КИНО

Профессий много, но
Прекрасней всех - кино.
Кто в этот мир попал -
Навеки счастлив стал…
И нам, конечно, лгут,
Что там тяжелый труд.
Кино - волшебный сон.
Ах, сладкий сон!..
            Ф. Хитрук

      Классик марксизма-ленинизма В.И. Ульянов (Ленин) писал: «Важнейшим из всех искусств – является кино». В советские времена этот лозунг висел в каждом кинотеатре, в каждом сельском клубе. Но в 1993 году с системой советской власти было покончено, а лозунг актуальным остается и по сей день.
      Кино вошло в жизнь каждого человека. Без него мы больше не представляем свой досуг. Особенно в период расцвета телевидения, а ныне – интернета без кино немыслимо наше существование. Кино везде: и в огромном мегаполисе, и маленькой деревушке. Оно, как теперь говорят «видео» и на большом экране, и на маленьком планшете, телефоне.
      Сам я родом из маленького верхневолжского городка с древним финно-угорским названием Кинешма. Но у этого маленького городка богатая кинематографическая история. О ней и хочется рассказать. Но начнём всё по порядку. Ведь люди всегда были падки на любые диковинные развлечения.
      Первый удачный опыт разработки киносъёмочной и проекционной аппаратуры осуществили в Париже в 1895 г. французские изобретатели братья Луи Жан (1864-1948 гг.) и Огюст (1862-1954 гг.) Люмьеры. Они создали пригодный к практическому использованию аппарат для съёмки и проектирования «движущихся фотографий», получивший  название кинематограф. Первый фильм был продемонстрирован в Париже 22 марта 1895 г. 28 декабря в индийском салоне «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов 14 состоялся первый платный сеанс продолжительностью двадцать минут. Было показано десять фильмов: девять хроникальных и документальных, и один игровой. Длина каждого фильма – пятнадцать метров. Все эти фильмы: «Прибытие поезда на станцию», «Выход рабочих с фабрики», «Политый поливальщик» и другие стали золотым фондом мирового киноискусства. Так началось победное шествие синематографа по миру.
      Россия в конце XIX века входила в пятёрку самых развитых стран мира, и, естественно, не могла пропустить такое техническое новшество. Поэтому 4 мая 1896 г. в Санкт-Петербурге в летнем саду «Аквариум» между вторым и третьим актами оперы «Альфред -   паша в Париже» состоялся первый киносеанс. 26 мая кино  пришло в Москву. Там в саду «Эрмитаж» по окончании оперетты «Славный гостюшко» показали движущиеся картинки. В этом же году «синематограф» появился на Нижегородской ярмарке, которую гордо называли «Карман России» с оборотом торговли в несколько миллионов рублей. А рубли тогда был полновесной монетой и уступал только доллару США и фунту стерлингов Великобритании. Так же синематограф появляется в Киеве и Харькове. Из Нижнего Новгорода синематограф начал своё победоносное шествие по Поволжью.
    Сейчас город Кинешма относится к Ивановской области, но в те далёкие времена, до революции 1917 года, она была крупным купеческим уездным торгово-промышленным центром Костромской губернии, где процветали текстильные, химические лесообрабатывающие предприятия. В 1897 году по Волге чудо-новинку синематограф привезли в Кинешму, раньше чем в нынешний областной центр Иваново.
     Областной город Иваново, центр Ивановской области – 37 регион Российской федерации, до революции назывался Иваново-Вознесенск. Он даже не был уездным городом, а относился к Шуйскому уезду Владимирской губернии. При чём, Иваново-Вознесенк являлся крупным центром текстильной промышленности. Сам город Иваново-Вознесенск был больше Шуи, а Шуя была больше Владимира. Так доктор исторических наук, преподаватель Ивановского государственного университета К.Е. Балдин в своих краеведческих трудах утверждает, что кино в нашем крае появляется в конце 90-х годов XIX века. В Шую Иваново-Вознесенск «движущие картинки» привезли из Владимира. Однако, хочется заметить, что «движущиеся картинки» в Кинешме появились раньше. Всего через два года после изобретения братьев Люмьер.
