Малый Крым

Малая родина. Для меня это, конечно же, Тавричанка. Малый Крым. Скажите, звучит пафосно, ну и что же. Основали наше поселение уроженцы Тавриды, рыбаки Таврическое губернии. Рыбакам на выбор предлагалось несколько мест в Приморье от б. Ольга и ниже до южного побережья. Люди выбрали место, где нынче расположены поселок Девятый Вал и собственно Тавричанка. Сейчас я понимаю, почему именно так и произошло. Представляешь себе мой земляк и читатель. Устье реки Раздольная и Амурский залив с его сумасшедшей морской флорой и фауной. Если сейчас после того как саму реку и залив по мере освоения медленно уничтожали, в результате хозяйственной деятельности, мы имеем «то, что имеем», то в те времена, когда на берегах Суйфуна росли по выражению Пржевальского дальневосточные пальмы таких размеров, что шла на строительство и в мебельное производство. А так называемые пальмы, это не что иное, как всем нам хорошо известный маньчжурский орех. Его и сейчас великое множество, но до стандартных гигантских размеров это великолепное создание природы вырасти, не может из-за палов и человеческой деятельности. Надо сказать, что в то время тайга была более роскошная по берегам реки и залива, зверья водилось как в сказке. Тут тебе и тигры, и леопарды, и красные волки, и медведи разные, олень – цветок, изюбр- благородный олень, кабаны, косули, более мелкие обитатели. Не менее разнообразным был и водный мир: рыбы великое множество. Нет нужды перечислять: одни лососевые чего стоят. И во главе королевский лосось – сима. Вишневый король – так его называют японцы. Белорыбица, крабы, трепанг, кальмар, далее по списку – устрицы, мидии, гребешок, анадара, корбикула, морская капуста.

Если в наше время люди усердно осваивают рыбные прибрежные ресурсы, то более ста лет назад этого богатства было так много, у меня как говорят в народе извините «в зобу дыхание спирает».

Рыбаки выбрали полуостров Речной, наш Малый Крым. Исторически и Крым большой и Крым малый – полуострова.

Не любить нашу природу не возможно. Я не знаю, где еще произрастает столько смешной растительности: флоры реликтовой, тропических и северных широт. Все уместилось на этом клочке Земли.

Даже читая в прессе, что клены как вид пошли из Приморья. Я не ботаник, но различаю до десятка видов клена в Уссурийской тайге. Едешь на автобусе по трассе Надеждинск – Тавричанка, и замечаешь по сторонам лианы:

виноград, актинидию, лимонник, диоскорею. Из деревьев: дуб, береза, липа, клен, ясень, диморфант, акатник, ивы, ильм, белая сирень, бархат амурский, яблоня, груша. Кустарники: аралия(«чертово дерево»), жимолости, калина, рябино – листник, барбарис, лещина обыкновенная, лещина маньчжурская, шиповники.

Обилие трав и папоротников, причем большинство из них лекарственные либо идущие в пищу: орляк, папоротник Осмунда, черемша. Различные виды грибов на любой вкус. У меня в связи с этим возник вопрос. Столько дубрав, где же трюфель знаменитый? И подсказка родилась.

Недалеко от Чернышевки видел кормовую базу гималайского медведя. По всей дубраве на дубах заломы веток, как гнезда. По деревьям большие кучи жизнедеятельности «мишки». Может быть, там можно найти дальневосточный трюфель.

Издавна летом дорога в Тавричанку установлена авто техникой (люди едут отдыхать на природу: сбор грибов, ягоды). На побережье процветает культ рыбалки, а сочетание в устье Раздольной пресной воды и океанических соленых вод создает все условия для отдыха. Баз отдыха не так много как хотелось бы иметь. Приморье самодостаточно в плане отдыха, нужно как говорится приложить руки.

Конечно же, это известная проблема: дороги. Полуостров Речной раньше продуманно был оснащен железнодорожной веткой (построена в 1920 году).Не понимаю, где тогда брали деньги, если сейчас их нет. В то время была центральная трасса через Тавричанку. Девятый вал с выездом через РВС, позднее 5-ю шахту и военный совхоз №44 на федеральную трассу в районе нынешнего поселка Западный. Считают неоправданным решение об уничтожении железнодорожной ветки. Все габаритные грузы, тяжеловесы, топливо поставлялось по железной дороге и разгружало «дорогу жизни», которую сейчас нещадно разбивает тяжелый автотранспорт. Поток значительный и он возрастает в связи с вырубкой наших «зеленых легких» г. Владивостока и заселением района от Западного до Давыдовки и далее. Ветку еще не поздно восстановить. Ведь говорят: все новое, это хорошо забытое старое. Тем более что в перспективе можно было бы ветку продолжить в районе Федоровских сопок соединить с Хасанской веткой. Железную дорогу если электрифицировать как в качестве дополнительного пассажирского сообщения. Самый большой плюс у «железки» - она все погодная, пробок почти не бывает. В выходные дни можно было бы пускать раритетный состав для туристов, по примеру западных стран. Ну а

асфальтирование полуостровных дорог просто поможет более эфектному выполнению программы ТОРа.

Неоднократно бывал в южной Корее, в порту Пусан. Пусан по вашему это ТОР, курица, несущая золотые яйца. По большому счету в Корее наиболее известны два города: Сеул и Пусан. Вот такая удивительная страна с динамическим развитием.

Пусан это конгломерант. По нашим меркам это Владивосток вместе с южным приморьем. Так вот в Пусане есть район Чагальчи, что в переводе обозначает «Тетушкин рынок». И в правду в одном месте компактно расположены и торговые ряды и причальная стенка где постоянно разгружаются небольшие рыбацкие шхуны с уловом. «Тетушки» разделывают ножами раковины ,рыбу. Тут же и идет продажа. Через метров 150 уже параллельно проходит цивилизованная городская улица, под ней торговая улица, а еще ниже метро.

Так вот Девятый Вал для Владивостока мог бы стать рыбным рынком. Тут тебе рыбка морская и речная, водоросли и прочие «морские гады». Маломерный рыбацкий флот при желании можно принимать, а путь в Девятый вал владивостокцы знают. Не один человек мне в свое время рассказывал, что за дефицитным товаром в советское время ездили в Девятый вал горожане. В 1993 году в колхозе имени Чапаева было 25 единиц флота, значительная часть специалистов которого комплектовалось владивостокцами. Прибрежка сделала купца Семенова городским главой, но как-то у нас нарушилась преемственность.

И сейчас малый Крым бедствует. Мы все хотим жить лучше, но что делать, если мы позакрывали все производства в Тавричанке, разорили колхоз имени Чапаева. А колхоз они в Африке колхоз. Когда у стран интересы совпадают они объединяются в «евроколхоз» и вводят санкции. Шутка.

Но по моему большому утверждению нельзя так обращаться и с природой и с людьми. Нужно делать выводы. А это просто: сравнить динамику развития лет за 50 и все станет явным и понятным.

Очень жаль что со времен Владивостокского Саммита идет вырубка зеленых насаждений (санкционированная и несанкционированная) вдоль федеральной трассы и муниципальных трасс. Последствия надо ожидать будут неважными.

И в заключение. У властей Надеждинского района есть исторический шанс вдохнуть в жизнь в дальнейшее развитие полуострова, но действовать нужно тут, я согласен на опережение.


Рецензии