ЮБАК. Введение - 3

В классической философии человек не столько субъект деятельности, сколько субъект и средство познания мира.

Для поставленного мной вопроса об очевидной человеческой предназначенности Вселенной, и, следовательно, обязательной нашей функциональности на планете следует обратиться как минимум к трем фундаментальным философским категориям, а именно: к материи, энергии и информации.

В самом простом варианте, человек имеет тело, и благодаря этому мы способны чувствовать, переживать, выстраивать свои ценности и приоритеты, проживая в окружающем нас материальном мире. Это – видимая часть, вполне очевидным в философии признается, что природа как суть всего существующего есть предельная абстракция, выражающая совокупность объектов, процессов и взаимосвязей материального мира планеты.

Прежде, чем пояснять что и на что похоже энергия, хочу задать себе, и читателям важный вопрос: В чем же состоит та специфика философии, которая позволяет сохранять свое присутствие среди людей в течении как минимум 25 веков, а скорее всего и более? Мы ее ценим, рассматривая как один из эффективных форматов познания? Или нас привлекает, что-то другое?

Энергия – это движитель наших желаний и надежд, в бытовом плане мы это хорошо постигаем, объясняя свои нежелания и неудачи, осознавая усталость от работы или отношений, планируя привлекающие нас поездки, рассчитывая финансовые схемы или устраивая бизнес-проекты.

В отличии от природы, нематериальная сущность энергии не характеризуется структурной упорядоченностью в восприятии человека, но по своей физической или биологической сути, человек был и остаётся зависимым от окружающей среды, не только осязаемым образом, но и обязательностью обмена энергии со Вселенной

У географа Льва Николаевича Гумилева – люди, обладающие исключительным запасом энергии, харизмой и волей – пассионарии, воо все времена определяли эволюцию человека, формирование и распад этносов, являлись сутью энергии войн и территориальной экспансии.

Энергия - это тема свободы, и как ее противоположности, - зависимости, обусловленности, предопределенности и т.п. В философии такая тематика является вечно-актуальной, интересной и необходимой для каждого человека, хотя не каждый будет заниматься поисками своей сути свободы, воли и даже причин, по которому делается так, а не иначе.

Тема информации, можно включить в обязательный интерес философии, и более того, рассмотрение специфики того как занимается философия изучением, рассмотрением этих вопросов, отвечает на вопрос – является или не является философия наукой?
Философия, по мнению М.Б. Туровского, стало новым способом миропонимания человека в условии универсализации картины мира и возможности познавания истины в тождестве происходящего бытия и мысли.

Впрочем, здесь следует обратить внимание на то, что любое обобщение основывается на алгоритмах сжатия данных, процедуры их «упаковки» же должны обеспечивать их обратное раскрытие при необходимости.

Например, вопрос о знании, его формах, видах и границах был центральным на протяжении всей историко-философской традиции в географии. А вот в науке, например, география рассматривается как наука, изучающая преимущественно пространственные закономерности.

Есть тут информация, конечно, неслучайно географические координаты, эта и есть одна из человеческих системных «сеток», упорядочивающих не только пространство, но и время.

Советские географы изучали хорошо философию, но в нашей стране они следуя за идеологически-выдержанными обществоведческими и философскими работами, дистанцировались в своих теоретических разработках от идеализма Платона, Сократа и Аристотеля, отыскивая «надежные зерна» материализма в работах Демокрита, Геродота и Эпикура.

Известный географ А.Д. Арманд обозначает принципиальную позицию того, что «на заре человечества информационная среда полностью совпадала с ландшафтной». Он пишет о том, что основным источником информации была природа, от которой полностью зависела жизнь людей, а с развитием общества происходило накопление вторичной, социальной информации, которая на сегодня играет определяющую роль в развитии отдельной личности и общества в целом».

В представляемой здесь книге задаюсь вопросом, было ли и есть еще философское знание необходимым многим или это был лишь удел одиночек, мудрецов, творцов, или напротив отщепенцев (смутьянов) и возмутителей общественного спокойствия. Здесь мы подходим к сущностному, возникает фундаментальное наше вопрошание: что дает философия людям любого времени, чем она обеспечивала живущих различных эпох, что она дает сейчас современным людям?

Географический детерминизм стал одним из первых широко распространенных научных подходов, оказавшимся способным выделить, проявить и убедительно показывать закономерности, связанные с пространственной дифференциацией природных объектов познания. Этим утверждением может быть открыт динамичный период непрерывных перемен, являющихся следствием мировых интеграционных процессов человечества, нацеленных на достижение нового уровня цивилизационного и социального развития.

Алексей Арманд писал: «Характер взаимодействия информационных полей на определённой территории, представленность уровней в информационной среде территорий и их тематическая ориентация) влияет на поведение населения, особым образом складывая государственное /региональное /местное осознание людей.

Что ж, очевидно, что общество, в котором живет мыслитель, философ или ученый каждый раз иное, и законченное определение самобытности, специфике его, как и людей, которые пребывают в конкретную историческую эпоху. Для раскрытия любой загадки на научном уровне основную роль играет выбор «исследовательской оптики», или целевого специфически-методического обращения к определенной области знания.
Где и когда возникла философия?

Философия, как и наука в ее началах, признаются уже существующими, как минимум в течении последних двух с половиной тысячелетий как форматы социального познания, заметим здесь, при общем периоде существования человечества в более чем три миллиона лет. Но вполне возможно и достаточным будет, если обратиться к истории философских возникновения и развития самих философских идей, а не их преломления для целей навигации и ориентации как это делает география, мы сможем найти ту необходимое, сущностное.

Возможно для того, чтобы понять, что такое философия, необходимо будет для ответа на этот вопрос обратиться к мифологии как к самой первой систематизированной и воспринятой формой мировоззрения социального человека, и возникшей на самой ранней стадии общественного развития. А что было до этого у человека?

Мне представляется в наибольшей степени важным, что для постижения совершенно неведомых нам еще феноменов человеческого знания, да и самой жизнедеятельности, необходимо обратиться к особой процедуре кодирования или шифрования знания. Я называю это – антропологическими кодами.

Очевидно и доказуемо на многих примерах, что онтологические принципы философии были взяты и используются наукой, таковые в ее теоретической рефлексии, позволяют обращаться к упорядоченности и гармонии мира целостным образом. Философия может дать толкование, объяснение существующему, довести в своей универсально сущность мира, которая in сoncreto.

Такое понимание идет еще от Сократа, оно было закреплено в всемирно известном тезисе «Познай самого себя». Но что было тем условием, которое обеспечило появление философии? Именно поэтому, я обозначил три философские категории выше, человек – неотъемлемая часть пространства и времени, каким-то образом, и самым разным определяющим нашу роль и смысл существования, чтобы мы при этом не думали сами.

Смысл этой принадлежности составляет то, что пространственно-временной континуум отображается в их проекции - территории Земли, что является одной из основных объектов изучения географии, а вот для фундаментального понимания следует обращаться к философии.

На этом я завершаю свои предварительные рассуждения, перехожу к изложению основного текста книги «Юбилейные аккорды», стараясь передать «семантическим звучанием» своих текстовых октав соображения, пересказ мыслей и сюжеты пленительных тайн, обращаясь к высказываниям мудрецов из давно забытых времен и делясь собственными (и чужими) инсайтами, почерпнутыми из жизни и текстов.


Рецензии