Мой последний рабочий день, 01. 09. 2012. Часть 1

"И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой." (Бытие 1:31)

"И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал." (Бытие 2:2-3)

     *****

Мир вам, уходящим на заслуженный отдых!

ПРОЛОГ

Товарищи пенсионеры, будем брать пример от Господа, во всём... И приятно, если оглянувшись назад скажем - хорошо весьма!

Я доволен своей трудовой деятельностью..., потому как Господь Бог всегда помогал мне, даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях. Сам удивляюсь, как мне удалось без перерывов потрудиться и в СССР, и в ГДР, и в Германии после объединения... на хорошей должности инженера.

Слава Богу!

Здесь собраны в одном 3, для меня незабываемых, события:
 
- Мой последний рабочий день, 1 сентября 2012 (праздновали 26.07.2012)
- Один из моих любимых проектов - DVM (Datenverarbeitung Mittelspannungsnetz), 1986-1987
- Незабываемый день рождения, 01.03.1991, мне исполнилось 40 лет.

Подобное воспоминание, сочетание незабываемого дня рождения и любимого проекта, уже однажды было описано мной в рассказе "Незабываемые день рождения и проект LFR 2003"... Там было всё красиво, синхронно, одновременно.

Здесь же - три события, которые происходили в разные времена и, вроде бы, не имеют ничего общего между собой. Однако эти 3 события связаны с моими старыми коллегами из ГДР, которые, несмотря на то, что мы разлучились с объединением Германии, были со мной на моём прощальном вечере...

Именно они напомнили мне об одном любимом проекте, который мы 25 лет назад вместе претворяли в жизнь и о моём 40-летии, т.к. это было днём нашего расставания...

С чего начать? Начну с конца..., т.е. конца моей трудовой деятельности. Разобью эти воспоминания на 5 отдельных частей, чтобы показать хотя бы 5 фото на эту тему. Да и повествование получится очень большим, чтобы его одолеть зараз.

        *****

Мой последний рабочий день, 1 сентября 2012 (праздновали 26.07.2012)

     - Часть 1 -
   
Собственно актуальный пенсионный срок в Германии - 67 лет, как для мужчин, так и для женщин. Женщины здесь уже лет 40 интенсивно борются за равноправие. За что боролись, на то и напоролись. Теперь и они должны работать до 67 лет.

Хотя и 67 лет - это не совсем верно. В Германии всё сложно, так же и с пенсионным возрастом. Он определяется годом рождения. Так для меня, например, пенсионный возраст 65 лет и 5 месяцев. Для Нины, она на 2,5 года младше меня - 65 лет и 7 месяцев. И т.д. до 67 лет...

Однако мы с Ниной не желали работать до "победного конца". Я хотел, чтобы Нина как можно раньше перестала работать, т.к. её работа была далеко от нашего дома и она тратила 3 часа в день только на дорогу.

Я предлагал ей просто перестать работать, моего заработка хватило бы нам на проживание. Но Нина этого не хотела, мы были воспитаны так, чтобы работать до пенсии, чтобы не быть нахлебниками...

Было несколько вариантов уйти "на покой" раньше пенсионного возраста на основе законов. Но это были плохие варианты, все, кроме одного - Altersteilzeit (Частичная пенсия). Вот его мы и использовали с Ниной.

На наших с Ниной предприятиях это было возможно, далеко не на всех. Вначале я уговорил Нину, выйти на пенсию на базе этого закона в 63 года, правда, с приличными вычетами.

А последние 8 лет работать опять же с вычетами следующим образом: 4 года ходить на работу (активная часть) + 4 года дома (пассивная часть), получая ту же зарплату, что и работая. Т.е. считалось, что Нина будет работать до 63 лет и потом будет получать пенсию. Таким образом в 59 лет, с 1 сентября 2012 года Нина была бы дома...

Нина согласилась, под моим давлением и заключила договор с предприятием. И никогда не жалела об этом, решение было правильным... Работа сильно изматывала Нину. И родители Нины всё больше нуждались в нас...

Теперь была очередь за мной. И мне удалось заключить аналогичный договор с моим предприятием, что я ухожу на пенсию в 65 лет, даже без вычетов. Причём 7 лет до этого срока я 3,5 года работал бы с вычетами + 3,5 года был бы дома, не работая, но получая те же деньги.

Считалось, что я работаю до 65 лет, а потом получаю пенсию, без вычетов. Мой договор выглядел значительно лучше, чем у Нины.

