Тмутараканские истории

Знаменитый летописец Киево–Печерского монастыря Нестор в «Повести временных лет», помимо главного вопроса отечественной истории — откуда пошла земля русская, упомянул и о существовании в составе Киевской Руси Тмутараканского княжества.

Почти все отечественные историки единодушно считают остатками Тмутаракани многослойное городище, расположенное в станице Тамань. Чтобы понять, почему столь отдаленный от Киева город стал в X веке владением русских князей и частью русского мира, необходимо совершить краткий экскурс в историю этих мест.  Известно, что в античное время Таманский полуостров входил в состав Боспорского царства, а затем был завоёван Римской империей.

Многие века эта земля объединяла интересы народов Моря и Степи. И тем и другим было выгодно поддерживать обмен продуктами, обеспечивающий цивилизационное развитие. Долгой мирной идилии здесь не происходило. Великое переселение народов, подобно разрушительным волнам цунами, стирало следы греческих агор и римских форумов... Однако энергетика, взаимодействия культур Востока и Запада, не позволяла этим местам долго пустовать.

Порядок наступил в момент рассвета Византийской империи в VI в. н.э.м  Благодаря византийцам на Тамани и в Крыму  восстанавливается хозяйственная жизнь, налаживаются торговые связи, распространяется христианство. Судя о подписи епископа Иоанна под решением Константинопольского собора в 519 г., в Фанагории существовала епископская кафедра. В Тамани найдена надпись, свидетельствующая о строительстве здания при участии чиновника византийского императора Юстиниана.

Одновременно с возрождением городской жизни на Боспоре стабилизируется и жизнь кочевых племен. Во второй половине VI в. возникает Тюркский каганат, западным крылом которого стали северокавказские степи. Правил этими территориями Турксанф — сын кагана Истеми. Византия была крайне заинтересована в союзнических отношениях с тюрками, поскольку вела беспрерывные войны с Ираном. К Турксанфу прибыл византийский посол с предложением принять участие в совместной войне против Ирана, но тюрки выбрали другой маршрут. В 576 г. Турксанф направил свои орды на завоевание Боспора, объявив тем самым войну самой Византийской империи. Города Таманского полуострова вновь подверглись нападению, и некоторые из них закончили свое существование под слоем золы и пепла.

Победители быстро проели награбленное и стали выяснять отношения между собой. В междуусобице схлеснулись болгары и хазары. Победа и власть над Таманью достались Хазарскому каганату. Конечно тюркам повезло, что у соседки Византии дел в дальних палестинах было полно. Арабы захватывали одну провинцию за другой и угрожали самому Царьграду. "Не до жиру- быть бы живу!"

Вместо вражды с вероломными хазарами был заключён мир. Боспорские греки поняли, что мир изменился надолго и постепенно переняли тюркские обычаи. Мир снова дал шанс для рассвета торговли. Тамань и Крым приобрели важное стратегическое значение.

Здешние города принимали активное участие в политической жизни Хазарии и Византии. Так, в конце VII в. в Фанагории жил свергнутый с престола византийский император  Юстиниан II. Хазарский каган выдал за него замуж свою сестру, названную при крещении Феодорой. При Юстиниане находился личный представитель кагана Папаций, который совместно с византийцами организовал заговор против опального императора. Феодора предупредила мужа о грозяшей опасности, и Юстиниан уничтожил заговорщиков, а позднее вернул себе византийский престол.

Крупнейшим городом Хазарского каганата на Таманском полуострове становится Таматарха — бывшая греческая Гермонасса. В VIII в. здесь создается самостоятельная Таматархская епархия — несомненный показатель возросшего значения этого города.

В конце VIII в. верхушка. Хазарского каганата принимает иудаизм. Эта акция имела значение политического самоутверждения в глазах православной Византии и мусульманского Арабского Халифата. При раскопках таманских городищ найдено огромное количество надгробий с иудейской символикой. Этот факт говорит о том, что иудейская религия распространилась на широкие слои таманского населения в IX-X вв.

Со второй половины IX века через нижнюю Волгу в Европу вновь хлынули тюркоязычные племена. Авангардом нового переселения народов были обитавшие в заволжских степях печенеги.

Феофилакт Болгарский, так охарактеризовал действия непрошенных гостей: «Их набег — удар молнии, отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко от быстроты бега. Нападая, они всегда предупреждают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о них услышать. А главное, они опустошают чужую страну, а своей не имеют».

