Про причины гибели группы Дятлова

Краткая информация о гибели группы Дятлова.

Коротко напомню о трагедии, случившейся в феврале 1959 года. Тогда на самом севере Свердловской области пропала группа туристов из 9 человек, из них 2 девушки, в основном студенты из Свердловска, возглавлял группу И.А.Дятлов. Туристов нашли не одетыми небольшими группами и по одиночке на разном расстоянии от палатки (от 600 м до 2 км). Согласно Википедии причина смерти у шести человек - замерзание, у трех человек причина смерти – воздействие большое силы. Все туристы имели кожные раны и ссадины, 5 человек имели значительные телесные повреждения, у одного человека имелись ожоги 2-й и 3-й степени. Тогда следствие не установило причины трагедии.

В настоящее время имеется до 100 версий происшедшего. СМИ из этой трагедии делают различные шоу. На одно из них я случайно наткнулся больше года назад. Из этого шоу можно было сделать вывод, что к убийству группы Дятлова причастны местные манси. Я нашел, что эта передача шла по Первому каналу, называлось она «На самом деле. Сенсационное признание проводника группы Дятлова»,  посмотреть ее можно по адресу: https://youtu.be/dN7LSVjpPGs

В начале февраля этого 2019 года сообщили, что прокуратура взялась за установление причин гибели группы Дятлова, криминальные причины заранее отметаются, официальное заключение собираются дать в августе: https://teleprogramma.pro/news/509329/

Я думаю, что после упомянутой выше передачи, да еще по Первому каналу, от разного рода комитетов народов Севера поступил шквал возмущения в правоохранительные органы, на телевидение и в другие инстанции. Мне кажется, что именно из-за этой передачи прокуратура взялась установить официальную причину гибели группы Дятлова, естественно, манси будут ни при чем.

После упомянутой передачи я подумал и решил, что действительно, скорее всего, дятловцев убили местные манси. Основной довод – больше никто и ничто не могло привести с этой трагедии. Более детально свои соображения по этому поводу изложу ниже.


О причинах трагедии.

Мне довелось в конце 80-х гг. зимой и летом несколько раз работать в геологии севернее г. Ивделя, где и произошла трагедия (на самом деле не в геологии, а в геофизике, но для читателя это не важно). Один раз участок был в верховьях р. Вишеры, а это примерно в 30 км западнее от перевала Дятлова. Одно время мы на вертолете много летали из Ивделя, и можно было на все посмотреть сверху.

Я уверен, что никаких природных аномалий, способных привести к трагедии, там нет и не было. По-моему, никакие ураганы, лавины и снежные доски не могли привести к трагедии (про это сейчас упоминает прокуратура).

Про военные объекты мне ничего не известно, скорее всего, их там вообще нет. Про военные испытания мне, да и никому другому, тоже ничего не известно. Т.е. связывать трагедию с оборонкой и со спецслужбами нельзя.

Из военных там только охранники, но они сидят с зеками в лагерях или рядом с ними. Лагеря расположены южнее и восточнее перевала Дятлова. Если зеки побегут, то побегут на юг, поэтому ни охранникам, ни зекам на перевале Дятлова делать нечего.

В тех местах мы однажды натолкнулись на рваный кусок алюминия размером порядка метра, на кусок самолета он был непохож (впрочем, самолет тоже находили, правда, в другом районе). Скорее всего, это был кусок ракеты. В Сети есть предположение, что дятловцев могла убить первая ступень ракеты, запущенной с  космодрома Плесецк, этим объясняются и огненные шары, про которые иногда упоминают. Но первые ступени, в основном, падают значительно ближе к Плесецку - в районе Мезени. Вторые ступени при падении разваливаются на мелкие части, или становятся космическим мусором. Конечно, что-то может падать и в рассматриваемом районе (что мы и нашли), но нет никаких фактов, что дятловцев убило падение ракеты.

По-моему, уже тогда стало ясно, что к убийству группы Дятлова причастны местные манси. Можно предположить, что свердловское начальство не решило, что делать и, вроде, следователь съездил в Москву, где ему велели все замять, для исключения межнациональной розни.

Так продолжается до сих пор, всегда первым делом сообщают, что манси ни при чем. По-моему, в вышеприведенной передаче Первого канала просто допустили промашку, погнавшись за сенсацией. Подобная передача была и в этом году, но уже про причастность манси не упоминали.


Кое-какие воспоминания.

