка. Ночами были споры по поводу того, в чьей кровати будет спать кошка. Из девочек, любящих животных,  Машка спала по очереди каждый день в разных койках. Если выбор падал на меня, и котя оказывалась в моей постели, то предела моего счастья и радости не было. Я всегда клала к себе её под бочок, ощущала, как бьётся крохотное сердечко и под мурлыкающую песенку засыпала с ней, забывая всё плохое на свете.
Под утро этот комочек меня «предавал» и уходил к другим девочкам спать. Очень часто по утрам она находилась у Маришки Мамешевой.
- Каким магнитом ты затягиваешь её к себе? – спрашивала я с неподдельным интересом.
-Да она сама ко мне лезет, - без всякого возмущения отвечала та.
Я стала замечать, что этот комочек всегда спал с Маришкой.
Днём Маша гуляла по всему лагерю, благо места было вдоволь, деревьев несчесть, по которым ей приходилось лазить и обходить, словно свои владения.
Когда нам, девочкам хотелось играть с ней, то приходилось снимать с дерева всей «семьей». Никакими «кис-кис» с очередного дерева и уговорами в виде ласковых слов нельзя было снять её. Но девочки были чуть хитрее и знали чем взять котю. Обычно после завтрака, обязательно кто-нибудь из «семьи» старались с собой брать кусочка колбаски, и вот тут-то перед запахом этого чудодейства Машка не могла устоять, и сбегала сама к протянутой руке с добычей. После того, как она попадала к нам в руки, брали с кусочком колбаски, дав ей съесть его, начинали играть с ней, тискать, говорить ласковые слова, любили нашу красавицу как могли.
Позже одноклассница Наташа Иванова забрала к себе домой… Судьба дальнейшая её не известна.
По приезду в Саратов и заходя в зоомагазины, где находилась хоть какая-то живность, я была на седьмом небе от увиденных их мордочек, глазок. Они, казались мне с другой планеты. Такие подвижные, милые. Тут моё самочувствие улучшалось, душа начинала петь и плясать, адреналин повышался до максимума, моё молчание сменялось на возгласы:
- Какая прелесть!
- А можно подержать?
-А как его кормить, - если это был хомячок или пташка.
-А сколько такое чудо стоит?
Покидая магазин, а вместе с ним и живность, меня сразу меняло, как будто на сердце камень тяжелый положили. – Пусто без них, - думалось мне.
Было еще много моментов, например, когда приходила к кому-нибудь в гости, где находились животные, неважно какие, то завидев, руки мои тянулись сами непринужденно погладить это существо и сказать пару ласковых слов в виде:
-Какая ты куколка? Лоснишка, значит здоровая!
Счастья моему не было предела.
Ещё был один момент с моими родственниками. У дедушки и бабушки был частный двор и при нем был маленький дворик. Стояла ближе к дому соседской стенке на пригорке будка.  Когда я приходила после школы в гости, кобель породы «двортерьер», лаем встречал меня и пока дедушка не скажет ему: «Хватит, свои», тогда он заканчивал «разговор», отворачивался и шёл в свою конуру.
Сам пёс был славный, симпатичный, глаза карие. Цвет шерсти серый, вместо белого - признак отсутствия воды, чесался постоянно - видно блохи достали. Дружок, так звали хозяева, которого брали «для охраны» был величиной маленького теленка и не совсем представлял, в чём заключались его «должностные обязанности»: по пригорку бегал и через маленький забор на всех прохожих лаял.
Однажды дедушка рассказал, что Дружок проспал приход соседа и хозяин его будил… Хорошо, что это был не злоумышленник, а то было бы, как в известном анекдоте:
-Дорогой, мне кажется, что в передней кто-то ходит… Разбуди, пожалуйста собаку».
Со временем Дружок понял, что я член семьи и встречал меня приветливо, виляя хвостом, давался гладить себя. Проходя мимо пса, цепь его длинная, поэтому не доставал до меня, но я могла подойти к нему и сказать, хотя внутри меня что-то настораживало, наверное, все-таки я его боялась:
-Привет, Дружок!
- Как поживаешь? – по пути в дом успевала бросить слова псу.
Позже, когда дедушка уже один переезжал (бабушка умерла, ей не было ещё шестидесяти лет) в поселок «Солнечный», Дружка я не видела у него во дворе. Остается только гадать. Может, отдал соседям?…
В девятнадцать лет я переехала жить к дедушке, но про живность – мою первую любовь к ним – я никогда не забывала. Всегда надеялась и ждала, когда настанет тот час, когда у меня дома будут «уши-лапы-хвост» или «крылатые-пернатые», наконец, рыбки, с которыми мне будет по жизни комфортно, спокойно и за которыми я смогу ухаживать и заботиться.