     Обратите внимание на тот факт, как быстро распространялись технические новинки в России. Это говорит, что Россия была одной из передовых стран мира.Темпы роста российской экономики были самыми высокими в мире - 8,8%. По этому показателю Российская Империя выходит на первое место в мире. В целом же страна занимала пятое, после США, Германской Империи, Британской Империи, Французской республики место, а по некоторым данным выходила на четвёртое.Российский рубль являлся одной из сильнейших валют.С мнением Российской империи приходилось считаться. Так в 1895 году Россия остановила британскую колонизацию Афганистана и итальянскую экспансию в Эфиопии.Через два года остановила захват англичанами и французами Тайланда и признала эту азиатскую страну независимой.В 1900 г. русские сумели защитить христиан в Китае, послав туда войска,и с помощи армии защитили русских в Персии. Соответственно в такой сильной стране должно быть своё кино, и оно появилось в 1896 году.
    Но мы остановимся на истории кино в Кинешме и её округе. Здесь будем опираться на воспоминания Владимира Петровича Степанова, много лет проработавшего в Кинешме киномехаником. Его воспоминания были опубликованы в газете «Приволжская правда» в августе-сентябре 1988 г. На их основе я постараюсь построить своё повествование.
   И так, более ста десяти лет тому назад, впервые с «живыми картинками» - синематографом (кинематографом) кинешемцы познакомились, но стационарных киноустановок ещё не было. Кино привозили и устраивали сеанс показа.
   В то время источником света в поекционных аппаратах был так называемый друмондов свет – горела эфирно кислородная смесь, накаляя добела кусок извести. Подобная установка была взрывоопасной, и кинокартины показывали тогда на открытом воздухе на Межаковском поле поздно вечером, когда стемнеет. Между двумя врытыми столбами натягивали экран, а зрители сидели на скамьях. Показывали коротенькие картины на разные темы. Электрическое освещение было только в больницах, а показ «картинок» был пожароопасен.
   Я сам помню, как еще в период моего детства часто устраивали общественные показы кино прямо на улице. Моё детство протекало в двух Кинешемский районах – Лесозавод и Красная Ветка. Летними, ясными вечерами, когда  темнело, из клубов выносили киноустановку, натягивали экран и для местных жителей бесплатно показывали кино (телевизоры были не у всех, да и задачу КПСС выполняли – коммунистическое воспитание советского человека), а мы мальчишки с удовольствием смотрели, документальную кинохронику и особенно фильмы про войну. Так же проходили показы первых киносеансов.
   В ходе осенней ярмарки на площади, в деревянных балаганчиках, работали и пользовались большим успехом временные синематографы с подбором коротких, несложных по сюжету картин, в основном комических с участием знаменитых в то время артистов Макса Линдера, Поксона, Глупышкина и других. Иногда на ярмарку прибывал плавучий кинематограф – дебаркадер, в котором после 12 часов ночи демонстрировались картины «для мужчин».
    Первый стационарный синематограф в Кинешме появился в 1902 году. Его открыл И.Г. Тихомиров во дворе дома Поленова, что рядом с современным кинотеатром «Пассаж», в нижнем этаже склада. Там  был устроен первый небольшой,  мест на 80, зрительный зал. Театр этот имел громкое название «Модерн». По воспоминаниям современников  этот  кинематограф работал не регулярно, а от случая к случаю, по мере получения хозяином коротких кинолент, за которыми ему самому приходилось ездить в Москву, где в основном находились все кинофирмы, снимавшие и продававшие свою продукцию. В то время системы проката не существовало. Просуществовал «Модерн» недолго.