Я детали трагедии узнал сравнительно недавно, когда стали все печатать, до этого точно слышал, что туристы пропали. Поспрашивал великовозрастных знакомых, кто жил тогда в Свердловске и в его окрестностях, они тоже знали давно, но без деталей. Когда я там работал, про дятловцев мы ничего не говорили. В Википедии написано, что на похоронах дятловцев было очень много народа, мой двоюродный брат был на этих похоронах. Можно сделать вывод, что секрета из этого не делали, но подробности скрывали.

На следующий год сбили американского летчика-шпиона Пауэрса, так про него сразу все разнеслось, может из-за того, что его самолет упал примерно в 20 км от нашего дома. Уже тогда все говорили, что при этом сбили и нашего летчика, даже упоминали женщину, на чьих руках он умер. Только сейчас стало известно, что это был старший лейтенант Сергей Сафронов.

Наши геологи работали в тех местах в начале 60-х годов, но о трагедии ничего не рассказывали. На работу они брали освободившихся зеков, только они могли преодолевать полевые тяготы. Но вот туристов геологи очень не любили: туристы постоянно терялись, их надо было искать, у них кончались продукты, их надо было кормить.

Я там работал через 20 с лишним лет. И у наших ребят тоже к туристам было не очень хорошее отношение, они со смехом и презрением относились к их огромным рюкзакам, да и к остальным туристическим повадкам. Возможно, и у манси такое же отношение к туристам, туристы, может быть, распугивают дичь, проверяют капканы, тащат, что плохо лежит и, вообще, просто достали.

Только один раз я работал в партии, где была женская топографическая бригада, правда это было южнее. Мне товарищ сказал, что одна из них детдомовская, вторая по национальности коми, а третья, как он выразился, пирует, т.е. любит выпить. Вот только такие девчонки могут работать в геологии.


Почему манси могли убить дятловцев.

Сейсморазведка является главным методом поиска нефти и газа, но ей должна предшествовать гравиметрическая съемка территории. При поисках нефти в Тюмени вся область была уже исчерчена сейсмическими профилями, а про гравику вспомнили только к концу 70-х годов, на нее выделили хорошие деньги, съемка продолжалась лет 10. Гравиметрическая съемка проводилась с вертолета, но в лесу вертолет сесть не может, поэтому леса заснимались пешим образом. Бригаду из 4 – 5 человек выбрасывали примерно на неделю на вертолете, после того, как они все обегают, их забирали.

Той зимой нас забрасывали из Ивделя, однажды выбросили не далеко от зимника до п. Хулимсунт. Возле зимника была изба, но не охотничья, а, скорее всего, для водителей и дорожников. Мы поленились ставить палатку и поселились в этой избе. В тот же день там появились два манси (два манса, как у нас бы сказали), изба была довольно большая, поэтому все разместились.

К вечеру появился КАМАЗ, шофер привез водку для манси за соболей. И манси запили. Днем они высыпались, а ночью бродили по избе и орали, что нас поубивают. Так продолжалось несколько дней, пока не кончилась водка. Мы на ночь прятали ружья, ножи и топоры, если бы мы этого не делали, то не известно, чем бы это закончилось.

По-моему, одного этого случая достаточно для общего объяснения трагедии дятловцев. Пишут, что у северных народов плохо с ферментами для разложения алкоголя, поэтому они легко спиваются. Русские столетиями спаивали северные народы, за бесценок получая пушнину и другие «дары природы». Но и кроме водки, нашествие русских ничего хорошего северным народам не принесло. Северные народы, естественно, это понимают, и испытывать умиления к русским не могут. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке, вот они по пьяни и рассказали, как к нам относятся.

Это, так сказать, историческая причина дятловской трагедии, которая, по-моему, связана с накопившимися обидами у северных народов. В данной статье приводятся мои воспоминания о северных народах и о их взаимоотношениях с русскими, воспоминания дополнены сведениями из Сети.

Конкретной причиной иногда называют ритуальное убийство, вроде, такое было в 30-х годах, когда убили женщину геолога. Еще упоминают, что дятловцы посягнули на святые места манси.

Мы раз наткнулись на небольшой участок леса, где деревья были обвязаны полотнищами ткани, на некоторых из них сохранились фабричные бумажные этикетки. Было немного не по себе от удивления. Возможно, это было какое-то сакральное место манси. Маловероятно, чтобы дятловцы могли как-то напакостить в таком месте: отвязывать или отрезать ткань нет смысла.