Таким образом в 61 год и 6 месяцев я практически закончил бы свою рабочую деятельность. И я подписал договор...

То, что мы с Ниной сделали, повторюсь, называется Altersteilzeit (Частичная пенсия). Сложно, не так ли? Но предприятия старались избавиться от "стариков", чтобы взять на их место молодых, динамичных... Или, ещё лучше, на их место не брать никого! И "сэкономленные" деньги отдать акционерам.

Однако, для предприятия это абсолютно глупый, дорогой вариант. Видимо они это поняли и для мужчин на год моложе меня, а для женщин на год моложе Нины, это стало невозможным. Им нужно будет пахать до 67 лет или по их возрасту. Такие законы были в то время...

Собственно и я должен был уйти на пенсию в 63, как Нина, но я никак не желал ситуации, чтобы жена работала, а я сидел дома. И Бог услышал наши молитвы. А уж если Он работает, то это всегда сногсшибательный, неожиданный сюрприз. Мы с Ниной это испытали уже не раз.

Мне пошли в отделе кадров, неожиданно для меня, навстречу и предложили уйти не в 63 (как обязаны были сделать) и не в 65 лет и 5 месяцев (мой пенсионный возраст), а именно в 65 лет, чего уж никак нельзя было ожидать.

Так вышли мы с Ниной из трудовой деятельности в ОДИН ДЕНЬ!!!, 1 сентября 2012 года. Слава Богу! Ему одному, Великому, Любящему, Творящему чудеса...

Немного долго я застрял на описании этого, для вас незначительного, факта. А для меня это очень важно. Это ещё одно свидетельство о моём Великом Боге, Боге Библии: Всемогущем, Всезнающем, Вездесущем и в то же самое время слышащем молитвы маленького, ничем не заслуживающего Его внимания человечка, который в Него уверовал. Вот такой мой Отец Небесный!

Как красиво получалось - 1 сентября первоклашки начинают свою учебную жизнь, а для нас с Ниной начинались последние, пожизненные каникулы...

Однако 1 сентября 2012 для нас с Ниной был официальный срок. У нас же, обоих, была ещё куча переработанных часов, целый месяц. Поэтому праздничное окончание своей трудовой деятельности я назначил на предприятии на четверг, 26.07.2012. Нина, обезьянка, сделала точно так же...

В принципе, я мог бы закончить свою трудовую деятельность уже в 53 года. Это называлось Vorruhestand (Досрочный выход на пенсию). Получаешь меньше денег и сидишь дома до пенсии. Пенсия тоже с большими вычетами.

У Нины не было такой возможности. Это могли себе позволить только большие предприятия. Если бы я заключил подобный договор, то вышел бы на покой значительно раньше Нины, чего я никак не хотел. Считаю ненормальным, чтобы жена работала, а муж сидел дома.

Уверовав в Бога Библии, на базе Библии, я знаю, что муж должен быть не только главой семьи, он должен быть духовным руководителем и должен обеспечить достаток семьи.

Моё предприятие через пару лет после объединения Германии купила американская фирма-спекулянт, обещая сенату взять ещё людей на работу.

Однако стали активно разваливать предприятие, убирая людей, где только возможно, загребая их деньги себе в карман. Многие вынуждены были уйти в 53, 55 или в 60 лет. Уходили даже молодые в 30-40 лет, не выдержав давления и позарившись на деньги Abfindung (выходное пособие).

И я мог бы уйти сразу, получив 200-250 тыс. евро. Но это только на первый взгляд выглядит так хорошо, здесь всё сложнее..., не буду углубляться. Короче, я не поддался на провокацию...

Американцы бесились, что не могут просто так выгонять людей, как это у них принято. Но в Германии есть законы, которые не может обойти предприятие.

Тогда американцы продали нас шведам, развалив предприятие и обокрав его на 800 млн евро. Продали ночью, никого не предупредив - так поступают только воры, грабители.

Шведы были значительно умнее, но тоже знали, что хотят. Поняв, что я не собираюсь даже в Altersteilzeit (один из очень немногих) и, признав, что у меня очень хорошее трудовое прошлое, неожиданно вызвали меня и некоторых больших начальников в отдел кадров, предложив мне на выбор 2 отдела, начальником которых я мог бы стать.

Однако я отказался, к их великому удивлению. А я просто тянул время, чтобы мы с Ниной более или менее синхронно, одновременно закончили работу... Начальником быть в этом обществе я не собирался. Т.к. нужно было бы в основном заниматься не техникой, проектами, а людьми и политикой. А если трудно придётся, определять, без кого отдел может обойтись...