   В 1909 году в Кинешме появился другой кинематограф – «Иллюзион-Чары», основанный местным мещанином Николаем Николаевичем Свистуновым. Свистунов слыл единственным мастером города по ремонту замков, несгораемых шкафов и сейфов, ему не стоило большого труда открыть любой сейф. Благодаря этому редкому своему умению он состоял на учёте в местном полицейском управлении.   
   Свистунов был хорошим коммерсантом и не мог пройти мимо такого доходного дела как синематограф. Тогда правительство ещё не осознало выгодности кинематографа и смотрело на него как на бесперспективный аттракцион, а поэтому  эти театры облагались небольшим налогом, что было на руку предпринимателям. И кинематографы росли, как грибы.
   Свистунов переоборудует свой двухэтажный деревянный дом, который достался ему в наследство от отца и в нижнем этаже устраивает зал на 80-100 мест и довольно обширное фойе, в котором ставит механический орган для развлечения ожидающей кино публики. Орган издавал жалобные громкие звуки, и без особого труда можно было уловить мотивы популярных вальсов «Амурские волны», «На сопках Маньчжурии». Сзади дома была построена каменная кинобудка, в ней Свистунов установил привезённый из Москвы от представительства французской фирмы «ПАТЭ» кинопроекционный аппарат «ПАТЭ №1» и соответствующее оборудование. Для горения киноуглей нужна была электроэнергия, но в 1909 году в Кинешме ещё не было общего электроосвещения. Электроустановку имела только Кинешемская больница. Тогда Свистунов приобретает керосиновый двигатель и устанавливает его в одном из помещений своей мастерской. Динамо-машина вращалась ременной передачей от двигателей.
   В книге К.Е. Балдина и Ю.А. Ильина « Ивановский край в истории Отечества» можно прочитать следующее по истории кино в нашем крае: «В 1909-1910 годах в Иваново-Вознесенске открылись первые кинематографы, к 1917 г. их насчитывалось шесть. Подавляющее большинство фильмов представляли собой мелодрамы, рассчитанные на невзыскательный вкус. Об этом свидетельствовали и их названия: «Воля провидения», «Иго любви», «Прихоти сердца». Кинотеатры появились в начале ХХ века и в других городах края».
   Таким образом, хочется ещё раз отметить и поспорить, где появилось кино раньше: в Иваново-Вознесенске или в Кинешме.
    Владимир Петрович Степанов даёт небезынтересное воспоминание о том, как он в семилетнем возрасте посещал  «Иллюзион-Чары». Мальчик это запомнил на всю жизнь. Ещё бы, фильм был «звуковой», да ещё какой «звуковой»! Было это зимой 1912 года. Вся семья отправилась в «Иллюзион-Чары». Вывеска была стеклянная и светилась. Рядом с названием театра была изображена стилизованная красотка, с протянутыми руками, распущенными волосами и чёрными очами, одним словом «чары». Около входа  в театр висел огромный щит с названием картины. Было написано примерно так: «Оборона Севастополя». Грандиозный боевик. Картина сопровождается звуковыми эффектами и т.д. и т. п.
    Итак, мы сидим в зале, гаснет свет, и на экране появляется, сперва, так называемая научная лента, фильм цветной о бабочках, гусеницах – вредителях огородных культур.
    Цветные фильмы не имели ничего общего с современными цветными фильмами, те раскрашивались от руки, что было очень трудным делом. Ведь нужно было раскрасить многие тысячи отдельных кадров, Этим делом занимались на кинофабриках «художницы», которые жестоко портили себе глаза. Знакомая нашей семьи, работая в одной из московских кинофирм на такой раскраске, к сорока годам была почти слепая.
     После окончания фильма о бабочках и допуска в зал ещё нескольких запоздавших зрителей сеанс продолжился. «Оборона Севастополя» началась. Тапёр-пианист неистово колотил по басовым клавишам рояля, за экраном били в железные листы и барабаны и ещё во что-то, изредка раздавались настоящие револьверные выстрелы, а когда на экране в дело шли пушки, за экраном палили из ружья уменьшенным зарядом. В зале стоял пороховой чад, зрители подскакивали от выстрелов. Луч света из кинобудки едва пробивался сквозь дым, и в зале было светло от отражения.