Ритуальное убийство и святые места, по-моему, это что-то фантастическое. Мне представляется, что конкретной причиной могли быть обыкновенные бытовые недоразумения, возможно, связанные с алкоголем. Иногда упоминают, что туристы разорили лабаз, принадлежавший манси.


Тюменская область, манси и ханты.

Гравиметрическая съемка проводилась по всей огромной Тюменской области, где живут манси и ханты. Манси, иначе вогулы, численность 12 500 человек, ханты, иначе остяки, численность 31 500 человек. Я почему-то всегда думал, что хантов меньше, чем манси, оказалось - наоборот. Манси встречались западнее, ханты – восточнее.

Государство заботится о северных народах, возможно, не всегда правильно. Но государство не может контролировать бытовые взаимоотношения. По-моему, русские относятся к северным народам с оскорбительным пренебрежением, например, вспоминается присказка, что «самый тяжелый хант вместе с лодкой и сетями весит 30 кг».

В Сети имеется описание т.н. Казымского восстания хантов, которое длилось с 1931 по 1934 г. Восстание произошло из-за политики коллективизации, проводимой Советской властью. Потери в боях со стороны ОГПУ – 8 человек, со стороны хантов – 3 человека, и еще 11 человек были расстреляны после подавления восстания, сколько не вернулось из заключения, точно не известно.

В конце 30-х годов был образован «Ивдельлаг», была проложена железная дорога севернее Ивделя, и началась интенсивная вырубка леса силами заключенных. Вырубка, скорее всего, приводила к значительному сокращению площади тайги, которая кормила манси, что не могло не вызвать их недовольство и раздражение. Это были те манси, которые, возможно, причастны к гибели группы Дятлова.

Обнаружение нефти и газа в Тюменской области оказалось губительным для хантов и манси, нефтяники паскудят не хуже атомщиков. Когда мы говорили, что ищем нефть, то ханты и манси говорили типа: «Ради бога, не находите ее у нас!».
 

Магаданская область, чукчи и эвены.
 
Приведу пару примеров пренебрежительного отношения русских к северным народам уже в Магаданской области. Численность чукчей, или иначе луораветла;нов составляет всего 16 000 человек, я думал их больше. Чукчи больше всех северных народов сопротивлялись русским. Я пытался найти в Сети, как чукчи относятся к анекдотам о них, но конкретного ничего не нашел. Я не думаю, что так же легко и весело, как евреи относятся к анекдотам про евреев.

У нас один парень по пьяни, на спор женился на чукчанке, типа они тоже люди. Когда протрезвел и побежал разводиться, власти ему сказали: «Фиг вам, генофонд чукчей надо улучшать». Он чуть ли не год извивался ужом, пока смог развестись.

Мы тогда забрасывались из п. Эвенск, что находится на берегу Охотского моря. Скорее всего, там живут эвены, или иначе ламуты, численность 22 000 человек, но в Магаданской области их всего 2 500.

Тогда эвены перегоняли оленей, и на наш лагерь вышло штук 10 – 15, они были непугливые. Мы, естественно, штук 5 оленей застрелили. Рассказывали, что олени у северных народов не вполне домашние, они могут уходить к диким оленям, а дикие олени присоединяться к домашним, поэтому на пропажу 5 оленей, возможно, не обратили внимания. Но если 5 оленей представляли значительную ценность, то мне кажется, что эвены были бы не совсем неправы, если бы с нами сделали то, что было сделано с дятловцами.


Красноярский край, эвенки и кеты.

Больше всего мне довелось общаться с эвенками, или иначе тунгусами. Их численность достигает 77 000 человек, но в России их только чуть больше 37 000, остальные живут в Китае и в Монголии, а в Красноярском крае чуть больше 4 000.

Мы почти все лето на Подкаменной Тунгуске работали с эвенком, звали его Юра, он был кадровым охотником. Как я понимаю, кадровый охотник - это охотник, у которого есть свой участок тайги, где он зимой ловит соболей и других зверей капканами, или самодельными кулемками. У Юры был такой участок, другой охотник не имел права там промышлять.

Юра обеспечил нам комфортную жизнь. В палатках днем было очень жарко, а комары туда набивались килограммами. Юра соорудил чум, там было прохладно, а от комаров надо было поддерживать дымокур с красным листвиничным гнильем, от белого глаза режет.

