Классика устарела?

Как-то местный поэт почитал мне свои стихи. Я посоветовал ему почитать классиков – поучится и что-то перенять. Обиделся – ушел, но через день пришел и выдал:

Мне классики, конечно, не указ!
Хотя их часто ставят мне в укор –
Пишу не хуже их всегда под квас,
И даже лучше, если под кагор.

Я посоветовал ему самогоном не увлекаться и не замахиваться на нобелевку.
На самом же деле проблема самоуверенных «творцов» не признающих классиков была, есть и будет. Сам был таковым…

Честно признаюсь, классиков до определенного времени вниманием не жаловал.
Во-первых, сам я классиком становиться не собирался.
Во-вторых, принудительное изучение творчества в школьные годы меня раздражало, и я любыми путями знакомства с их произведениями избегал.
Потому сочинения писал на более волнующие меня темы: как я провел летние или зимние каникулы и о любви к Родине.

Свое осмысленное ознакомление с классиками я перенес на зрелый возраст, и оно оказалось исключительно полезным.
Чтобы не быть голословным, я хочу привести ряд примеров по осмыслению и отражению окружающих нас проблем общепризнанными мастерами слова.

Выбрал из самых почитаемых: В. Шекспира, И. Гёте и А.С. Пушкина.

Вот как они говорят о том, что считают наиболее важным и в жизни и в творчестве:

„Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить“.
В. Шекспир

„Первое и последнее требование, предъявляемое к гению, – это любовь к истине“.
И. Гёте

„Что же и составляет величие человека, как не мысль?“
А.С. Пушкин

Но здесь у гениев пера был задействован только разум. А вот к разуму уже приплюсована и душа:

Блаженны, кто с надеждой рождены,
Что море лжи преодолеем дружно,
Нам нужно то, чего не знаем мы,
А то, что знаем, – нам не нужно…

И если Гёте здесь говорит о своих душевных переживаниях на пути к познанию истины, то Шекспир смотрит на нашу жизнь как на игру, в которой мы все участвуем, но отнюдь не руководим ею:

Весь мир – театр,
Мужчины, женщины играют в нем
Им всем судьбой назначенную роль,
Определен для каждого свой выход…

На фоне этих рассуждений о месте в жизни и нашей роли в ней Александр Сергеевич со своей музыкой слов выглядит наиболее оптимистично:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Замечу, процесс творчества практически не имеет возрастных рамок: кто-то создает свое лучшее до тридцати, а кто-то уже далеко за сорок. Это я к тому, что и поздно иногда бывает не поздно, а рано иногда бывает и рано и ни к чему.

Так вот. С довольно большим опозданием я пришел к выводу, что у классиков есть чему поучиться. Обладая глубоким философским пониманием жизни, они еще и выражались легким, красивым, даже изысканным языком.

Одной из главных отличительных черт классиков является дар предвидения. Великие дают потомкам свои рекомендации и советы. И поколение за поколением читатели в который раз убеждаются, как же они правы. Поэтому классики по существу остаются нашими вечными современниками.

Вот вам подтверждение моих слов:

„Не следует с излишней торжественностью приступать ни к какому делу: торжественно праздновать следует только окончание дел“.

И. Гёте

Два века назад сказаны эти слова, но как они нам россиянам близки и понятны! Конечно же, на первый камень сил и средств у нас всегда хватает. А вот на последний…

Очень часто все силы и средства уходят на празднества по закладке первого камня. Сколько уже этих первых камней по нашей стране разбросано…

Шекспир же в своем предупреждении, конечно, чуть преувеличил насчет мудрости, но в принципе прав:

„Глупость и мудрость с такой же легкостью передаются, как заразные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей“.

„Болезненную“ тему у Шекспира ненавязчиво перехватывает Александр Сергеевич:

Да, да, ведь ревности припадки –
Болезнь, так точно как чума,
Как черный сплин, как лихорадка,
Как повреждение ума.

Несомненно одно: классики заботятся о нашем духовном здоровье. Знали бы они, каких болезней нахватались мы за последнюю сотню лет!

Вот и я когда стал внимательней читать классиков заразился:

Я для себя за счастье почитаю,
Когда брожу средь мудростей основ,
Когда среди великих обитаю,
Средь чувств их, мыслей и прекрасных слов.

Вот написал, и чувствую – перебор!

А могут ли великие ошибаться? Конечно могут. Автоматически начал отмечать те места, где, соотносясь со временем, об этом я сказал бы иначе. А кое-что из их высказываний порой вызывало у меня возражения или, мягче сказать, сомнения. Со своей врожденной наглостью промолчать мне было сложно:

Однажды Гёте высказался так:
„Величия злодей достичь не может“.
Хоть Гёте гений, но и я ведь не дурак,
И здесь меня слегка сомненья гложат.

Ну, и последнее: классики – это те люди, которые своим творчеством дают возможность прокормиться не одному поколению критиков. И хотя, как я уже говорил, классиком становиться не собираюсь, вполне допускаю, что в будущем кому-нибудь из их братии на пару обедов дам заработать.

Выдержки из книги "Мое дело десятое"


Рецензии