Многие люди считают, что негуманно держать больших собак в тесной квартире, в то время как для кошек, мол, там места больше, чем достаточно. Оказывается, дело обстоит совсем наоборот. Как утверждает Конрад Люренц, для собаки квартира – это всего лишь большая конура, и полуторачасовой прогулки в день для неё достаточно, чтобы чувствовать себя хорошо. В то же время кошка ощущает себя в самой просторной квартире, как в клетке…
Кстати говоря, то, что кошка больше привязывается к дому, чем к человеку, совершенно не соответствует действительности – это подметил ещё такой тонкий знаток животных, как наш изумительный писатель Александр Иванович Куприн. Если кошка любит кого-то из живущих с ней рядом людей, она проявляет чисто собачью преданность.
Я считаю, что каждый человек должен хоть немного понимать язык собак – хотя бы для того, чтобы избегать конфликтных ситуаций. В их арсенале огромное значение имеют мимика, позы и выразительные движения. Не надо быть полиглотом или прирождённым натуралистом, чтобы усвоить, что виляние хвостом означает дружелюбие.
Например, позже, когда у меня появилась собака по кличке «Майра», я её понимала на интуитивном уровне, по взгляду понимала, что она хочет от меня. Когда она пить хотела, то подбегала туда, где стоит стакан с водой и смотрела, посмотрю ли я на неё, то на стакан посмотрит, прискуливает от радости, то на меня. Я сразу знала, что ей надо, подавала стакан с водой и она с него пила. Бывало и такое, если я на кухне, то лаем давала знак, что хочет кушать…
И ещё, если настороженные уши, чуть отведенные назад, наморщенный лоб и нос, оскаленные зубы – это признак угрозы. Ну а повисший между ног хвост, опущенные уголки рта, опущенные уши – тут уже всё ясно, ещё мгновения – и страх овладеет животным, и оно бросится в бегство. А когда хвост поднят трубой – это как будто человек бьёт себя в грудь перед решающей схваткой (до которой, впрочем, дело чаще всего так и не доходит).
Вообще наши братья меньшие воспринимают мир иначе, по-другому, чем мы. И кроме обычных органов чувств, они обладают ещё необычной интуицией.
В двадцать лет как-то дома я спросила дедушку: «Деда, а можно я заведу котёнка? Я сама буду ухаживать за ним, хлопот тебе не принесёт».
-Нет! – сказал, как отрезал. Разговор я больше не поднимала. После этого у меня закрались даже плохие мысли про него, - неужели он не любит животных? Что они ему такого плохого сделали? – задавала каждый раз про себя вопросы.
И тут я снова соглашусь с Ольгой Арнольд, которая отмечает, что люди, которые равнодушны к животным, присущи некоторые общие черты. Обычно они живут рассудком, а не чувствами: их эмоциональная холодность распространяется не только на животных, но и на людей. Они склонны к внешним проявлениям привязанности, неласковы, очень часто вздорны и эгоистичны. Из них получаются настоящие домашние тираны.
Дамы такого типа не понимают женщин, которые плачут над латиноамериканскими сериалами и любовными романами; сами они предпочитают литературу и искусство чисто рациональные, исключающие не только «слащавую сентиментальность», но и вообще какие-либо чувства и представляющую собой холодную игру ума. И ещё, как ни странно, у них обычно начисто отсутствует чувство юмора. Впрочем, может быть, и их нелюбовь к нашим хвостатым и четвероногим родичам отчасти объясняется тем, что они не видят в них ничего забавного и умилительного…
И снова, как будто какой-то рок. Вышла замуж. А как позже оказалось, у мужа аллергия на пыль и домашних животных. Ещё семь лет прожив с ним, не могла иметь живность…
Но, позже, у меня появилась первая кошка «Клеопатра». Радости не было предела.
Любовь к животным определила очень многое в моей жизни, почти всё. Был отложен положительный отпечаток на мой характер, потому что он дал мне возможность лучше понимать не только тварей бессловесных, но и представителей одного со мной вида Homo sapiens. Ещё позже на протяжении всей моей жизни, благодаря своим питомцам, а у меня их было много (три птички породы амадины, три кошки, две собаки, хомячок) я поняла, что такое доброта, ласка, нежность и чего мне так не хватало в детстве. Да, именно этих пушистых лекарей!

26.07.2019


Рецензии
С интересом прочитал Ваш рассказ о пушистых лекарях. Особенно поразили слова: "Мы их любим,потому что они нас не критикуют". Значение животных в жизни людей трудно недооценить.Они и лекари и психотерапевты экстрасенсы и существа,приносящие удачу и защищающие от врагов. Спасибо.

Антон Серебряный   18.09.2019 15:25     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв на рецензию. Творческих успехов и удачи во всем. С уважением Марина.

Марина Вертяева   19.09.2019 22:42   Заявить о нарушении