Бои между советскими и американскими летчиками

Как известно из истории, во время Второй мировой войны наши и американские летчики тесно сотрудничали. Во-первых, летчики США перегоняли американские истребители на Чукотку, а далее наши летчики через всю Сибирь, как называется, своим ходом, доставляли истребители к местам дислокации, чтобы после осмотра материальной части и овладения новым для них самолетом советские летчики шли в бой. 

Кроме этого, в  годы Второй мировой войны сотрудничество осуществлялось не только при перегоне военной техники, но и непосредственно в боях. Уникальная страница истории - непосредственное взаимодействие ВВС США и СССР при проведении "челночных операций" американской стратегической авиацией. Для реализации планов взаимодействия нужны были аэродромы на территории Советского Союза. Идея создания таких баз воздушного флота Америки родилась в 1943 году. США располагали могучим воздушным флотом. Но базировался этот флот в Англии и Италии. Сложности у союзников возникали главным образом из-за того, что у истребителей сопровождения был гораздо меньший радиус действия, чем у бомбардировщиков. Поэтому американские "летающие крепости" не могли достичь многих объектов в восточной части Германии, а также на территории её сателлитов. Тогда возник оригинальный план: организовать сквозные полёты из Англии и Италии в СССР с попутным нанесением бомбовых ударов по военным объектам противника. Дозаправившись на советской территории и загрузившись бомбами, эскадра должна была повторить маршрут в обратном направлении.

В качестве такой гигантской базы и был избран Полтавский аэродромный узел. Данная операция получила название "Фрэнтик" (Frantic). С него действовали несколько авиагрупп 15-й ( Италия ) и 8-й ( Англия ) воздушных армий, объединенных в Восточное командование. Кроме военных целей Рузвельт преследовал и несколько иные. Американцы делали всё, чтобы завоевать доверие русских, а затем добиться от них выделения аэродромов для американской стратегической авиации на Дальнем Востоке... Была и более близкая цель. В преддверии вторжения союзников во Францию, действия американцев в России отвлекли бы с Западного театра военных действий средства ПВО на восток, ослабив группировку противовоздушных сил в районах предполагаемой высадки. В 1944 году с июня по октябрь с Полтавского аэродромного узла 7 оперативных групп провели 18 воздушных операций. В них участвовало 1030 самолётов, в том числе 529 Б-17. На объекты противника было сброшено 2 тысячи тонн бомб, уничтожено 230 самолётов врага. Американцы потеряли 68 самолётов. Были случаи совместных действий американской и советской авиации. 6 июня 1944 года американские бомбардировщики совместно с советской авиацией нанесли сокрушительный удар по аэродрому в порту Галац в Румынии. Это ни разу не освещалось ни в советской, ни в американской печати в силу секретности операции.

Но через несколько лет, во время Корейской войны, наши и американские летчики воевали по разные стороны баррикад.  Армия США, используя флаги НАТО, официально воевала на стороне Южной Кореи, а СССР поддерживал Северокорейскую республику. Для этого Москва направила в Корею военных советников и летчиков, управляющих реактивными истребителями МиГ-15.

Мой рассказ составлен по материалам статей Юрия Мухина и Александра Бражника, найденных в Интернете.  Из других материалов известно, что сбил двух американских летчиков во время Второй мировой войны и наш ас, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб во время боев над Германией. Американцы не поняли, что самолет, на котором летал Кожедуб, советский, и атаковали его. Пришлось показать им, кто в небе хозяин.  Кожедуб был в качестве военного советника и в Корее, но вступать в бои с американцами ему категорически запрещалось.

Наиболее яростные схватки советских и американских пилотов происходили вдоль южного берега реки Ялуцзян. Военнослужащие США называли эту часть Кореи «Аллея МиГов». Именно здесь произошел бой, который вошел в историю ВВС США как «Черный четверг».

В четверг 12 апреля 1951 года американское командование решило провести самый крупный авианалет за всю войну. Цель — бомбардировка железнодорожного моста через реку Ялуцзян, без которого снабжение северокорейской армии становилось невозможным. Для выполнения задания в небо поднялось 28 тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress, что переводится как «сверхмощная летающая крепость». Сопровождало их от 80 до 100 истребителей разной модификации.