   Н.Н. Свистунов был женат на дочери фабриканта Тихомирова, у которого в Кинешме были склады «Пассаж». Нижний этаж складов Тихомиров дал Свистунову в качестве приданого. Свистунов пригласил в компанию Кудрявцева и Яковлева, приступил к перепланировке складского помещения под кинотеатр «Пассаж», а в фойе, которого были  фотография, закусочная и магазин. Начал свою работу «Пассаж» в 1912 году и действует до сих пор. Это один из старейших действующих синематографов не только в России, но и в мире
  К 1914 году Свистунов – единственный хозяин кинематографа. Кудрявцев открыл свой кинематограф под названием «Амур», арендуя у торговца Елисеева второй этаж его гастрономического магазина (угол Комсомольской и Рылеевской).
   Кинотеатр «Амур» имел зрительный зал на 120 мест, порядочное фойе и отдельное помещение для буфета, откуда был вход в аппаратную. Проекционная аппаратура была тоже фирмы «ПАТЭ». Это был семейный бизнес. Сам Кудрявцев был и владельцем и демонстратором, правда, в кинобудке у него был помощник. Жена Кудрявцева сидела в кассе, а дочери исполняли обязанности контролёров.
   Между театрами Свистунова и Кудрявцева, конечно, возникла конкуренция. Они старались во всю, чтобы привлечь зрителей. Брали у прокатных контор (к тому времени снабжение кинофильмами перешло на систему проката) многосерийные приключенческие и детективные боевики. Одни названия тех лет чего стоили: «Красное домино» - 7 серий, «Королева семи дьяволов», «Таинственный ключ», «Дочь ночи», «Жув против Фантомаса».
   «Амур» тоже имел свою электростанцию. Работали кинематографы ежедневно по два сеанса, а если фильм имел успех, то по три. Воскресенье было выходным днём. Церковь не разрешала работать кинотеатрам в праздники.
   Сеанс в кинотеатрах, как правило, состоял из набора короткометражных и основных фильмов. В начале показывалась «видовая» или «научная», затем «комическая» в одной или двух частях, а затем уже и основной фильм. К последнему фильму в конце приклеивалась надпись «сеанс окончен», если по окончании фильма была только надпись «конец», зрители не уходили, так уж привыкли. Случалось, что надписи  «сеанс окончен» не оказывалось, тогда киномеханик кричал в смотровое окно эти слова.
   Так кинотеатр работал до 1918 года. Революция и гражданская война всё поменяли. «Большой Кинешемский Синематограф и Электро-Чары-Театр» - так полностью назывался «Иллюзион-Чары» был закрыт в 1917 году. «Пассаж» был национализирован и переименован в «Художественный», а «Амур» - в «Освобождение» и переданный в ведение горсовета просуществовал до 1924 года. Из всех кинотеатров Кинешмы до сих пор работает только «Пассаж». Это одно из интереснейших в городе зданий в формах модерна, совместившее в себе функции торгового и зрелищного сооружения, и в настоящее время выполняет эти функции.
    После революции 1917 года начинается новая страница в жизни кино нашего края, но это совсем другая история.
    Так в пятнадцати километрах от Кинешмы есть маленький городок районного подчинения Наволоки. Здесь в стиле конструктивизма в 1928 году был построен новый клуб, а в нём стационарная киноустановка. В начале тридцатых годов в клубе «Заветы Ильича» (именно так назывался клуб в Наволоках) крутили немые фильмы. Люди брали кассы на ура. Многие ходили не только кино посмотреть, а и послушать игру на рояле молодого тапёра, сопровождавшего музыкой безголосое экранное действо. Между тем юноша-тапёр не знал нот, играл на слух. Музыкантом – самоучкой был Серёжа Соколов. Восемнадцатилетним он преподавал музыку в школе, заведовал клубом. А сейчас в клубе современная аппаратура может показывать фильмы в 3D формате.
