Примэкспресс

    В далекие  90-е  годы  среди  моих  клиентов  была,  наверно, самая большая туристическая компания Одессы. Называлась  она  «Примэкспресс». Компания  богатая,  роскошный  офис,  на  эмблеме компании  была розового цвета раковина жемчужница. Многие, наверно, помнят эту эмблему.  Один  из  маршрутов – арктическое  направление. Лайнер красавец заходил  в  Арктику, туристы  рассматривали айсберги, любовались арктическими льдами и  получали  удовольствие. Самыми лучшими клиентами были немцы, шведы в  возрасте, короче, туристы  из Западной Европы, даже  американцы заказывали эти  круизы      и  плавали  на  неплохих  в то время судах  бывшего ЧМП. И  вот рассказ  капитана  Гришко, который  на  одном из роскошных лайнеров     возил  в  те  годы  иностранных туристов. Во  время одного  из таких рейсов в Арктику возникли непредвиденные обстоятельства. Судно оказалось среди громадных  льдин, которые начали прижимать его   к  плотному многолетнему  арктическому льду.  «Нашли  место, где  этот лед был не сильно высокий, -  рассказывает капитан Гришко,- и      стали  бортом  ко  льду. А  ветер  все  гонит огромные  льдины.  Они    уже  начали  конкретно  подпирать судно». Капитан обязан принять   меры  для  того, чтобы  спасти  пассажиров  и экипаж. И он объявил срочную эвакуацию. Все  члены экипажа  надели спецодежду, которая  защищает от  холода, ветра, воды. Пассажиры  в  теплых  вещах      с документами, завернутыми в  водонепроницаемые пакеты, собрались  на  палубе.  Представьте  себе  такую  картину: пожилых иностранных  туристов  грузят в  какие-то сетки  и  кран-балками выгружают  на  лед. Ситуация, конечно, шоковая. Вслед за  ними  на этот же    лед опускают емкости с водой, продукты,  чтобы было чем  кормить людей.  Причем  все это, довольно,  далеко  от берега,  почти  полкилометра  тащили  туристов  по  снегам  и  торосам.  Стали  выгружать  сани,  бензоагрегаты. Когда эти  немцы и шведы вышли из шокового  состояния,  тоже  стали  участвовать  в  этой  спасательной операции. Наиболее  крепкие  из   них  впрягались  по   десять  человек  в  сани, тащили  какое-то оборудование, которое  могло пригодиться в таких условиях, несли   ящики и торбы с продуктами. Трое суток продолжалась эта эпопея. Натянули палатки, разбили лагерь. Слава богу, через три дня  ветер поменял направление. Громадные куски  битого льда  отошли от судна. И  все  начали загружать в  обратном порядке. А по радио все это время велись переговоры со всеми ближайшими судами, которые  уже  начали  менять курс  и  подходить поближе, чтобы спасти  людей, если  судно  раздавит  льдами и  оно потонет. Короче, это  был  чуть ли  не мировой «геморрой». После того, как  все закончилось, руководство компании «Примэкспресс» начало наезжать на капитана  Гришко: «Что  же  ты, козел старый, подошел так  близко к  берегу и тебя затерло  льдами». Но  тут   дело  приняло  совершенно  неожиданный  оборот.  Пожилые  иностранцы, стали  на  его защиту. Они  поставили такое условие:  у капитана Гришко после этого рейса не  должно быть  никаких  неприятностей. И даже выписали чек для него  в  качестве премии на сумасшедшую сумму по  нашим меркам.  А  также пожелали полностью выкупить такой  же тур на следующий  год, а что самое интересное, с  обязательной высадкой  на  лед. Они  прожили  сытую, спокойную  жизнь, и  для  них  это  было единственное,  по-настоящему  опасное, приключение, которое они захотели еще раз повторить.


Рецензии