Юра обеспечил нас едой, он застрелил лося, и мы все время были с мясом. У нас был армейский карабин, который пробивал насквозь толстенные деревья. А у Юры было простое одноствольное курковое ружье 32 калибра с толстыми стенками у дула. Он просто в земле натыкал палочкой ямок, залил туда свинец и наделал пуль. Он набивал гильзы порохом почти до верху, так что пуля торчала. И вот этой хренью он завалил лося, пуля прошла почти всего лося по диагонали, не хуже, чем из армейского карабина. Мясо он засушил, так что почти ничего не пропало.

Юра, пытаясь сделать нам приятное, угощал нас деликатесами, например, сырой печенью лося, или рыбой с душком. Но мы это есть не могли, и он от этого расстраивался.

Юра был весьма талантлив, он углем нарисовал довольно реалистично голую женщину. Пел нам «Эвенкийский вальс», слова и мелодию которого сам сочинил, естественно, этот вальс у него украли.

По незнакомому лесу я могу ходить по компасу или по солнцу, мох на деревьях, муравейники и т.д. - это все фигня. У Юры была способность как бы создавать без компаса в уме карту местности, как сейчас это делает GPS навигатор. Путь туда он проделывал с нами, а обратно шел своим, более легким путем, и нас встречал чаем.
 
Но самое интересное – это были рассказы Юры про свою жизнь и про жизнь эвенков вообще. Больше всего в жизни он ненавидел «ангарцев», так он называл старообрядцев, или их потомков, которые добрались до Подкаменной Тунгуски с Ангары. У нас на Урале их называли кержаками.

Юра очень ненавидел «ангарцев» за их жадность. Он говорил, что эвенки берут от тайги ровно столько, сколько надо для жизни, а «ангарцы» выметают все подчистую так, что тайга потом не может восстановиться. Он рассказывал, что «ангарцы» захватывают лучшие охотничьи участки, оставляя эвенкам самые дальние и бедные участки. В общем, для Юры «ангарцы» были главным врагом в жизни.

Есть очень хороший четырехсерийный документальный фильм «Счастливые люди» про жизнь потомков старообрядцев в п. Бахта на Енисее (есть и односерийная версия). Там показано местное население - кеты, или иначе енисейские остяки, которых осталось немногим больше 1000. В этом фильме кеты доведены до крайней степени деградации, ни о какой промысловой охоте для них не может быть речи. Один из них сказал, что в этом виноваты русские.

У Юры было весьма сильное чувство собственного достоинства, но и весьма сильная обидчивость. Мне до сих пор стыдно, что я его обидел тем, на что, по-моему, обижаться не стоило, естественно, что мы потом помирились. Возможно, что сильная обидчивость северных народов сыграла не последнюю роль в трагедии дятловцев.

О том, что северные народы плохо переваривают алкоголь, мы убедились, когда до него дорвались. Наш Юра угодил в больницу с желудком. Я не припомню, чтобы Юра, или еще кто-то из эвенков по пьяни нам грозились.

При расставании Юра подарил свое ружье 32 калибра моему товарищу, а мне подарил пальмУ, т.е. подарил самое ценное, что у него было. Такого бескорыстия и доброты можно ожидать только от северных народов.

ПальмА – это такая хрень, вроде ножа, заточенного на одну сторону, которую эвенки привязывают к палке. С ее помощью прорубают дорогу для оленей и используют вместо топора, впрочем, и топор они затачивают на одну сторону. Еще пальмУ они используют против медведя, когда ранят его, например, из мелкашки. Они наклонно упирают палку тупым концом в землю, а медведь, якобы, сам на нее накалывается.

Все верят в сказку, что северные народы попадают белке в глаз. Один эвенк, но вроде не Юра, рассказывал, что он крутится вокруг дерева, пока не окажется, что из-за ствола дерева торчит только голова белки, тогда он стреляет в нее дробью и шкурка не портится.

В начале статьи фото, на котором Юра слева, я справа, посредине пес Граф. Виден чум, где мы жили. Юра соорудил из жердей и дранки что-то типа противня, на котором сушилось мясо лося, на правом крае фотки выступает угол этого противня в виде  небольшого треугольника.


Про Тунгусский метеорит.

Юра жил в п. Ванавара, там же была база нашей партии. Ванавара является самым ближним поселком к месту падения Тунгусского метеорита, куда идет т.н. тропа Кулика, примерно 70 км. Я не собираюсь подробно писать про этот метеорит, хватит с меня перевала Дятлова, просто напишу, что есть в Википедии и что видел тогда, т.е. в 1970 году.