На перехват американской воздушной армады вылетело 48 советских реактивных МиГ-15, которым поставили задачу: не ввязываясь в бой с истребителями, уничтожать бомбардировщики. Советские пилоты с большой высоты двойками и четвертками налетели на противника. Так как американские бомбардировщики со всех сторон защищены крупнокалиберными пулеметами, то МиГи атаковали с безопасного расстояния.
 
Участник атакующей группы, капитан Лев Иванов, так описывал первые мгновения боя: «Подбил «Крепость» первой же очередью, метров с восьмисот, потом прорвался через заградительный огонь и вторую очередь всадил в упор, так что только клочья полетели. Экипаж выбросился с парашютами, их там человек десять было, не меньше. Тут на нас навалились истребители прикрытия, и завертелась карусель».

Это написал Александр Бражник. А вот что я прочитал об этом бое у историка Юрия Мухина. Но вначале о том, почему американским самолетам  был нанесен такой урон. Все дело во взрывчатке, которой были снаряжены пушки наших МИГов.  Теперь передаю слово Мухину.

Вначале он пишет о том, что  обращения изобретателя взрывчатки Ледина о начале производства очень мощной взрывчатки в разные инстанции не дало результата.
И тогда матросу Ледину приходит в голову здравая мысль обратиться в политорганы – к комиссарам. Он пишет рапорт начальнику политотдела Центральных управлений и Главного Морского Штаба генерал-лейтенанту Н.Д. Звягину, и тот понял матроса с полуслова. Звягин идет к наркому ВМФ адмиралу Кузнецову и заставляет его заняться взрывчаткой «А-IX-2». Нет, Кузнецов не побежал докладывать о ней Сталину, но милостиво согласился, чтобы Ледин написал письмо в ГКО за подписью Кузнецова, и ввиду недоумения начальника Политотдела вынужден был это письмо подписать. Так о взрывчатке «А-IX-2» наконец узнал Сталин.

Дело немедленно закрутилось. Сначала ГКО выдает команду наркомату боеприпасов, но там дело запутывают и называют ГКО мизерные цифры производства «А-IX-2». Тогда 7 декабря матроса Ледина, вернувшегося с московских фабрик, хватают чины наркомата боеприпасов, сажают в машину и везут в Кремль, где в коридоре приезда матроса ждут Маленков, Пономаренко, наркомы, командующие родами войск, толпа генералов. Толпа расступается, открываются двери, и матрос Ледин в мокрых валенках предстает перед Верховным Главнокомандующим. Ледин докладывал ему без регламента – 40 минут. Измученный сплошными отказами, изобретатель, чтобы не нарваться на отказ и в ГКО, высказал предложение о производстве своей взрывчатки в объемах, возможных с точки зрения тогдашнего развития промышленности. Это возмутило Верховного: Красная Армия должна иметь оружие не сколько можно, а сколько нужно! Кроме этого, Сталин тут же нашел этой взрывчатке применение, о котором Ледин сам не догадался, – снаряды авиационных пушек.

Дело в том, что у авиационных специалистов не было единого мнения о том, что ставить на самолет – пушку или несколько пулеметов вместо нее. Снаряд авиапушки маленький, взрывчатого вещества в него входит очень мало и эффект от его взрыва совсем небольшой. Несколько скорострельных пулеметов могут нанести самолету противника гораздо более серьезные повреждения, чем взрыв маломощного снарядика, снаряженного тринитротолуолом.
Раз уж я отвлекся, то закончу об авиационных пушках. До Второй мировой войны, во время нее и некоторое время после немцы и мы предпочитали на самолете пушку, а англичане и американцы – по 12-14 пулеметов. И этот спор, по сути, решила только Корейская война в начале 50-х годов, в которой американцы, после снарядов немецких авиапушек, познакомились, наконец с авиационным снарядом, снаряженным взрывчаткой «А-IX-2».

Тогда наши реактивные истребители МИГ-15 бис несколько уступали американским более тяжелым реактивным истребителям F-86 «Сейбр» на виражах, но превосходили в скороподъемности. Т.е. возможности авиатехники США и СССР были примерно равны, а к концу Корейской войны американцы в техническом совершенстве самолетов нас даже превосходили. Но на наших истребителях стояли две 23-мм и одна 37-мм пушки конструктора Нудельмана, а на «Сейбрах» двенадцать 12,7-мм пулеметов «Браунинг». После появления в Корее МИГов американцы поставили крест на своих «Летающих крепостях» В-29, которые до этого считали неуязвимыми (за что их и называли «крепостями»). В-29 имел бронирование, 4 мотора, 9 т бомб, 12 членов экипажа и 12 огневых точек с автоматической наводкой на цель. Считались эти самолеты неуязвимыми потому, что истребитель имел возможность стрелять по «Крепости» максимум 2-3 секунды, после чего он или проскакивал цель, или его сбивали бортовые пулеметные установки В-29.