Да и всё это представление в отделе кадров получилось как-то несуразно...

Я приехал из очередного продолжительного отпуска, долго путешествовал где-то очень далеко. И был первый день на работе... Одет был я простенько, но удобно. Без пиджака и галстука. У меня не было в этот день важных встреч.

Просматривая свою обширную электронную почту, наткнулся на приглашение из oтдела кадров с сегодняшней встречей. Причина была не ясна... Я даже не знал, в какую сторону думать? Решил не звонить, т.к. я как раз успевал подъехать вовремя.

Поэтому был удивлён, увидев человек 5-6 представителей из отдела кадров и больших начальников, которые были одеты с иголочки, в чёрных костюмах, белых рубашках и при галстуках... Оказывается все собрались из-за меня...

Только я могу попадаться в такое дурацкое положение. Ещё смешнее получилось бы, если бы я вышел на работу днём позднее или посмотрел электронную почту после обеда. Да и мне пришли многие десятки писем, мог бы не дойти до этого. Интересно, как долго бы они меня ждали, важные и разодетые...

Так что на раздумье не было у меня времени. Такое важное предложение, а я вынужден был действовать экспромтом.

Вначале начальники приняли меня неприветливо и прослушали мою шикарную рабочую биографию, которую радостно и задорно (мол вот кого мы вам нашли в начальники) зачитал отдел кадров, скептически...

Потом я должен был рассказать, чем занимаюсь на предприятии практически. Я рассказал о трёх интересных направлениях, которые я сам создал и вёл...

Чем вызвал интерес у начальства, т.к. направления были действительно очень интересными и важными. Они вдруг из положения "смотрю свысока", с некоторым недоверием, даже с презрением (уж больно мы одеждой отличались), склонились до доверительного уровня "с глазу на глаз" и мы мол такие...

И вот в этот момент я им задал каверзный вопрос - Зачем же мне терять то, что я сам отстроил? Хотя отделы, которые мне предлагали, были интересными...

Отвлёкся... Мне захотелось на прощальный вечер пригласить всех коллег, с кем я работал 30 лет в ГДР и объединённой Германии, а также коллег других предприятий, институтов, которые работали на наше предприятие.

Достал данные всех, кого желал видеть и пригласил по e-mail. Многие откликнулись и желали прийти. Однако была отпускная пора и у некоторых был запланированный отпуск. Некоторым не удавалось уйти с работы, а начало празднования я назначил в 14:00. Многие важные коллеги у нас работают до позднего вечера...

Однако тех, кого я хотел обязательно увидеть, смогли вырваться из рабочего процесса или оторваться от семьи. Был очень жаркий день, +36°С и мой первый большой начальник не решился приехать, ему уже было 85 лет...

Я хорошо подготовился:

- пригласил всех, с кем работал последние 30 лет
- познакомил предполагаемых гостей с программой дня по e-mail
- собрал пару фоток для диашоу о себе, т.к. не все молодые знали меня или обо мне, получилось 448 фоток, начиная с моего детства, школа, муз. школа, институт, работа в СССР, ГДР, Германии, дача, 2 дома, построенных по моему проекту, замечательные путешествия на всех континентах и многих островах
- подготовил свою прощальную речь
- заказал еду: стряпню с кофе, суп-гуляш, сосиски, котлетки, бутерброды с мясом, сыром, колбасой, яйцами, рыбой и т.д.
- купил большое количества пива, вина, шампанского, вспомнив, как крепко мы раньше гуляли
- попросил управдома убрать стенку, чтобы увеличить площадь столовой вдвое. Стенка разделяла столовую от помещения, где проходили наши собрания и технические совещания
- подключил свой лэптоп к Beamer (видеопроектор) для диашоу подготовленных фоток на большом экране
- подобрал печальную, красивую, прощальную музыку

Старые коллеги обрадовались, т.к. на моём юбилее 60 лет были не все. А посмотреть наше новое здание и нашу новую технику, с помощью которой управляют электрическими сетями 220 и 380 кВ, им было интересно. Многие давно не виделись и радовались нашей встрече...

Диашоу о своей жизни я подготовил по следующей причине: у нас в последнее время приняли много молодых специалистов (инженерно-технический персонал) из разных стран мира. Я посчитал - у нас работали представители из 10 стран: Польши, Китая, Сальвадора, Испании, Вьетнама, Ливана и т.д....