      Кинешма много раз становилась объектом киносъёмок. Красивая природа, старинная купеческая архитектура, красавица Волга – всё это привлекает до сих пор работников кино. Взять для примера здание кинешемской чайной, в которой находится теперь ресторан «Русская изба». Это здание было запечатлено в нескольких кинокартинах: «Семья Ульяновых», «Яков Свердлов», «Васса Железнова», «Китайский сервиз». В этих фильмах наш город «сыграл роли» различных городов, жаль только, что не самого себя.
     Кинешма не единожды служила декорацией для фильмов по пьесам А.Н. Островского. Сам великий русский драматург имел в 25 километрах от города усадьбу «Щелыково», которую купил у дочери М.И. Кутузова. Александр Николаевич являлся почётным гражданином Кинешмы, был судебным заседателем, дружил с кинешемскими купцами, многие из которых послужили прообразами действующих лиц произведений драматурга. Помню, когда я учился в школе, в учебнике литературы можно было прочитать, что образ Кабанихи в драме «Гроза» списан с одной кинешемской купчихи. 
     В 1936 году знаменитый кинорежиссёр Яков Александрович Протазанов облюбовал Кинешму для съёмок некоторых сцен для картины по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».
     В книге Михаила Арлазорова «Протазанов» приводится отрывок из записей помощника режиссёра о том, как шёл выбор места для натурных съёмок, как его потом доводили до ума. Читаешь и удивляешься: не зная того, что наша Кинешма как сквозь игольное ушко пролезла.
     «Бесприданница» снималась в Кинешме, Калуге, Костроме, и Плёсе, но перед тем как эти города были отобраны, посмотрели всю Волгу. Выбирая места для съёмок, группа побывала в Саратове, Ульяновске, Рыбинске, Васильсурске, Ярославле и многих других волжских городах. Интересны критерии отбора: глубоководность Волги, ширина, судоходность (какие суда ходят), население (количество и характер), электрическая проводка к месту работы, типаж, материал для сооружений, бытовые удобства для группы, бензин, метеорологические данные.  Город по распоряжению Протазанова был загримирован. Плотники ремонтировали городскую лестницу, спускавшуюся с крутого берега к Волге. В саду будущего дома Огудаловой вкапывались берёзы. Протазанов отыскал себе «консультанта по быту». Им стал владелец доисторического извозчичьего экипажа. Старик никогда в своей жизни не был в кино, но зато отлично знал прошлое купеческой Волги, нравы своего города. Загримировали и пароход, да так хорошо, что люди не знавшие о съёмках удивлялись, откуда взялся такой «контрреволюционный». Отдельные сцены снимались на бульваре в специально построенных павильончиках у собора и госсуда, на лестницах к набережной, у фонтана, где сражённая выстрелом Лариса падала на окружавшие его цепи. Тогда фонтан был выполнен в виде фигуры амурчика, трубящего в рог, и из этого рога лилась вода. Интересно, что фонтан действовал при помощи пожарной команды, которая заполняла водой железную ёмкость на крыше соседнего дома.
      Ещё в детстве мне рассказывала одна знакомая старушка, бабка Дуня, как ей, будучи ещё молодой, посчастливилось сняться в массовке фильма,  и за это она получила целых  пять рублей.
      Город гримировали не однажды. В 1953 году режиссёр Л.Д. Луков в Кинешме снимает фильм по пьесе М. Горького «Васса Железнова». Фильм делался на основе спектакля Малого театра. Луков снимал в Кинешме эпизоды чаепития семьи Вассы Железновой, сцены в саду и на пристани, где Васса Железнова даёт взятку речной полиции, а также сцену на бульваре. В фильме снимались народные артисты СССР В.Н. Пашенная и М.И. Жаров.