Хазары первыми услышали пение печенежских стрел и свист их сабель.  Им удалось устоять и даже частично разбить печенегов, но силы были подорваны.

 Добил Хазарское государство русский меч. Языческая Русь — новорожденное государство, соперник христианской Византии и иудейской Хазарин — к этому времени уже набирала силу.

 В 945 г. киевский князь Игорь заключил договор с Византией, согласно которому Русь обязалась защищать Херсонес (современный Севастополь) от черных болгар, как называли тюркоязычное население Приазовья. Договор говорит о том, что русское государство обладало уже достаточным авторитетом, позволившим ему брать на себя гарантии в урегулировании отношений между населением Хазарского каганата и подданными Византии.

Молодая Русь впервые ставила перед собой задачу выхода к Черному морю — задачу, на окончательное решение которой потребовалась почти тысяча лет.

«Реки — божьи дороги», — говорили в древности, значит, они принадлежат всем и никому. Но было время, когда истоки Волги, Дона и Днепра находились на русской территории, а в устьях стоял Хазарский каганат. Затор на пути к морям и дальним странам предстояло разрушить военным напором.

В 965 г. Святослав Храбрый наголову разгромил хазар. Академик Б. А. Рыбаков писал, что походы Святослава были похожи на сабельный удар, прочертивший по карте Европы широкий полукруг со Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу, Причерноморью до Балкан. Так в составе Киевской Руси появилось Тмутараканское княжество. Его стольным градом стала хазаро–византийская Таматарха, зазвучавшая по–русски как тмутаракань.

 В 988 г. Владимир Святославич, креститель Руси, посадил на Тмутараканский престол своего сына Мстислава. В 1022 г. Мстислав из Тмутаракани совершает поход на косогов и побеждает в единоборстве их князя Редедю, а затем уже совместно с хазарами идет на своего брата киевского князя Ярослава и разбивает его близ Чернигова.

В 1026 г. братья, съехавшись для перемирия, «разделиста по Днепр Русскую землю; Ярослав приясю сторону, а Мстислав ону», т. е., по свидетельству летописца, Тмутараканский князь присвоит себе Левобережье Днепровской Руси. Почти 50 лет Тмутаракань находилась под могучей дланью князя–богатыря Мстислава Храброго. Это был период расцвета отделенного от Руси приморского княжества.

Мстислав умер, не оставив наследника, и его владения перешли к киевскому князю Ярославу, названному к этому времени Ярославом Мудрым, который, в свою очередь, завещал свои черниговские владения сыну Святославу, положившему начало свержению братьев с княжеских престолов. На Руси начался мрачный период династических распрей, заговоров, клятвопреступлений, тайных и явных убийств. Тмутаракань стала убежищем для многих опальных и обделенных князей.

Святослав II Тщеславный сажает на тмутараканский престол сына Глеба. Но князь Ростислав, другой внук Ярослава Мудрого, изгоняет Глеба и сам становится Тмутараканским князем. Глеб обращается за помощью к отцу, и дружина Святослава вступает в Тмутаракань. По этому поводу летописец говорит, что Ростислав покинул город, не желая сражаться с дядей, но стоило последнему уйти, как он вновь изгоняет Глеба.

С именем Ростислава связано усиление русского влияния на Северном Кавказе и, возможно, присоединение к Тмутараканскому княжеству Керчи. В 1066 г. Ростислав был отравлен византийским чиновником из Херсонеса, растворившим в чаше с вином яд, скрытый под ногтем. Летописец говорит, что Византия «убоялась» воинственного тмутараканского князя, а некоторые историки полагают, что эта жесткая акция была услугой Византии Святославу, находящемуся в дружеских отношениях с империей.