Минеролог Л.А.Кулик первым исследовал Тунгусский метеорит в 20-х годах. Итоги его работы в 1949 году подвёл его ученик и участник экспедиций Е.Л.Кринов в книге «Тунгусский метеорит».

После Л.А.Кулика Тунгусским метеоритом занимался геолог Б.И.Вронский, который написал очень популярную книжку «Тропой Кулика». Я тогда видел Б.И.Вронского, он уже был старенький, до метеорита мог бы добраться только на вертолете, летал туда, или нет, я не знаю.

Заправлял тогда всем там Н.В.Васильев, профессор Томского мед. института, впоследствии академик АМН СССР, он написал книжку  «Тунгусский метеорит. Космический феномен лета 1908 г». Н.В.Васильев заправлял тогда т.н. Комплексной самодеятельной экспедицией (КСЭ), к нему съезжались энтузиасты и землепроходимцы со всей страны, в основном, студенты из Томска. Н.В.Васильева я тоже видел, он был тогда в самом соку.

Еще там был геофизик А.В.Золотов, он заходил к нам в камералку, мы с ним разговаривали. Он носился с идеей, что там был ядерный взрыв, пилил старые деревья, чтобы отыскать следы радиации, написал книжку «Проблема Тунгусской катастрофы 1908 года».

Мы познакомились с участниками КСЭ - студентами и студентками Томского мед. института, разговаривали, немного выпивали. Они рассказывали, как ползали по болотам на месте падения метеорита, искали там оплавленные и остеклованные шарики, чтобы потом раздавить и по выделившемуся газу проверить кометную природу метеорита. Добирались они до метеорита и обратно пешком. Когда я им помогал таскать барахло в аэропорт, то меня очень поразили эти девчушки медички, как они таскали неудобные тяжелые ящики.

Сейчас из Тунгусского метеорита соорудили аттракцион, устраивают платные туристические маршруты, богатых клиентов возят туда на вертолете и т.д. То же происходит с перевалом Дятлова. А еще в том районе нашли нефть, и Ванавара стала небольшим центром нефтеразведки и нефтедобычи. Можно предположить, что кадровых охотников эвенков в Ванаваре сейчас не осталось.


Рассуждения про северные народы.

Чем больше я писал про северные народы, тем более симпатичными они мне становились. Это очень умные, гордые, но и обидчивые люди, которые, на мой взгляд, во многом превосходят среднестатистического россиянина. У меня на этот счет родилась собственная теория.

Человек примерно 10 – 12 тысяч лет назад из охотника и собирателя превратился в земледельца и скотовода. Пахать землю и жать пшеницу, по-моему, гораздо проще и безопаснее, чем выслеживать зверя, убивать его, или погибать самому. Поэтому, возможно, эволюция человека, как вида, с того времени прекратилась, и даже началась деградация. Но северные народы как охотились, так и продолжают охотиться, поэтому в развитии они ушли дальше нас. Я поискал, но подобных теорий не нашел, поэтому могу поздравить себя с новой научной гипотезой.

Разница в уровне жизни русских и северных народов, по-моему, связана не с разницей развития, а с разницей морали. Добрым и бескорыстным северным народам невозможно конкурировать с жадными «ангарцами». Можно еще добавить про «силу, наглость и хамство» русских, согласно моему однофамильцу актеру Алексею Серебрякову.

Я думаю, что северные народы понимают, что по развитию они превосходят русских, это усиливает обиду к пренебрежительному отношению к ним. Исследования показали, что межэтническая напряженность, связанная с неуважением обычаев северных народов, превосходит напряженность, связанную с имущественным неравенством:
Иногда пишут про геноцид северных народов. По-моему, это преувеличение, хотя бы потому, что численность северных народов не падает, но и не растет. Согласно https://amarok-man.livejournal.com/2969195.html численность практически всех народов заметно не изменилась с 20-х годов.

Я постарался объективно описать северные народы по личному опыту и с привлечением сетевого материала. Пусть читатель сам решает о причастности местных манси к убийству группы Дятлова.


Рецензии
Спасибо, Борис, за интересную информацию о северных народах! И ваша версия о причастности манси к гибели группы Дятлова наиболее вероятна. При строительстве железной дороги в районе Ивделя были случаи убийства строителей. Запугивали. При изыскании нефтепровода с Еты-Пуровского месторождения нам пришлось пожить у ненцев в чуме. У меня об этом "Цена за баррель Часть 1".
С уважением,

Борис Киселёв   30.01.2023 20:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.