          Город принарядили к съемкам. В центре города, на набережной Волги близ переправы через реку в неожиданно короткий срок появился забор, на котором огромными буквами напечатано:
        «ПАРОХОДСТВО ХРАПОВЫХЪ И ЖЕЛЕЗНЯКОВА».
          Над воротами вторая надпись:
        «ТОРГОВЫЙ ДВОРЪ».
          Этот «двор» заставлен штабелями мешков с мукой, кипами хлопка, бочками, колёсами, сваленными в груды корзинами.
          Моя тёща Потехина Евдокия Васильевна была свидетельницей этих съёмок. Она рассказывала о том, как загримировали город. Видела прогуливающегося по волжскому бульвару Жарова, как мужики таскали бутафорские мешки, имитируя разгрузку баржи, и как в кадр, вдруг влез пароход «Советская Башкирия», и режиссёр велел быстро заклеить название, заменив его дореволюционным.
        Во время съёмок «Вассы Железновой» произошёл анекдотический случай. Один мужчина довольно скептически относился к съёмкам, и в отличие от своих друзей. Не ходил на них. Но однажды любопытство победило, и он пошёл поглазеть. Мужчина он был сильный, ладный и сразу привлёк к себе внимание помощника режиссёра. После долгих уговоров кинешемца переодели в «мужицкий» костюм и посадили в лодку на вёсла: снимали сцену катания на Волге. Когда лодка отошла от берега довольно далеко, сидевший на корме М.И. Жаров каким-то образом упал в воду, и, запутавшись в  неудобных одеждах начал тонуть. Наш герой не растерялся, нырнул и довольно легко вытащил погибавшего артиста.
         Благодарный Жаров пригласил спасителя к себе после съёмок и от  души напоил.
         Как ни странно, на следующий день этот человек на съёмки не пошёл, а удивлённым друзьям сказал:
- Что мне больше делать нечего, как народных артистов  из реки вытаскивать?
          Сам Зльдар Рязанов снимал в Кинешме несколько кадров для фильма «Жестокий романс», но эти кадры в фильм не вошли.
          Недавно по телевидению показывали фильм «Вторжение», где действие происходит накануне Великой Отечественной войны. Несколько сцен этого фильма снимали в Кинешме.
          Несколько лет назад в Кинешме снимали новый фильм по пьесе Н.А. Островского. В эпизодических ролях были задействованы актёры кинешемского драматического театра.   
          Не каждый, даже крупный город может похвастаться такой богатой кинематографической судьбой, и мы надеемся, что ещё  не раз приедут в наш волжский городок киносъёмочные экспедиции, а потом с экранов мы увидим и красавицу Волгу, и милую сердцу Кинешму, и знакомых кинешемцев.
            Вот список фильмов, которые снимали в Кинешме.
2010 г. «Овсянки» - режиссёр Андрей Федорченко.
2010 г. «Явление природы» - режиссёры Александр Лунгин и Сергей Осипьян.
2008 г. «Хозяйка тайги» -  режиссёр Игорь Массленников.
1999 г. «Китайский сервиз» - режиссёр Виталий Москаленко.
1980 г. «Вторжение» - режиссёр Виллен Новак.
1957 г. «Семья Ульяновых» - режиссёр Валентин Невзоров.
1956 г. «Признание» - режиссёр Мария Фёдорова.
1953 г. «Васса Железнова», телеспектакль – режиссёр Леонид Луков.
1941 г. «Весенний поток» - режиссёр Владимир Юренев.
1940 г. «Яков Свердлов» - режиссёр Сергей Юткевч.
1937 г. «Бесприданница» - режиссёр Яков Протазанов.
             Более сотни лет появилось кино в нашем крае. Но оно не стоит на месте, бурно развивается. Чем новым кино порадует нас? Поживём – увидим.
            


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.