С Тмутараканью связана деятельность одного из родоначальников русского летописания инока Киево–Печерского монастыря Никона. Спасаясь от гнева киевского князя Изяслава, он бежит в далекую Тмутаракань, основывает здесь монастырь и ведет записи, вошедшие позднее в «Повесть временных лет». После смерти Ростислава Никон обращается к Святославу с просьбой посадить Глеба на Тмутараканское княжество. Такова была воля жителей города. Глеб в третий раз появляется на тмутараканском престоле и вскоре измеряет ширину Керченского пролива,, считая, вероятно, что Крымский берег — часть его княжества. «В лето 6576, Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен», — гласит надпись на камне, найденном в Тамани при разборке старой турецкой крепости. Сейчас тмутараканский камень экспонируется в Эрмитаже, а в таманском музее хранится мемориальная колонна с надписью о находке, сделанной в 1803 г. академиком Н. А. Львовым–Никольским. «Свидетель веков прошедших послужил великой Екатерине к обретению исторической истины о царстве Тмутараканском, найденном в 1792 г. атаманом Головатым. Свидетельство его свету сообщил граф Пушкин…»

В 1077 г. в Тмутаракани княжит брат Глеба — Роман. Борьба за наследство продолжается уже новым поколением князей. В Тмутаракань бежит изгнанный киевским князем Всеволодом двоюродный брат Романа Борис, а вскоре и родной брат Олег. Они обращаются за помощью к половцам, к тому времени уже прочно обосновавшимся в степях Северного Причерноморья. Коварные союзники убили князя Романа, погиб в борьбе с киевским князем Борис, а Олег был схвачен в Тмутаракани хазарами и отправлен в Константинополь, вероятно, в качестве заложника. В результате этих драматических событий Тмутараканское княжество достается киевскому князю Всеволоду, который сажает здесь своего наместника Ратибора.

Вскоре появляются новые действующие лица древнерусской политической трагедии — молодые князья Давид и Володарь. Последний был сыном отравленного в Тмутаракани Ростислава. Они изгоняют Ратибора и ненадолго становятся во главе Тмутараканского княжества.

В 1083 г. из Византии возвращается Олег. За год ссылки на острове Родос он обзавелся семьей, женившись на знатной патрицианке Феофании Музолон, и принял при крещении новое имя — Михаил. В Тамани найдены монеты тмутараканского князя Олега–Михаила. Они сделаны из серебра и по внешнему виду напоминают византийские милиарисии.

Олег изгнал из Тмутаракани Давида и Володаря, перебил предавших его хазар и стал готовиться вновь к борьбе за отцовские земли. В 1093 г. умирает киевский князь Всеволод, и уже через год Олег «ступает в злат стремен в граде Тмутараканё» и начинает совместно с половцами новую войну за свои династические интересы.

Современники этих событий осудили действия Олега, а для потомков он стал родоначальником целой династии коварных Ольговичей — союзников половцев, заклятых врагов земли русской. Автор «Слова о полку Игореве» навеки заклеймил его печальным прозвищем «Гориславич». Он с болью писал:

   "Той бо Олег мечем крамолу ковше               
        И стрелы по земле сеяше."

После 1094 г. Тмутаракань в русских летописях больше не упоминается. Дикое поле половцев, союзника Олега Гориславича на долгое время отрезает Тмутаракань от русской земли. Герой «Слова о полку Игореве» князь Игорь, внук Олега Гориславича, уже организует поход свой, дабы «поискати града Тмутараканю». Для него она «земля незнаема». Дальнейшие события русской истории привели к окончательному забвению далекого приморского княжества.

Но это опять-таки не значит, что население его бесследно исчезло. Оно не могло исчезнуть, как не исчезали и города, не исчезала и жизнь в них. Оторванное от центра, предоставленное самому себе, княжество еще теснее сблизилось с тюркскими народами, более усиленным темпом началось смешение с инородной кровью, при этом было сохранено свое славянское лицо, своя христианская религия.

Город продолжал жить, даже преуспевал, вернувшись в сферу влияния Византии. Арабский географ Идриси в 1154 г. сообщает, что город Матарха (Тмутаракань XII в.) густонаселен и весьма цветущ. Тот же Идриси в своем подорожнике упоминает еще один город — Руссию, расположенную в 20 милях от Матархи. Может быть, крупное средневековое городище в станице Голубицкой близ Темрюка и есть та самая Руссия? Косвенное подтверждение этому — печать Феофании Музолон, в которой она, будучи женой князя тмутараканского, именует себя архонтиссой Руссии, т. е. правительницей соседнего города. По Идриси, между жителями Матархи и Руссии шла постоянная война. Можно предположить, что эта вражда возникла после того, как Олег из политических соображений женился на дочери половецкого хана Осолука, а Феофании выделил Руссию, куда она и перешла со своей византийской дружиной. Тогда постоянная война объясняется конфликтом между византийской и половецкой партиями внутри тмутараканского княжества. Передача города Феофани 'Музолон могла быть ранее оговорена при составлении брачного контракта, заключенного еще в Византии. В своей печати Олег называл себя архонтом Матархии, Зихии и всей Хазарии. Соседняя Руссия в этом перечне отсутствовала, зато она упоминалась в договоре византийского императора Мануила 1169 г. с генуэзцами.

