Без лица
Как водится, за публикацией последовали комментарии, что-то про дьявола, отца лжи, которому нельзя верить ни под каким соусом, и т. д. Недомизантроп, окольцованный кандалами урбанизации, лелеющий мечту об избушке в норвежском лесу на старости лет, я почти никогда не участвую в публичных обсуждениях чего-либо. На сей раз, впрочем, душа не выдержала, и я выдал десятка три строчек о вещах, много лет не дающих покоя. Мы привыкли воспринимать мироустройство в контексте противоборства доброго и злого начал. Первое желает нам блага, второе стремится погубить, дальше по тексту. Но если, вдруг, в качестве предположения, творец это отнюдь не всепрощающе-понимающий боженька? Он может быть лишённым разума созданием или вообще энергией. Для примера, у писателя Юрия Нестеренко на эту тему есть две мощных вещи. В «Отчаянии» тёмная материя, первопричина возникновения вселенной, представляет собой концентрированное отчаяние, в которое рано или поздно погрузится всё и вся. Персонаж «Глотки», переживший клиническую смерть, узнаёт, что мир создан неразумной и ненасытной утробой, чтобы питаться нашими душами после смерти тела. Отличная тема для литературы ужасов – какие там упыри и оборотни по сравнению с громадой безысходности, пропастью, поглощающей религии, философские системы, красоту, всё, что мы пытаемся оставить после себя…
Безумный бог – это тоже благодатная почва, какой-нибудь Азатот из писаний г-на Лавкрафта прекрасно иллюстрирует тему. На вершине же пирамиды демиург-квинтэссенция зла или, дабы не впадать в пафос, творец-садист. Он создал нас, закинул наживку добра, спасения, вечной жизни, а потом, херась!, кромешный вечный ад. Неплохая забава, правда? Наверное, хорошо, что подобные мысли зачастую возникают в головах творческих людей, оставаясь на страницах книг, на экране, позволяя большинству воспринимать их лишь как плод фантазии. Никому не хочется сходить с ума.
Рассказ, внезапно породивший вышеупомянутые десятки строчек, никак не назвать шедевром, но он неплох. Автор не раскрывает того, что герой узнал о «небесах», и это один из наиболее действенных приёмов хоррор-писателей. По-настоящему ужасает не поддающееся осмыслению, не имеющее формы, лежащее за гранью человеческого понимания. Всё тот же Лавкрафт хорошо это знал. Зло без лица – вот каким оно должно быть, по крайней мере, в творчестве. Что же до реальности… О ней мы не знаем ровным счётом ничего, но если там что-то есть, оно бесконечно далеко от всех наших представлений, всех этих богов/дьяволов и пр. Человек просто пытается облечь непостижимое в привычные одёжки. Оно и естественно. Да и зачем создателю, если он действительно всеведущ, какой-то там ангел-плохиш? Вся гнусь уже изначально заложена в нас, и только от нас зависит, проявится ли она.
Отягощённый размышлениями о глобальном, я отложил телефон и отправился в парадную подышать никотином. Не успел я как следует затянуться, как внизу хлопнула калитка, и мужской голос стал выводить рулады, наводившие на мысли о кассетах «Гражданской обороны». Друзья-рокеры, обречённо подумал я, знают, что я в отпуске, и явились почти в полночь с булькающими рюкзаками. Сейчас начнут вливать в глотку вино, и закончится сабантуй часов в шесть утра, где-нибудь на скамейке в парке. За что мне всё это? Хлопнула дверь в парадную, на лестнице затопали. Вокализы набирали силу, и тут до меня дошло, что это соседи-евреи со второго этажа праздновали шаббат. Успокоенный, я докурил и отправился спать. А вы говорите – Сатана, Сатана…
Свидетельство о публикации №219072601427