Так же я начинал свою трудовую деятельность в 1973 году в Ташкенте, в САО ОРГРЭС, русско-еврейской организации, где были представители и многих других национальностей, например я.

И мне очень захотелось их всех подружить, чтобы они устраивали вечера, посвящённые их Родинам, традициям, с их национальной едой. А то здесь принято только работать. Но мы ведь люди, не автоматы..., общение сближает нас.

Жаль, что не могу поставить здесь свою прощальную речь, т.к. она на немецком.

В ней я поблагодарил Бога за то, что имел возможность получить высшее образование и работать 39 лет по специальности (собственно 42,5 года, т.к. 3,5 года пассивной работы до пенсии тоже войдут в стаж).

О Боге у нас никогда и никто не говорит, нет верующих. Я приготовил 5 экземпляров Нового Завета с адресом моей церкви в качестве подарков, хотя почти все уже раньше получили к их дню рождения от меня Новый Завет или Библию.

В приглашении, посланному ко всем по e-mail я, как и на мой 60-летний юбилей, поставил красивую картинку с маяком и стихом из Библии:

"Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни." (От Иоанна 8:12)

Для нас, электриков, очень важно знать, Кто есть свет миру, т.к. мы думаем, что это мы, которые дают свет людям...

У меня очень хороший контакт с молодыми любой национальности, но у других немцев это не так. Они очень осторожны с тем, чего не знают.

Все молодые проходили и через меня. Я их знакомил со своими проектами и с документацией, которую сам разработал для предприятия. (см. рассказ "Мой любимый подпольный проект - документация")

Всё просто, на базе MS Office, но впечатляет даже молодых, которые всегда говорили, что такого они ещё не видели. Да, хорошо у меня получилось: с помощью нескольких щелчков мышкой, можно оказаться где угодно, во всех наших технических помещениях и не только в нашем здании.

Можно посмотреть технологию наших процессов, посмотреть технические средства, узнать как работают отдельные системы и как они повязаны. Посмотреть информационные потоки. Узнать о наших подстанциях, электростанциях, о связях с ними.

Почитать документацию ко всем системам. Телефоны и имена разработчиков систем и обслуживающего персонала. Как поступать в случае проблем, ошибок, аварий. И многое другое...

И всё это я так связал, что необходима лишь пара щелчков мышки в красивых картинках, схемах, разработанных и нарисованных мной...

Все ребятишки получали от меня и духовную пищу - дарил Евангелие (Новый Завет или Библию).

Короче, в своей речи я сделал 2 акцента: познайте Господа и любите друг друга. Конечно до моей речи были поздравления начальства, цветы, подарки, подарки...

Потом пили кофе со сладостями (и русскими конфетами) и стряпнёй (и русскими пряниками). А я им показывал на большом экране Diashow себя, от малыша до 60-летнего юбилея, с моими комментариями.

448 фото с местами моей работы, дачей, домами, которые построили по моему проекту, большими урожаями персиков, помидор... Посмотрели и весь мир, который я отснял в своих путешествиях. Все были в восторге.

В конце я поставил грустную "Музыку дождя" (Фредерик Шопен "Вальс Дождя" ), т.к. любое прощание - грустная штука и дождь подходил к жаре. Потом автоматически шло повторение уже объяснённого диашоу о жизни советско(узбекско)-немецкого инженера под "Музыку дождя"... А мы общались и eли.

Один старый ГДР-коллега подарил мне толстую папку документов по одному из моих (наших) государственных проектов времён ГДР. Он был руководителем группы, потом я стал руководителем группы. За государственные темы мы получали хорошие деньги к зарплате. 

Там была распечатка программы в сотню страниц на языке Турбо-Паскаль, которую я написал в 1986-1987 году. Документ о сдаче проекта за подписью большого начальства и описание проекта. Этого уж я никак не ожидал - сюрприз. А к папке была привязана бутылка водки Горбачёв...

P.S.: На этом сделаю перерыв в праздновании и обращусь в следующем воспоминании к этому, почти забытому проекту, однако одному из любимых проектов моей рабочей жизни...

На фото, так сказать, прекрасная смена поколения... Это молодые специалисты: одна испанка, другая немка, волейболистка. Как видите, у нас был не мужской монастырь, хотя весь персонал инженерно-технический.

Продолжение в рассказе "Мой последний рабочий день, 01.09.2012. Часть 2/5"


Рецензии