 Договор предусматривал свободную торговлю генуэзских купцов повсеместно, за исключением Матархи и Руссии. Вероятно, война между половецкой и Византийской партиями кончилась в пользу сограждан Феофании. Половцам, с их экстенсивной формой скотоводства, важны были дружеские отношения с торговыми городами, на площадях которых нельзя пасти табуны коней, зато можно приобретать полезные вещи из Константинополя — Парижа средневекового времени. Но к сожалению, счастье мира для этих мест было недолгим.

XIII в. стал кровавым для судеб многих народов. Степь в очередной раз выбросила из глубин Центральной Азии полчища завоевателей. Нашествие Чингисхана стёрло цивилизациии Средей Азии и  создало угрозу миру на просторах русской равнины. Рюриковичи не смогли противостоять напору степняков и на долгие века ушли в тень Золотой Орды. Зато среди "диких друзей степи" был переизбыток харизматичных лидеров. Особое место среди них занимал  верный "пёс чингизидов" темник Ногай.

Поначалу Ногай не претендовал на самостоятельную роль в иерархии улуса Джучи (больше известного под названием Золотая Орда), но успехи в дальних походах придали полководцу уверенности и подтолкнули к самостоятельной политике.

 В 1273 году Ногай вступил в брак с дочерью византийского императора Михаила Палеолога Ефросиньей. Благодаря такому ходу золотоордынский темник, не имевший права на титул хана, превратил себя в полноценного европейского монарха. В качестве благодарности за дочь Михаил Палеолог потребовал от Ногая военной помощи в конфликте с болгарами и незамедлительно получил её.

Ощущая поддержку войска, Ногай стал формировать собственное государство.В 80-е и 90-е годы он добился абсолютного влияния на политику Золотой Орды и привёл к власти собственного ставленника - Тохта. Новый Хан одарил верного раба Таманью и Крымом, что  превратило того в независимого государя.

Богатства торговых городов Приазовья и Тавриды позволили Ногаю собрать огромную армию и нанести поражение бывшему сюзерену. Триумф был недолгим, поскольку в монгольской верхушке были сильны родо-племенные традиции. Выскочка Ногай оказался выше многочисленных мелких  мурз, числившихся среди необъятной родни чингизидов. Этот факт подрывал устои монгольской жизни. Прозревшие степняки переметнулись к Тохту. Ослабленное войско Ногая потерпело сокрушительное поражение. Самозванного хана обезглавили, но след его орды не затерялся. Ногайская ветвь кочевников играла заметную роль в истории Северного Причерноморья и Кавказа вплоть до присоединения русскими Крыма в ХVIII веке.

Но вернёмся "на круги своя"...
Победивший золотоордынский Хан не стал раззорять Крым и Тамань, поскольку они играли важную роль в торговом обмене между Востоком и Западом. После опустошения Константинополя крестоносцами византийские торговые фактории перешли под контроль генуэзцев. Предприимчивые итальянцы быстро обустроились на таврических просторах. В Тамани они оживили старые поселения и возвели новые. В частности, там построили крепость Матрегу,  а в Крыму - укрепили Каффу и Сугдею,  создав безопасные условия для выгодной работорговли.

  Торговые пути, проходившие прежде через порты Сирии и Палестины, переместились на берега Черного моря.Торгово–экономический симбиоз между Средиземноморьем и диким полем Золотой орды продолжался до конца XV в

30 мая 1453 г. турецкий султан Мехмед II торжественно вступил в храм святой Софии, святыню православного мира. Последний император Константин Драгас героически погиб, защищая свою столицу. Константинополь стал Стамбулом.

Приблизительно в это же время Золотая Орда окончательно разваливается. Один из ее ханов, Хаджи–Гирей, обособляется от власти Чингизидов, образуя самостоятельное крымское ханство, куда вошел и Таманский полуостров. Вскоре и оно становится зависимым от Турецкой империи. Последний владетель Матреги Захарий Гуйгурейс был изгнан турками и просил помощи у русского царя Ивана III.


Рецензии