В «черный вторник» для «Летающих крепостей» 21 самолет В-29 вылетел под охраной 200 американских истребителей. Нашим 44-м МИГам остался только один тактический прием – сверху вниз пронизать строй этих истребителей и строй В-29. Сделали они это один раз, американцы тут же свернули к береговой черте, за которую нашим истребителям было запрещено залетать. Было сбито 12 из 21 В-29, из оставшихся 9 не было ни одного, который бы вернулся на базу без убитых и раненых членов экипажа. Попутно сбили и 4 истребителя. У наших МИГов потерь не было. Три дня ошарашенные американцы вообще не вылетали. Потом под мощным прикрытием послали на пробу тройку В-29. Эти были сбиты все. После чего стали посылать «Летающие крепости» только ночью, а потеряв сбитыми 69 «крепостей», вообще прекратили их использовать.

Советские ВВС потеряли в Корейской войне 335 самолетов всех типов и сбили, по нашим неполным подсчетам, 1106 самолетов. (Нашим летчикам засчитывался сбитый самолет, если он падал на территорию Северной Кореи, а если падал в море или дотягивал до Южной, то не засчитывался). Соотношение 3:1 в пользу советских ВВС, а по реактивным истребителям – 2:1

Так что Сталин понимал, о чем говорит, когда предложил снаряжать взрывчаткой Ледина снаряды авиационных пушек – эти снаряды даже в «Летающих крепостях» делали дыры площадью в 2x2м. (Больше входной двери, если кому-то захочется образно представить, что это такое).- Ю.М.

Снова цитирую А.Бражника.
 
Неожиданная атака принесла свои плоды, участник сражения, летчик-ас Сергей Крамаренко, вспоминал: «...Находимся как раз над бомбардировщиками. Наши МиГи расстреливают «летающие сверхкрепости». У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят». Американцы выпрыгивали из горячих машин с парашютами, и от количества белых куполов в небе казалось, что это высадка десанта. Советские самолеты, истратившие боезапас, продолжали кружить над противником, оказывая на него психологическое давление. Американские летчики не выдержали боя и повернули назад.
 
За 10 минут ВВС США потеряли 10 «крепостей» и 4 истребителя, все уцелевшие бомбардировщики получили разные повреждения. 120 американских летчиков попали в корейский плен. Среди уцелевших экипажей были убитые и раненные. Советские ВВС вышли из боя без потерь.
 
Поражение в небе заставило командование США пересмотреть концепцию возможной войны с Советским Союзом. Оказалось, что реактивные истребители МиГ способны без поддержки зенитной артиллерии и приказа на преследование за один бой сбить 25% бомбардировщиков. Поэтому от предполагаемого авиационного удара по территории СССР Вашингтон отказался.

Наиболее результативным советским пилотом Корейской войны был Николай Сутягин, сбивший 21 американский самолет. На одну меньше воздушную победу имел Евгений Пепеляев. Главный американский ас, Джозеф Макконел, записал на свой счет 16 сбитых советских летчиков. США заявляли, что в боях на «Аллее МиГов» их ВВС уничтожили 900 самолетов СССР. Советская сторона говорила о 1097 подбитых американских истребителях и бомбардировщиках, которые обошлись в 319 машин – А.Б.

Противостояние в воздухе между нашими и американскими летчиками сохраняется до сих пор. Правда, справедливости ради надо сказать, что пока оно виртуальное, когда сравниваются не летчики, а самолеты, на которых они летают.  Эксперты спорят,  какой самолет лучше. Или наши Су-35 и Су-54, или американские Ф-22 и Ф-35.  Но, как известно, в воздушном бою побеждает не самолет, а летчик.  И не дай Бог, если это придется проверить в настоящем бою.


Рецензии
Да, славное было времечко! И КНДР, где голодает половина населения - зримый его результат

Дмитриев   26.07.2019 08:07     Заявить о нарушении